СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по информатике на тему «Знакомство с языком программирования Python.»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю конспект урока по информатике в 8 классе по теме: «Знакомство с языком программирования Python. Ввод. Вывод. Оператор присваивания. Математические операции».

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по информатике на тему «Знакомство с языком программирования Python.»»

План-конспект урока информатики в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предлагаю вам конспект урока по информатике в 8 классе по теме: «Знакомство с языком программирования Python. Ввод. Вывод. Оператор присваивания. Математические операции». По типу – урок изучения нового материала. Конспект урока может быть полезен учителям информатики, работающим в 8 классе и применяющим на своих уроках технологию проблемного диалога и практических занятий.

Учебник:

Тип урока: открытие нового знания Тема урока: Знакомство с языком программирования Python. Ввод. Вывод. Оператор присваивания. Математические операции.

Цель: формирование понятие форм мышления, логическое высказывание, логические величины, логические операции.

Задачи:

Формирование познавательных УУД:

  1. познакомить с языком программирования Python, научить пользоваться функциями ввода и вывода, ввести понятие переменной и оператора присваивания, ознакомить с математическими операциями.

  2. создать условия для развития познавательного интереса учащихся, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления;

  3. способствовать воспитанию умения выслушивать мнение других, работать в коллективе и группах.

  4. Организовать работу по получению первичного навыка применения нового правила при решении различных заданий.

Формирование регулятивных УУД:

  1. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Формирование коммуникативных УУД

  1. Воспитывать культуру поведения при обсуждении любых вопросов, работе в парах, взаимной проверке.

Формирование личностных УУД

  1. Формировать способность к самооценке успешности своей учебной деятельности.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

- знание о функциями ввода и вывода и математических операциях в языке программирования Python ;

- умение применять это знания при решении заданий;

  • Метапредметные:

- обнаружение и формулирование обучающимися учебной проблемы совместно с учителем; высказывание своего предположения;

- умение определить и сформулировать цель урока с помощью учителя;

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;

- внесение корректировок в действие после учета сделанных ошибок;

- умение проводить самопроверку и взаимопроверку

- умение ориентироваться в своей системе знаний;

-умение анализировать задания и использовать ранее полученные знания при изучении нового материала;

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь учителя;

  • Личностные:

- умение осуществлять самооценку успешности своей учебной деятельности;

- следование правилам поведения и общения на уроке.

Методы обучения:

  • По источникам знаний: словесные, наглядные;

  • По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

  • Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы с учащимися: фронтальная, парная, индивидуальная. Оборудование: учебник, компьютер, проектор, среда программирования Python IDLE, презентация.

Содержание этапов урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.


Проверяют свою готовность к уроку.

2








Актуализация знаний








Сегодня мы начнём большую новую тему. Программирование на языке Python. Ответьте на вопрос, что такое программирование?

Программирование – это создание компьютерных программ.

Компьютерные программы пишут на специальных языках программирования. Язык программирования – это язык, понятный компьютеру. В настоящее время языков программирования очень много. Кто может назвать какие-либо языки программирования?


Учащиеся отвечают на вопросы учителя: формулируют определения раннее изученных понятий, записывают в тетради тему урока





3







Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся




Все программы: игры, антивирусы, текстовые редакторы на компьютере были написаны программистами. Мы с вами, конечно, не сможем создать такую большую программу как антивирус или редактор Microsoft Office Word, но маленькие игры сделать попытаемся.

Слайд 1.

Самыми востребованными языками сейчас являются Java, JavaScript, C#, C, C++, Python, PHP, SQL, Ruby.

Слайд 2.


Мы будем изучать программирование на языке Python. Это современный язык, он постоянно развивается, дорабатывается.. Он легок и прост в использовании.

Слайд 3.


Python это интерпретируемый язык программирования с динамической типизацией данных, поддержкой обьектно-ориентированного программирования для создания программ самого разнообразного назначения. В частности, Python используется в таком проекте, как Яндекс.


Учащиеся отвечают на вопросы учителя: формулируют цель и тему урока,









4

Изучение нового материала.

Программы пишутся в специальных средах программирования. Откроем среду программирования Питона:

Пуск – Python 3.4 – IDLE (Python GUI) – File – New File

Итак, давайте напишем первую программу, которая выведет сообщение «Hello, World!»

Для этого достаточно набрать следующий код:

print(“Hello, World!”)

print – функция (команда) вывода.

Запись в тетрадь:

Функция вывода:

print(“текст”)

Второе, что мы изучим – это переменную и оператор присваивания. (Пишем новую программу).

message = ‘Hello, World!’

print(message)

Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы. В программе мы создали переменную с именем message, присвоили ей значение-строку Hello, World!’, и, следовательно, эта переменная приняла строковый тип.

Знак «=» - это оператор присваивания.

Имена переменных могут состоять из:

  • Латинские буквы (строчные и заглавные буквы различаются!)

  • Русские буквы (не рекомендуется)

  • Цифры (имя не может начинаться с цифры и состоять только из цифр)

  • Знак подчеркивания _

Нельзя использовать в именах переменных:

  • Пробелы

  • Знаки +,-,,и др.

  • Ключевые слова языка Python

Нельзя использовать как имена переменных ключевые слова языка Python.

Ключевые слова – это слова языка программирования, которые имеют специальное, раз и навсегда закрепленное за ними значение. К ним относятся имена функций, операторов и другое. Например, функция «print» - ключевое слово, которое нельзя использовать в качестве имени переменной. Позже мы изучим и другие функции.

Перейдём к знакомству с математическими операциями. (Создаём новый файл).

Создадим две целочисленные переменные и попросим компьютер их сложить.

a = 78001457

b = 2546880

c = a + b

print(c)

Переменной с можно присвоить целое математическое выражение:

с = (a-b)*(a+b)/27

Другие математические операции:

x + y

Сложение

x - y

Вычитание

x * y

Умножение

x / y

Деление

x // y

Получение целой части от деления

x % y

Остаток от деления

-x

Смена знака числа

abs(x)

Модуль числа

divmod(x, y)

Пара (x // y, x % y)

x ** y

Возведение в степень


Функция ввода.

Для того чтобы присвоить переменной значение, введённое с клавиатуры, используется функция input(). Напишем и запустим следующую программу:

name = input(“Введите своё имя: “)

print(“Привет, “, name)

Измените программу так, чтобы она выводила в конце восклицательный знак.

Запись в тетрадь:

Ввод строки:

s = input(“Введите строку: “)

Введите строку: “ – обращение к пользователю (не обязательно, но очень желательно)

По умолчанию все введённые данные интерпретатор Питона понимает, как строки, поэтому, если мы хотим получить число, то строку придётся преобразовать в число.

Преобразование к целочисленному типу и ввод целого числа:

Запись в тетрадь:

Ввод целого числа:

n = int(input(“Введите число: “))

То есть на функцию ввода мы навешиваем ещё одну функцию преобразования в целое число.

Запись в тетрадь:

Функция преобразования к целочисленному типу:

n =int(s)

Функция преобразования к строковому типу:

s = str(n)


Учащиеся работают за компьютером



























5

Физкультминутка

Выполняем комплекс гимнастики для глаз

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

6

Первичное закрепление нового материала

Задание. Напишите программу, которая получает на вход два числа и выводит их сумму.

a = input("Введите число a: ")

b = input("Введите число b: ")

sum = a+b

print(“a+b= “, sum)

Почему программа работает не правильно? (Потому что все введённые данные компьютером понимаются как строки) Что исправить в программе, чтобы она работала правильно?

Правильный вариант:

a = int(input("Введите число a: "))

b = int(input("Введите число b: "))

sum = a+b

print(“a+b= “, sum)

Задача. В каждой строке определить тип и значение переменной:

a = 5

n = input() #пользователь вводит цифру 8

c = int(n)

d = a*c

d = da

s = “Рамамбахарумамбуру

d = n+a

m = n+s

Запись в тетрадь:

# Комментарии к программе, компьютер их не читает

Генератор случайных чисел

Запись в тетрадь:

Функция генерации случайного целого числа из отрезка [x,y]:

import random

a = random.randint(x,y)




Учащиеся выполняют задания за компьютером.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой

Учащиеся стараются самостоятельно решить задачи:

  1. Вывести на экран три введенных с клавиатуры числа в порядке, обратном их вводу.

  2. Ввести с клавиатуры два числа и вывести целую часть от деления первого на второе.

  3. Ввести с клавиатуры основание и высоту треугольника и вывести площадь треугольника.

  4. Ввести с клавиатуры два катета треугольника и вывести гипотенузу. (Квадратный корень – это возведение в степень (1/2) )

  5. Сгенерировать случайное двузначное число, вывести на экран это число, а также сумму и произведение его цифр.

Для получения цифр используйте целочисленное деление на 10 и взятие остатка от деления на 10. Пример для числа 47:

47//10=4

47%10=7

Выставление оценок за работу на уроке.


Учащиеся работают индивидуально за компьютером.






























Самопроверка по готовым ответам. Исправляют ошибки.


8

Рефлексия

1. Какую задачу мы ставили на уроке?

2. Удалось ли решить нам поставленную задачу?

3. Где можно применить новое знание?

5. Что на уроке у вас хорошо получалось?

6. Над чем еще нужно поработать?

Описывают свою работу и работу одноклассников

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Установить на компьютер среду программирования IDLE. (Скачивание из интернета по инструкции или сохранение установочного файла на съёмный носитель).

Написать программы:

  1. Ввести основания и высоту трапеции и вывести площадь трапеции.

  2. Получить случайное трехзначное число, вывести это число и сумму его отдельных цифр.


Учащиеся записывают домашнее задание, слушают учителя.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Формируемые УУД


1

Организа-ционный этап.


Приветствие учителем учащихся класса, проверка готовности к уроку, организация внимания. Сообщение требований и плана урока. Создание психологического комфорта в классном коллективе.

Проверяют готовность рабочего места: учебник, тетрадь, черновик, дневник, ручка, карандаш, инструменты.

2

Прогнозирование своей деятельности.

Планирование учебного сотрудничества.


2

Актуализация знаний.


Организует закрепление и повторение раннее изученного материала.

Организует коллективную проверку.

Организует проверку готовности к усвоению нового в виде самостоятельной работы по вариантам. Организует взаимопроверку.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Озвучивают понятия.


3

Давать определения понятиям.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Осознание качества и уровня усвоения раннее изученного учебного материала, структурирование знаний;

Умение оформлять свои мысли в устной форме;

Умение слушать и вступать в диалог;

Умение сотрудничать с соседом по парте, уважать мнение товарищей


3

Постановка целей, задач урока, мотиваци-онная деятель-ность учащихся

Подводит к проблемной ситуации по будущей теме урока.

Обеспечивает мотивацию, актуализацию субъектного опыта.

Подводит к формулировке темы урока, целей и задач урока.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение.

В результате обсуждения озвучивают тему урока, ставят цели и задачи урока.

3

Умение давать определения понятиям, выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Умение выдвигать предположения о теме и цели урока и формулировать тему и цель урока.

Умение строить логические рассуждения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение слушать и вступать в диалог.


4

Изучение нового материала.

Обеспечивает мотивацию дальнейшей работы.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работе на уроке.

Объясняет новый материал.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Подводит учащихся к составлению правила.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Работают за компьютером, выполняют практические задания


10

Умение строить логические рассуждения. Поиск и выделение необходимой информации.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Обнаруживать отклонения от эталона. Контроль за правильностью ответов одноклассников. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Формулируют правило умножения дробей.


5

Физкульт-минутка.

Организует паузу для отдыха.

Выполняют упражнения.

2

Учатся основам саморегуляции в деятельности по выполнению упражнений. Учатся осознанному управлению своим поведением.


6










Первичное закрепление нового материала.







Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

Содействует усвоению способов, средств, которые привели к определенному выбору.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Обеспечивает положительную реакцию детей на работу одноклассников.

Работают за компьютером, выполняют практические задания


7

Выполнение задание с использованием правила. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи. Самоконтроль выполнения задания.

Вносят необходи­мые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок. Умение с точностью выражать свои мысли в устной и письменной форме.




7






Самостоятель-ная работа с самопроверкой.




Инструктаж по практической работе.

Организует самостоятельную деятельность учащихся, самоконтроль, взаимоконтроль.

Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля. Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь..

Выполняют практическую работу самостоятельно.

Делают записи в бланке ответов.

Сверяют ответы с правильными.

12

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.




8

Рефлексия

Организует фронтальную работу по контролю теоретических знаний и подведение итогов урока. Оценивание деятельности учащихся. Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Осуществляют предварительную оценку.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили, что не получилось и почему.


3

Оценка своей деятельности.


9

Домашнее

задание.

Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Уровень домашнего задания – стандартный минимум.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы.

3

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!