География 5 класс
Тема урока: «Движения Земли »
Цель урока: сформировать представление о движении Земли, их видах и влиянии на процессы, происходящие на планете.
Задачи:
Образовательные:
формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли вокруг своей оси и Солнца;
умение извлекать необходимую информацию из разных источников: учебник; образовательный портал в сети Интернет.
Развивающие:
развитие учебно-познавательных умений и навыков;
развитие умения организовывать свою учебную деятельность;
развитие памяти, речи, логического мышления.
Воспитательные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебной деятельности.
Планируемые результаты.
Личностные:
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные:
Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; умение работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение умениями работы с учебником.
Предметные:
Знание значение понятий: географический полюс, экватор, Северный и Южный полярные круги, дни летнего и весеннего равноденствия, дни зимнего и летнего солнцестояния.
Тип урока - усвоение новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся - групповая, индивидуальная.
Оборудование для учителя: проектор, компьютер, презентация.
Оборудование для учеников: учебник Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник. ФГОС; тетради.
Ход урока
Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Кто догадается, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Умывайтесь, одевайтесь
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Дальше, дальше день бежит
К вечеру скорей спешит.
Ночью на небе - луна,
Очень строгая она,
Закрывайте дети очи.
Говорит: «Спокойной ночи!»
(дети могут назвать примерные темы: «положение солнца на небе», «смена дня и ночи»…)
- Итак, тема урока «Движение Земли».
- Какие задачи мы поставим при изучении этого вопроса?
- Что собой представляет Земля? (Это третья планета Солнечной системы, вращается вокруг Солнца, на ней единственной есть жизнь)
III. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.
- Ещё древнегреческий учёный Аристотель предположил, что Земля, как и все другие планеты, имеет форму шара, однако более точно форму Земли можно назвать — геоид. Земля — небольшая планета Солнечной системы.
Земля вращается вокруг Солнца и делает полный оборот за 365 дней 6 часов и 9 минут. «Лишние» часы и минуты образуют дополнительный день — 29 февраля, поэтому существует високосный год (год, кратный 4). Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите со скоростью 30 км/с.
Географические следствия движения Земли - явления, вызванные разными видами движения Земли и оказывающие влияние на форму Земли, природные процессы и жизнь человека: смена дня и ночи, смена времен года, отклонение движения тел под воздействием ускорения Кориолиса, приливы, отливы и др.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- Что это такое? (глобус).
Глобус – это уменьшенная модель Земли.
-А в каком направлении вращается Земля?
Земля вращается вокруг своей оси, и, если смотреть с точки северного полюса, она двигается с запада на восток против часовой стрелки)
земная ось
- Так что же такое
земная ось?(
Воображаемая линия, проходящая через центр Земли от точки северного полюса до южного полюса)
23,5°
-Угол наклона земной оси = 23,5 °
= Запись/ рисунок в тетради:
экватор
- Вы, конечно, наблюдали восходы и закаты Солнца на земном небосводе. Почему они происходят? Не перестает же Солнце светить! Объясните, как сменяется освещенность Солнцем поверхности Земли? (При осевом вращении Земли освещается только одна сторона – там день, на противоположной – ночь).
- Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами или восходами Солнца? (Сутки)
- Чему равны одни сутки? (24 часа)
- Почему Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются? (Они двигаются вокруг Солнца, которое удерживает их силой всемирного тяготения).
- Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг своей оси?(Смена времени суток или смена дня и ночи)
-Как происходит смена дня и ночи, как движется Земля?- Движение Земли вокруг своей оси называют осевым, из-за него происходит смена дня и ночи.
- Ребята, внимательно смотрим на глобус. Скажите, а какие области при вращении Земли остаются неподвижными? (полюса) Какое время суток сейчас будет у нас в России, если Солнце светит на Северную Америку? (ночь)
= Запись в тетради:
ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ:
Осевое
Следствия:
1. Смена дня и ночи.
2. Отклонение воздушных потоков,
морских течений от их первоначального направления:
в Северном полушарии – вправо,
а в Южном полушарии – влево.
3. Приплюснутость Земли у полюсов.
- Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг Солнца?(Смена времен года)
- В это время Земля движется вокруг Солнца по своей траектории или орбите, поэтому вращение Земли вокруг солнца называют орбитальным.
= Запись в тетради продолжить:
ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ:
Орбитальное / годовое
Следствия:
1. Вращение Земли вокруг Солнца приводит к смене времён года, благодаря постоянному наклону земной оси 23,5°.
2. Сезонная ритмика географических процессов и явлений.
- В течение года в жизни нашей планеты существуют особые дни, когда положение Солнца зафиксировано определенной датой, от которой идет отсчет новых географических процессов. Определить эти дни и наглядно продемонстрировать годовое движение Земли вокруг Солнца и суточное вращения Земли вокруг своей оси поможет прибор- теллурий.
В теллурии меньший шарик, изображающий Землю, движется вокруг источника света (лампочки, представляющей Солнце). Кроме того, шарик-Земля вращается вокруг оси, проходящей через его центр и сохраняющей неизменное наклонное направление (подобно земной оси).
Иногда в теллурии третий, ещё меньший шарик изображает Луну, обращающуюся вокруг Земли).
IV. Первичная проверка понимания
= Запись в тетради идет после каждого обсуждения сезонных изменений:
Дата | Название | Положение Солнца в зените | Характеристика сезонов года |
21 марта | День весеннего равноденствия | на экваторе | На всей Земле день равен ночи. Весна в Северном полушарии, осень- в южном. |
22 июня | День летнего солнцестояния | на северном тропике | Лето в Северном полушарии, зима – в южном. |
23 сентября | День осеннего равноденствия | на экваторе | На всей Земле день равен ночи. Осень в Северном полушарии, весна - в южном |
22 декабря | День зимнего солнцестояния | на южном тропике | Зима в Северном полушарии, лето– в южном. |
Значение астрономического положения Земли для ее природы:
1. Вследствие осевого и орбитального вращения Земли все природные процессы имеют свои ритмы.
2. Температурный режим Земли благоприятный.
3. Спутник Земли – Луна вызывает приливы и отливы.
V. Подведение итогов урока
Методический прием «Согласны ли вы?»(если учащиеся согласны, они поднимают карточку зеленого цвета, если не согласны, то карточку красного цвета)
А) Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5°+
Б) День зимнего солнцестояния -22 января-
В) 22 июня наблюдается в Южном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь-
Г) 21 марта на всей Земле день равен ночи +
Д)Чем выше Солнце над горизонтом, тем длиннее тень от предметов -
Е)22 июня – это день летнего солнцестояния+
Ж) 22 декабря в южном полушарии лето +
VI. Рефлексия