СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока по географии "Движения Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока по географии на тему "Движения земли" в 5 классе. Будет полезна для учителей общеобразовательных учреждений

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока по географии "Движения Земли"»

География 5 класс

Тема урока: «Движения Земли »

Цель урока: сформировать представление о движении Земли, их видах и влиянии на процессы, происходящие на планете.

Задачи:

Образовательные:

формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли вокруг своей оси и Солнца;

умение извлекать необходимую информацию из разных источников: учебник; образовательный портал в сети Интернет.

Развивающие:

развитие учебно-познавательных умений и навыков;

развитие умения организовывать свою учебную деятельность;

развитие памяти, речи, логического мышления.

Воспитательные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебной деятельности.

Планируемые результаты.

Личностные:

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:

Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; умение работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение умениями работы с учебником.

Предметные:

Знание значение понятий: географический полюс, экватор, Северный и Южный полярные круги, дни летнего и весеннего равноденствия, дни зимнего и летнего солнцестояния.

Тип урока - усвоение новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся - групповая, индивидуальная.

Оборудование для учителя: проектор, компьютер, презентация.

Оборудование для учеников: учебник Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник. ФГОС; тетради.


Ход урока


  1. Организационный этап.  

  • Проверка домашнего задания


II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Кто догадается, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

  • Методический прием «Стихотворное настроение»

Утром солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

-Ну-ка, детки, подымайтесь,

Умывайтесь, одевайтесь

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Дальше, дальше день бежит

К вечеру скорей спешит.

Ночью на небе - луна,

Очень строгая она,

Закрывайте дети очи.

Говорит: «Спокойной ночи!»

(дети могут назвать примерные темы: «положение солнца на небе», «смена дня и ночи»…)


- Итак, тема урока «Движение Земли».

- Какие задачи мы поставим при изучении этого вопроса?

- Что собой представляет Земля? (Это третья планета Солнечной системы, вращается вокруг Солнца, на ней единственной есть жизнь)


III. Актуализация знаний.  Первичное усвоение новых знаний. 


- Ещё древнегреческий учёный Аристотель предположил, что Земля, как и все другие планеты, имеет форму шара, однако более точно форму Земли можно назвать — геоид. Земля — небольшая планета Солнечной системы.


Земля вращается вокруг Солнца и делает полный оборот за 365 дней 6 часов и 9 минут. «Лишние» часы и минуты образуют дополнительный день — 29 февраля, поэтому существует високосный год (год, кратный 4). Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите со скоростью 30 км/с.


Географические следствия движения Земли - явления, вызванные разными видами движения Земли и оказывающие влияние на форму Земли, природные процессы и жизнь человека: смена дня и ночи, смена времен года, отклонение движения тел под воздействием ускорения Кориолиса, приливы, отливы и др.


  • Загадка:

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- Что это такое? (глобус).

Глобусэто уменьшенная модель Земли.

-А в каком направлении вращается Земля?

Земля вращается вокруг своей оси, и, если смотреть с точки северного полюса, она двигается с запада на восток против часовой стрелки)


земная ось

- Так что же такое земная ось?(Воображаемая линия, проходящая через центр Земли от точки северного полюса до южного полюса)

23,5°

-Угол наклона земной оси = 23,5 °

= Запись/ рисунок в тетради:




экватор




- Вы, конечно, наблюдали восходы и закаты Солнца на земном небосводе. Почему они происходят? Не перестает же Солнце светить! Объясните, как сменяется освещенность Солнцем поверхности Земли? (При осевом вращении Земли освещается только одна сторона – там день, на противоположной – ночь).


- Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами или восходами Солнца? (Сутки)


- Чему равны одни сутки? (24 часа)


- Почему Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются? (Они двигаются вокруг Солнца, которое удерживает их силой всемирного тяготения).


- Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг своей оси?(Смена времени суток или смена дня и ночи)


-Как происходит смена дня и ночи, как движется Земля?- Движение Земли вокруг своей оси называют осевым, из-за него происходит смена дня и ночи.


- Ребята, внимательно смотрим на глобус. Скажите, а какие области при вращении Земли остаются неподвижными? (полюса) Какое время суток сейчас будет у нас в России, если Солнце светит на Северную Америку? (ночь)

= Запись в тетради:

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ:

Осевое




Следствия:


1. Смена дня и ночи.

2. Отклонение воздушных потоков,

морских течений от их первоначального направления:

в Северном полушарии – вправо,

а в Южном полушарии – влево.

3. Приплюснутость Земли у полюсов.










- Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг Солнца?(Смена времен года)

- В это время Земля движется вокруг Солнца по своей траектории или орбите, поэтому вращение Земли вокруг солнца называют орбитальным.

= Запись в тетради продолжить:


ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ:


Орбитальное / годовое



Следствия:

1. Вращение Земли вокруг Солнца приводит к смене времён года, благодаря постоянному наклону земной оси 23,5°.

2. Сезонная ритмика географических процессов и явлений.










- В течение года в жизни нашей планеты существуют особые дни, когда положение Солнца зафиксировано определенной датой, от которой идет отсчет новых географических процессов. Определить эти дни и  наглядно продемонстрировать годовое движение Земли вокруг Солнца и суточное вращения Земли вокруг своей оси поможет прибор- теллурий.

В теллурии меньший шарик, изображающий Землю, движется вокруг источника света (лампочки, представляющей Солнце). Кроме того, шарик-Земля вращается вокруг оси, проходящей через его центр и сохраняющей неизменное наклонное направление (подобно земной оси).

Иногда в теллурии третий, ещё меньший шарик изображает Луну, обращающуюся вокруг Земли).

IV. Первичная проверка понимания  


= Запись в тетради идет после каждого обсуждения сезонных изменений:


Дата

Название

Положение Солнца в зените

Характеристика сезонов года

21 марта

День весеннего равноденствия

на экваторе

На всей Земле день равен ночи. Весна в Северном полушарии, осень- в южном.

22 июня

День летнего солнцестояния

на северном тропике

Лето в Северном полушарии,

зима – в южном.

23 сентября

День осеннего равноденствия

на экваторе

На всей Земле день равен ночи. Осень в Северном полушарии, весна - в южном

22 декабря

День зимнего солнцестояния

на южном тропике

Зима в Северном полушарии, лето– в южном.


Значение астрономического положения Земли для ее природы:

1. Вследствие осевого и орбитального вращения Земли все природные процессы имеют свои ритмы.

2. Температурный режим Земли благоприятный.

3. Спутник Земли – Луна вызывает приливы и отливы.


V. Подведение итогов урока

  • Методический прием «Согласны ли вы?»(если учащиеся согласны, они поднимают карточку зеленого цвета, если не согласны, то карточку красного цвета)

А) Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5°+

Б) День зимнего солнцестояния -22 января-

В) 22 июня наблюдается в Южном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь-

Г) 21 марта на всей Земле день равен ночи +

Д)Чем выше Солнце над горизонтом, тем длиннее тень от предметов -

Е)22 июня – это день летнего солнцестояния+

Ж) 22 декабря в южном полушарии лето +


VI. Рефлексия

  • Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!