СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по биологии в 7 классе «Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Значение дождевых червей в почвообразовании»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

план

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по биологии в 7 классе «Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Значение дождевых червей в почвообразовании»»

УРОК № 9

Дата проведения:_______________

Биология 7 класс

Тема урока: Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Цель:

Изучить особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей (на примере дождевого червя) Задачи: Сформировать представление об особенностях строения, жизнедеятельности и значения кольчатых (на примере дождевого) червей.  Продолжить формирование навыков по работе с лабораторным оборудованием, живыми объектами. Расширить арсенал способов подачи информации, применяя электронные средства обучения. Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности. Формировать эволюционные принципы в изучении зоологии (принцип усложнения организации дождевого червя по сравнению с круглыми) Воспитывать стремление познать многообразие животных на Земле; экологическое мировоззрение.

Тип урока: Изучение нового материала.

Термины и понятия: сегмент, вторичная полость тела, метанефридии, брюшная нервная  цепочка, муфта.


Планируемые результаты

Личностные:

-экологическая грамотность учащихся;

Метапредметные:

Познавательные

-умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

-умение вести наблюдение;

умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные

- ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные

-умение формулировать высказывание;

-умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

- умение работать в парах.

Предметные

Ученик должен знать:

- особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей; роль кольчатых червей в природных сообществах.

Ученик должен уметь:

- устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его обитанием в почве.

- обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании.

-использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебного проекта

о роли кольчатых червей в почвообразовании.

-наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.




  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания


  1. Учебно-познавательная деятельность


1. Рассказ (беседа) учителя. Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении.

Тип кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тысяч видов червей, обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей. Определенные черты строения личинок кольчатых червей (тело не разделено на сегменты и покрыто ресничным эпителием) позволяет предположить, что кольчатые черви произошли от плоских червей.

Это произошло более 600 млн. лет назад.

Кольчатые черви населяют соленые и пресные водоемы, почву. 
Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.

Кольчатые черви, подобно плоским и круглым червям, трехслойные животные с двусторонне - симметричным телом. Тело дождевых червей очень сильно вытянуто; состоит из большого числа похожих друг на друга сегментов, образованных кольцевидными перетяжками. Сегменты иначе называют кольцами, отсюда и название класса кольчатые или кольчецы. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей. Тип объединяет несколько классов из них три основных – Многощетинковые(Полихеты), Малощетинковые(Олигохеты) и Пиявки.

Класс Малощетинковые (Олигохеты)

Представители: дождевые черви, трубочники и др. Большинство малощетинковых обитают в почве и пресных водах. Детритофаги (питаются полуразложившимися остатками растений и животных). Параподии отсутствуют. Щетинки отходят непосредственно от стенки тела. Головная лопасть выражена слабо. Органы чувств часто отсутствуют, но имеются обонятельные, осязательные, вкусовые, светочувствительные клетки. Гермафродиты. Осеменение внутреннее, перекрестное. Развитие прямое, проходит в коконе, который после оплодотворения образуется на теле червя в виде пояска, а затем сползает с него.

Огромна роль дождевых червей в почвообразовании. Они способствуют накоплению гумуса и улучшают структуру почвы, тем самым повышая плодородие почвы.

Класс Многощетинковые (Полихеты)

Представители: нереиды, пескожилы, палоло и др. Обитают главным образом в морях, преимущественно донные формы, ползают или зарываются в грунт. Некоторым свойственно свечение. Среди многощетинковых встречаются свободноживущие и паразитические формы. Многие хищники. Длина тела от 2 мм до 3 м. На каждом сегменте расположена пара параподий с многочисленными щетинками. Хорошо развита головная лопасть, на которой расположены органы зрения. У многих на параподиях расположены жабры. Кровь часто окрашена в красный цвет. Большинство многощетинковых раздельнополы. Осеменение наружное. Развитие с метаморфозом (личинка трохофора).

Класс Пиявки

Пиявки — свободноживущие хищники или эктопаразиты, питающиеся кровью. Параподии и щетинки отсутствуют. Тело снаружи покрыто плотной кутикулой. Наружная кольчатость не соответствует внутренней сегментации. На переднем и заднем концах тела имеются присоски. Головная и анальная лопасти не выражены. Полость тела редуцирована. В ротовой полости есть хитиновые зубцы, разрезающие кожу жертвы при питании пиявки. Слюна содержит гирудин — вещество, препятствующее свертыванию крови. Средняя кишка образует карманы, которые при питании заполняются кровью. Метанефридии находятся лишь в нескольких сегментах. Гермафродиты. Осеменение внутреннее. Развитие прямое.

Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя – представителя Малощетинковых.


Кольчатые черви — наиболее прогрессивная группа червей.

Это первые животные, у которых возникли кровеносная система, сегментированное тело, парные органы движения — прообраз будущих конечностей. У кольчатых червей впервые в эволюции появляется вторичная полость тела (целом).


2.Работа с текстом

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. Они перемешивают почву, снижают ее кислотность, повышают плодородие. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью.* Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. * Дождевые черви живут во влажной почве. Особенно много червей на поверхности земли бывает после дождя, т.к. вода заливает воздухоносные поры в земле. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев*. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см*.


Вопросы:

1. Почему это животное получило такое название?(1 балл)

2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность

земли? 2 балла

3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? 3 балла


Эталон ответа:

1. тело состоит из ряда колец т.е разделено перетяжками на членики.

2. дождевых червей можно увидеть на поверхности земли после дождя,

потому что нечем дышать.

3. в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы.


Рассказ учителя. Внутреннее строение и жизнедеятельность кольчатых червей.

Вторичная полость тела, или целом

Тело Кольчатых червей состоит из трёх слоев клеток: эктодермы, энтодермы и мезодермы (т. е. они трёхслойные животные).

  

Вторичная полость тела (целомразвивается из клеток мезодермы (пространство между стенкой тела и внутренними органами).

 

В отличие от первичной полости тела вторичная полость изнутри выстлана собственным внутренним эпителием.

Целом заполнен жидкостью, создающей постоянство внутренней среды организма. Благодаря давлению жидкости вторичная полость поддерживает определённую форму тела червя, служит опорой при передвижении (т. е. служит гидроскелетом) и обеспечивает работу систем органов (участвует в обмене веществ: переносит питательные вещества, накапливает и выводит наружу вредные вещества, а также выводит половые продукты).

Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.

Полость тела. У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы, а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом.

Сегменты тела

Кольчатые черви — в основном свободноживущие животные и имеют двустороннюю симметрию. На их теле можно выделить головной отдел, туловище и хвостовой отдел.

Тело Кольчатых червей разделено на следующие друг за другом участки — сегменты, или кольца (отсюда и название — кольчатые черви). Таких сегментов у разных видов может быть несколько или сотни. Каждый сегмент является самостоятельным отсеком: в нём имеются собственные наружные выросты, узлы нервной системы, органы выделения и половые железы.

Движение

Движение обеспечивается пучками кольцевых и продольных мышц, а также особыми парными выростами тела, расположенными на боках каждого сегмента, — параподиями (похожими на ноги), которые есть не у всех кольчатых червей.


Пищеварительная система устроена значительно сложнее. К пищеварительной системе относятся рот, глотка, пищевод, средняя и задняя кишки, анальное отверстие.


Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.


У кольчатых червей впервые появляется кровеносная система. Она представлена спинным и брюшным сосудами. От них отходят многочисленные капилляры, которые несут обогащенную кислородом кровь от кожи ко всем органам и тканям. Кровь червя красного цвета. Движение крови по сосудам обеспечивают так называемые «сердца» - утолщенные поперечные кровеносные сосуды, расположенные в передней части тела. Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой.


Органов дыхания нет. Он дышит всей поверхностью тела.

Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы.


Органы  чувств – глазки, обонятельные  ямки,  усики  и щетинки -  осязание.

Половая  система. Кольчатые черви бывают раздельнополыми и гермафродитами.

Размножение возможно бесполым и половым путями.

Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.

Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.

Половое размножение протекает с участием двух особей даже у гермафродитов.

При бесполом размножении тело червя распадается на несколько частей, а затем каждая из них достраивает недостающие головные и хвостовые отделы.


Происхождение

Кольчатые черви произошли от примитивных (низших) червей с нерасчленённым телом, похожих на плоских ресничных червей. В процессе эволюции у них появились вторичная полость тела (целом), кровеносная система, а тело разделилось на кольца (сегменты). От примитивных многощетинковых червей произошли малощетинковые.


Задание самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний: внимательно слушайте, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному плану. Произведите взаимопроверку с соседом по парте.


1. Особенности кожно-мускульного мешка______________________________________

2. Полость тела______________________________________________________________

3.Характеристика:

а)пищеварительной системы______________________________

б)выделительной системы________________________________

в)кровеносной системы__________________________________

г)дыхательной системы__________________________________

д)нервной системы______________________________________

е) органы чувств________________________________________

ж)половой системы______________________________________


Критерии оценки: За каждый правильный ответ по 1 баллу, итого- 9 баллов.

Эталон:

1. кожно-мускульный мешок состоит из кутикулы, кожного эпителия, кольцевых и продольных мышц.

2. имеют вторичную полость тела. ( целома).

3.

а) ротовое отверстие → глотка → пищевод → зоб → желудок → кишечник → анальное отверстие.

б) представлена метанефридиями (выделительные воронки), которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.

в) продольные сосуды, кольцевые сосуды, сердце, замкнутая к/с

г) органов дыхания нет, дышит всей поверхностью тела.

д) окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка

е) глазки, обонятельные  ямки,  усики  и щетинки -  осязание.

ж) Дождевые черви – гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи, бесполое размножение – редко.


  1. Первичное закрепление.


Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Обозначьте цифрами.

Системы органов Функции

1. Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение

2. Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

питательные вещества

3. Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов

обмена

4. Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

Д. Управляет работой организма

5. Система размножения Е. Осуществляет переваривание и всасывание пищи

Эталон:

1

2

3

4

5

Е

А, Д

Б

В

Г


5. Оценивание учащихся

Критерии оценки за урок :

« 5» - 26-22 балла;

«4» -21-18 баллов;

«3» -17-13 баллов

«2» - менее 12 баллов.


6. Рефлексивная деятельность (см Приложение 5)

Что мы узнали на уроке (по цепочке отвечает каждый ученик)

1.Тело всегда сегментировано.

2.Сегментация выражена не только во внешнем строении, но и во внутреннем, а также в повторяемости многих внутренних органов.

3.Имеют вторичную полость тела(целом).

4.Полость тела разделена перегородками.

5.Кровеносная система замкнутая.

6.Выделительные органы открытого типа.

7.Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный узел- «головной мозг».

8.Органы чувств у многощетинковых червей расположены на головных сегментах.

9.Органами передвижения у малощетинковых являются щетинки (по 8 на каждом сегменте), у многощетинковых- параподии с пучками щетинок.

Выводы: Кольчатые черви имеют более высокую организацию по сравнению с плоскими и круглыми червями. Это высшие черви.


Самоанализ

Оцените свою работу на уроке в баллах:

«5» - все понял, было интересно;

«4» - не все успел понять;

«3» - кое-что понял;

«2» - ничего не понял – ТАКОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!


7. Домашнее задание.

Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей

Используя полученные знания и материал учебника, заполните таблицу:

Характеристика типов червей

Характеристика

Тип Плоские Черви

Тип Круглые Черви

Тип Кольчатые Черви

1. Представители




2. Симметрия тела




3. Численность




4. Кожно-мускульный мешок




5. Пищеварительная система




6. Кровеносная система




7. Дыхательная система




8. Нервная система




9. Выделительная система




10. Половая система




11. Среда обитания







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!