СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по физической культуре 11 класс (юноши). Раздел гимнастика. Совершенствование техники опорного прыжка, техники акробатических упражнений (акробатическая комбинация), гимнастическая (прикладная) полоса препятствий.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте представлены формы, методы, способы, приёмы, средства работы с учащимися старшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по физической культуре 11 класс (юноши). Раздел гимнастика. Совершенствование техники опорного прыжка, техники акробатических упражнений (акробатическая комбинация), гимнастическая (прикладная) полоса препятствий.»

Технологическая карта урока по физической культуре

РАЗДЕЛ: Гимнастика: акробатика, опорный прыжок, прикладная полоса препятствий

для учащихся 11 класса (юноши)

Учитель физической культуры:

Шаболина Л.Ю.


Учебный предмет

Физическая  культура

Класс

11 (юноши)

Тип урока

Комплексный

Технология построения урока

Фронтальная и поточная.  Индивидуальная. Групповая.

Тема урока

Совершенствование техники акробатических упражнений (акробатическая комбинация). Совершенствование техники опорного прыжка с элементами акробатических упражнений. Гимнастическая (прикладная) полоса препятствий. Теоретический тест.

Технологии:

здоровье сберегающая


личностно - ориентированный подход


информационно-коммуникационные

  • комплексно развивать координационные, силовые качества, содействовать формированию чувства ответственности, воспитывать упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями.



  • Совершенствование на оптимальном уровне сложности;

  • Самостоятельное планирование и анализ деятельности, решение поставленных задач, отвечать на вопросы и тестовые задания, умение работать в группах и в парах.


Цель урока

Совершенствовать ранее изученные навыки опорного прыжка, акробатических элементов гимнастики

Основные термины, понятия



Планируемые результаты  урока

Осознанное выполнение заданий с учетом наставлений и исправлением ошибок. Самооценка.

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками;

получат возможность научиться:  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий.

приобретенная компетентность:

познавательные – овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение, умением пользоваться учебником;

регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях


Формы работы


Ресурсы

Фронтальная, поточная, индивидуальная.


Книгопечатная продукция: Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Лях 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2011г.-104с.

Технические средства обучения: презентация, музыкальное сопровождение.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные 
учебные действия

I. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку, дежурный сдает рапорт и озвучивает тему урока; учитель ставит цели урока и создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета.

Построение; приветствие.  Настроить детей на работу.

Слушают 
и обсуждают тему урока.

Обучающиеся проверяют подготовку мест к занятиям.

Личностные: совершенствуют значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются

Совершенствуют: в доступной форме самостоятельно объяснять технику выполнения акробатических элементов, опорных прыжков, анализировать и находить ошибки; координировать и контролировать действия.

Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении упражнений.

о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II. Актуализация знаний

Показ презентации по теме «Акробатика» «Акробатическая комбинация»

«Опорный прыжок»


Вопрос. Ребята, какие элементы акробатических упражнений Вы знаете?

- Сегодня мы будем с вами совершенствовать элементы акробатики, и опорного прыжка.

Повторение правила Т/Б на уроках акробатики и опорных прыжков

Разминка. Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока

* класс «Равняйся!», «Смирно!»,

* выполнение строевых упражнений /повороты налево, направо, кругом на месте на 1-2 рассчитайсь, перестроение в две шеренги

* направо, ходьба по залу с дистанцией 2 шага на носках

(руки на пояс, спина прямая).

* на пятках (руки за головой, спина прямая)

* бег в равномерном темпе с выполнением беговых заданий захлестом голени, высоким подниманием бедра, противоходом, скрестным шагом.

Выполнение команд.

Построение и перестроение. Даёт команды: «На первый – второй рассчитайсь!», «Первые – один шаг, вторые – четыре шага вперед шагом марш!», «На вытянутые руки в стороны, разомкнись!».

* Комплекс ОРУ с гимнастической палкой

Беседа по теме: «Что такое гибкость».

Беседа что такое прикладная физическая культура, и какое значение она имеет для физической подготовки человека. Предлагает творчески подходить к выполнению акробатических упражнений.


Слушают наводящие вопросы учителя, выполняют задания учителя.

Настрой на урок.

Самооценка готовности к уроку.



Выполняют упражнения.





















Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения.

Познавательные:

Обще-учебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки 
и учета характера сделанных ошибок.


Установить роль разминки при подготовке организма к занятию.

Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Использовать общие приемы решения задач.

Обсудить ход предстоящей разминки.









Уточнить влияние разминки для всех групп мышц суставов связок и сухожилий.


Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп.


Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.



Взаимодействие при проведении разминки, как со сверстниками, так и с учителем.












Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.

Самоопределение в целях учебной деятельности.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Оценивание ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.


III. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение задач

Объяснение учителем техники правильного выполнения упражнения и показ более подготовленным учеником кувырка назад, стойка на лопатках.

Сидя на матах напротив проектора.

Показ презентации

Образно воспринимать двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.

Познавательные:

Обще-учебные– извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;




логические – осуществляют поиск необходимой информации.

IV. Совершенствование изученного материала.

Формулирует задание, осуществляет контроль.

Даёт команду построиться возле матов.

Проводит подготовительные упражнения:

* группировка из положения лёжа на спине,

* перекаты в группировке,

* перекат в группировке с опорой рук. (Повторить 4–6 раз.)

Обратить внимание на положение головы.

Выполнение элемента со страховкой.

Объясняет технику выполнения. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.

*Распределение по парам

*Стойка на лопатках

Выполнение элемента самостоятельно и поддержкой партнера.

Выбирать более эффективные способы решения задач. Прогнозировать свою деятельность.



Слушают, выполняют упражнение

Договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Самостоятельно осушествляют страховку партнёра


V. Самостоятельное творческое использование

сформированных УУД.

Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику безопасности, страховку, само страховку.

Из и.п. – лёжа на спине

1 – группировка

2 - раскрыться

И.п – группировка сидя – перекатом назад – вперёд в упор присев.

И.п. – упор присев

1 – перекатом назад – стойка на лопатках

2 – и.п.

Ориентировать учащихся на согласованность действий

при выполнении акробатических упражнений.

Распределение на станции: 1-акробатика; 2- опорный прыжок; 3 – акробатическая комбинация.

Работа в парах: акробатические элементы с предметами; с партнёром.

Совершенствуем элементы в единую акробатическую комбинацию.

Опорные прыжки: работа поточно с применением акробатических элементов.


Выполняют  учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.




Слушают, выполняют упражнения

Познавательные: Совершенствовать навыки в выполнении плотной группировки, акробатических упражнений, опорных прыжков, акробатической комбинации.


Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера.























Познавательные: Совершенствуют навыки в выполнении поставленной задачи. Совершенствуют технические элементы выполнения упражнений (на данных станциях) по сигналу меняются.




Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера. Анализируют свои действия. Осуществляют самостоятельную работу страховки и самостраховки. Исправляют ошибки анализируют работу партнёра.



VI. Первичное осмысление и закрепление

Проводит тренировку в форме гимнастической (прикладной) полосы препятствий в парах с учётом фиксированного времени.

Поясняет задание, контролирует его выполнение.

Выполнение теоретического задания на маршрутных листах.

Объясняет правила выполнения и соблюдения техники безопасности.

Выполняют упражнения.

Выполняют дыхательные упражнения

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; принимают инструкцию педагога и четко ей следуют; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.


Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера.

VII. Рефлексия.

Итоги урока.

Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока. Рефлексия Что вы видите на картинке?

- Молодцы! Вы сегодня показали, что действительно очень подготовленный класс. На уроке была хорошая дисциплина.

Обобщить полученные на уроке сведения.

Проводят совместный итоговый подсчёт баллов с партнёрами, фиксированных на маршрутных листах. Осуществляют подсчёт тестовых заданий
по вопросам.

Аргументируют правильность своих ответов.

Похвалить всех детей, выделить особо отличившихся. Домашнее задание

Выполняют игру.

Оценить процесс и результаты своей деятельности

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.













Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности.







Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя, прогнозируют результаты уровня совершенствуемого материала.



Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
















Приложение №1







Тестовые задания 10-11 класс


1. Виды двигательной активности, благотворно воздействующие на физическое состояние и разви­тие человека, принято называть:

А) физическим развитием; В) физи­ческим трудом;

Б) физическими упражнениями;


2. Отличительным признаком физической культуры является:

А) воспитание физических ка­честв и обучение двигательным действиям;

Б) ис­пользование гигиенических факторов и оздорови­тельных сил природы;

В) высокие результаты в учебной, трудовой и спортивной деятельности;

Г) определенным образом организованная двига­тельная активность.


3. Двигательными умениями и навыками при­нято называть:

А) способность выполнять упраж­нение без активизации внимания;

Б) правильное выполнение двигательных действий;

В) способы управления двигательными действиями;

Г) уровень владения движением при активизации внимания.


4. Что включает в себя понятие «физическое развитие человека»?

А) Показатели силы, бы­строты, выносливости;

Б) показатели веса, ро­ста, жизненной емкости легких и другие антро­пометрические данные;

В) показатели спортив­ных результатов.


5. Что такое самоконтроль в процессе занятий физической культурой:

А) определение своего собственного уровня физического развития, тренированности и здоровья, с целью внесения корректив в нагрузку на занятиях;

Б) регистрация наблюдений за физическим развитием простыми и доступными способами с целью эффективного восстановления функциональных возможностей организма;

В) регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью и их изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями;

Г) регистрация субъективных показателей, наблюдение за самочувствием, и настроением?


6. Укажите норму частоты сердечных сокраще­ний (ЧСС) в покое у здорового нетренированного человека:

А) 60-80 уд/мин.; Б) 80-84 уд/мин.; В) 85-90 уд/мин; Г) 48-56 уд/мин.


7. Что понимается под тестированием физи­ческой подготовленности:

А) измерение уровня развития основных физических качеств;

Б) изме­рение роста и веса;

В) измерение показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

Г) все выше перечисленное.


8. Комплекс функциональных свойств организ­ма, составляющих основу способности противосто­ять утомлению в различных видах деятельности, принято называть:

А) координационно-двигатель­ной выносливостью;

Б) спортивной формой;

В) об­щей выносливостью;

Г) подготовленностью.


9. Оптимальное количество занятий физической культурой, для поддержания здоровья равно:

А) одно занятие в неделю; В) три занятия в неделю;

Б) два занятия в неделю; Г) ежедневные занятия.


10. Результатом выполнения силовых упражне­ний с небольшим отягощением и предельным ко­личеством повторений является:

А) быстрый рост абсолютной силы; В) увеличение физиологического поперечника мышц;

Б) увеличение собственного веса; Г) повышается опасность перенапряжения.

11. В какой последовательности целесообразно воздействовать на развитие физических качеств в основной части урока, посвященного общей физи­ческой подготовке? 1. Сила. 2. Быстрота. 3. Гиб­кость. 4. Выносливость.

А) 1, 2, 3; 4; Б) 2, 3, 1,4; В) 4, 3, 2, 1; Г) 3, 2, 4, 1.


12. К упражнениям с преодолением собственного веса относятся:

А) упражнения с отягощениями (штангой, гантелями, набивными мячами);

Б) упражнения с преодолением сопротивления внешней среды;

В) упражнения в пассивном напряжении мышц;

Г) гимнастические силовые упражнения.







Ключ

вопроса

А

Б

В

Г

1


X



2




X

3



X


4


X



5



X


6



X


7

X




8



X


9



X


10



X


11

X




12




X






Приложение №2



Гимнастическая(прикладная)

полоса препятствий

Три кувырка Кувырки в парах















Лазание по канату в парах

Способы хвата Опорный прыжок




















Приседания в парах Подтягивание


















Приложение №3


МАРШРУТНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

УРОКА ГИМНАСТИКИ

Акробатика


п/п

Ф.И.

Акробатика

«5»

отлично

«4»

хорошо

«3» удовлетворительно

1





2





3





4





5





6

















*Оценить партнёра и поставить Х (крестик). Спасибо за работу на уроке!!!



МАРШРУТНО – ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УРОКА ГИМНАСТИКИ

Опорный прыжок


п/п

Ф.И.

Опорный прыжок

«5»

отлично

«4»

хорошо

«3» удовлетворительно

1





2





3





4





5





6

















*Оценить партнёра и поставить Х (крестик). Спасибо за работу на уроке!!!


МАРШРУТНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

УРОКА ГИМНАСТИКИ

«ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ»



п/п

Ф.И.

ОФП

Подтягивание

(кол-во раз)

теория

Общее время (сек)

место

1






2






3






4






5






6
















*За наибольшее количество выполнения упражнения «подтягивание» - от общего времени отнимается -1 сек.

* Теоретическое выполнение задания: за каждый правильный ответ -1 сек. от общего времени.





ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УРОКА ГИМНАСТИКИ



п/п

Ф.И.

ОФП

«5»

отлично

«4»

хорошо

«3» удовлетворительно

1





2





3





4





5





6
















* Учащиеся подводит общую оценку каждого ученика (партнёра) в итоговый протокол




Приложение № 4







Вручается

ученику 11 «А» класса

Загумённову Дмитрию


За участие в районном семинаре

Школа -школе

«Открытый урок»


Директор: Г.Ф. Рамазанова


п. Железнодорожный

01.03.2018 г.


Вручается

Ученику 11 «А» класса

Шнайдеру Андрею




























Приложение №5





Акробатическая комбинация - юноши




И.п. – о. с.


1.

Кувырок вперед прыжком в упор присев

1,5 б.

2.

Прыжком в упор лежа, держать

0,5 б.

3.

Стойка на голове и руках силой

1,5 б.

4.

Перекат вперед в упор присев

0,5 б.

5.

Стойка на лопатках, без помощи рук, держать

1,5 б.

6.

Сед, сед углом, руки в стороны, держать

1,0 б.

7.

Поворот влево (вправо) кругом, в упор лежа

0,5 б.

8.

Прыжком в упор присев

0,5 б.

9.

Прыжок вверх с поворотом на 360°

1,0 б.

10.

Переворот боком, поворот на лево (на право)

1,0 б.

11.

Прыжок вверх прогнувшись

0,5 б.


ИТОГ

10б.
















Порядок выступлений

Комбинация должна иметь четко выраженное начало и окончание, включать в себя связующие элементы, придающие комбинации целостность и динамичность, выполняться слитно без неоправданных пауз, по прямой линии со сменой направления. Фиксация статических элементов—2 секунды. Общая суммарная стоимость выполненных соединений составляет базовую оценку, из которой вычитаются сбавки за ошибки в технике выполнения отдельных обязательных. Судьи оценивают качество выполнения комбинации в сравнении с идеально возможным вариантом исполнения. Максимально базовая оценка 10,0 баллов. В случае, если участник не сумел выполнить какой—либо элемент или связку полностью, его оценка снижается на стоимость невыполненного элемента или всей акробатической связки.

Для выполнения комбинации участнику предоставляется только одна попытка. Прежде чем участник начнёт своё выступление, должны быть чётко объявлены его фамилия и имя. После вызова у участника есть 20 секунд, чтобы начать выполнение упражнения. Упражнение, выполненное без вызова, не оценивается.

Оценка действий участника и продолжительность упражнения фиксируется с момента выполнения первого движения и заканчивается фиксацией основной стойки после окончания упражнения. Сигналом готовности участника к началу выступления служит поднятая вверх рука.

Оказанная при выполнении упражнения поддержка и явная помощь наказывается соответствующими сбавками. Представителям команд не разрешается разговаривать или давать указания гимнастам во время выполнения упражнения.

Перед началом выступлений участникам предоставляется разминка из расчета не более 30 секунд на каждого участника. Комбинация выполняется на дорожке из гимнастических матов.

Испытания проводятся в виде выполнения акробатической комбинации, имеющей строго обязательный характер. Для выполнения упражнения участнику предоставляется только одна попытка.

Повторное выступление

Выступление участника не может быть начато повторно, за исключением случаев, вызванных непредвиденными обстоятельствами, к которым относятся: поломка гимнастического оборудования, произошедшая в процессе выступления; неполадки в работе общего оборудования – освещение, задымление помещения и т.п.; появление на гимнастическом оборудовании или в непосредственной близости от него посторонних объектов, создающих травмоопасную ситуацию.

При возникновении указанных выше ситуаций, участник должен немедленно прекратить выступление. Если выступление будет завершено, оно будет оценено.

Только Председатель судейского жюри имеет право разрешить повторное выполнение упражнения. В этом случае участник выполняет своё упражнение сначала, после выступления всех участников своей смены.

Если выступление прервано по вине участника, повторное выполнение упражнения не разрешается.


Сбавки судей за нарушение

техники исполнения акробатических элементов


Виды нарушений техники выполнения

Цена ошибки

1

Недостаточная амплитуда выполнения отдельных элементов

До 0,3 балла

2.

Сильное, до неузнаваемости, искажение элемента

До 0,3 балла

3.

Отсутствие слитности, неоправданные остановки между элементами

До 0,3 балла

4.

Отклонение от оси движения, выход за пределы акробатической дорожки

До 0,4 балла

5.

Нарушение осанки, неточное положение отдельных частей тела

До 0,3 балла

6.

Недостаточная высота полетной фазы прыжков

До 0,3 балла

7.

Ошибки приземления при выполнении прыжков

До 0,4 балла

8.

Фиксация статического элемента менее 2 сек.

До 0,5 балла

9.

Фиксация статического элемента менее 1 сек.

До 0,3 балла

10.

Отсутствие четко выраженного начала или окончания упражнения

До 0,3 балла

11.

Отсутствие обязательных элементов

0,5 балла за каждый

12.

Включение в комбинацию элементов, сверх 14 установленных регламентом

0,3 балла за каждый

13.

Повторное выполнение упражнения после неудачного начала

0,5 балла

14.

Неоправданная пауза более 7 сек при выполнении упражнения

Упражнение прекращается и оценивается его выполненная часть

15.

Задержка начала упражнения более чем на 20 сек.

0,5 балла

16.

Задержка упражнения на более чем 30 сек.

Упражнение не оценивается

17.

Оказание помощи, поддержка

0,5 балла в каждом случае

18.

Нарушение требований к спортивной форме

0,5 балла

19.

Нарушение правил поведения во время проведения испытаний

После первого предупреждения сбавка 0,5 балла с окончательной оценки



П риложение №6


Комплекс ОРУ с гимнастической палкой





































Прикладные виды гимнастики

  1. Спортивно-прикладная гимнастика применяется при трениров» ке во всех видах спорта. Она развивает ряд качеств и навыков, необходимых легкоатлетам и пловцам, борцам и футболистам, а также другим спортсменам, совершенствующимся в избранном виде спорта.

  2. Военно-прикладная гимнастика применяется на занятиях с юношами допризывного возраста, а также в системе физической подготовки военнослужащих. Она предусматривает изучение строевых упражнений, освоение различных прикладных способов ходьбы, бега, прыжков, формирование навыков переползания и лазанья, преодоления препятствий, переноски партнеров различными способами, освоение навыков сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры и др.

Гимнастика на производстве используется в двух формах: вводная гимнастика и физкультурная пауза.


  1. Атлетическая гимнастика обеспечивает гармоничное разви тие мускулатуры всего тела, исправляет недостатки в осанке и одновременно развивает силу, гибкость, ловкость и другие ценные для человека двигательные качества. Занятия могут быть групповыми и индивидуальными, проводятся они в зале или на площадке, а также в домашних условиях.



  1. Акробатика содержит самые различные упражнения в балансировании (стойки, мосты, шпагаты); групповые упражнения в балансировании (двойки, тройки, четверки и т. д.); индивидуальные прыжковые упражнения (перекаты, и кувырки, перевороты, перевороты колесом, перекиды, полуперевороты и сальто); упражнения на батуте (учебные и спортивные прыжки) и бросковые упражнения (прыжки броском под ноги, броски с плеч и др.). Прыжки на батуте в настоящее время выделились в самостоятельный вид спорта.




















Литература:


Гимнастика (учебник)


Заведующая редакцией А. К. Гринкевич. Редактор Я. С. Новожилова. Художник. В. Ф. Котанов. Художественный редактор Ю. В. Архангельский. Технический редактор С. С. Басипова. Корректор 3. Г. Самылкина. Сдано в производство 25/VIII 1976 г. Подписано к печати 27/1 1977 г. Формат 60x90/i6. Бумага тип. № 3. Печ. л. 26,5. Усл. печ. л. 26,5. Уч.-изд. 29,0. Цена 1 р. 10 к. Тираж 50 000 экз. Изд. № 5416. Зак. 699. Ордена «Знак Почета» издательство «Физкультура и спорт» Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 103006. Москва, К-6, Каляевская ул., д. 27. Ярославский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 150014, Ярославль, ул. Свободы, 97










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!