СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по информатике в 10 классе Строковый тип данных в языке программирования Pascal

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок  по информатике 

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по информатике в 10 классе Строковый тип данных в языке программирования Pascal»

План - конспект урока по информатике в 10 классе

Строковый тип данных в языке программирования Pascal


Цели урока:

Образовательные: познакомить с понятием строки, строковым типом данных, сформировать умения пользоваться операциями и функциями над строками, сформировать умение решать задачи с использованием строк.

Развивающие: развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Класс: 10 (Базовый уровень)

Оборудование: ПК, программное обеспечение – среда программирования ABC- Pascal, проектор, экран, презентация

Виды работы: беседа, работа с опорным конспектом, работа за ПК.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний:

  3. Постановка цели урока.

  4. Изучение нового материала.

  5. Первичное закрепление изученного.

  6. Практическая работа на ПК

  7. Подведение итогов урока.

  8. Постановка домашнего задания.


Этапы:

  1. Актуализация знаний.

Устный счет. Слайд № 1

  • Определите типы данных следующих переменных:

X:=145;

Y:=87.56;

C:=‘A’;

  • Какие операции производят следующие функции?

Pred(c);

Succ(c);

Ord(c);

Chr(x);

  • Что выполняет следующая программа?

For c:=‘A’ to ‘Я’ do write(c,’ ’, ord(c),’ ’);


  • Составьте новые слова из слова Информатика.

  1. Постановка темы, целей и задач урока.

Вспомните фразу «Кто ищет, тот всегда найдет»

Сегодня на уроке мы будем заниматься активным поиском: поиском ответа на вопрос, поиском результатов выполнения программы, и наконец поиском решения поставленной задачи.

А работать мы сегодня будем с новым типом данных – строками.

  1. Изучение нового материала.

Тема урока: Строковый тип данных. Посмотрите на слайд (3).

Program primer1;

Var a, b, c, s: string;

Begin

S:=‘Мистика’

A:=copy(S,2,4);

A:=A+’на’;

B:=‘где-то там’;

delete(B,7,4);

S:=‘рядовой’;

C:=copy(s,1,4);

C:=C+’м’

S:=A+’ ’+B+’ ’+C+’!’

writeln(S);

End.

Можете ли вы сразу сказать, что делает эта программа? А найти результат выполнения этой программы?

Нет.

Для этого необходимо изучить новый материал. Это вы будите делать самостоятельно, с помощью опорного конспекта. Изучите материал. Заполните пустые строки

Работа с опорным конспектом. – 5 минут

Опорный конспект по теме: Строковый тип данных.

Строка – последовательность символов. Количество символов в строке называется ее длиной.

Длина строки может лежать в диапазоне от 0 до 255.

Например, строка Мама мыла раму. имеет длину = 15.

Описание строки:

var имя переменной: string[длина строки]

Например, var n: string[40]

var s: string; {в таком случае устанавливается максимальная длина строки 255 символов}


К каждому символу строки можно обращаться через индекс.

Например, в строке S=’Мама мыла раму.’

s[1]=’М’

s[8]=’л’

s[15]=’.’

Операции над строками:

    1. Операция сцепления (+)

A:=’Привет,’;

B:=’Вася’

S:=A+’ ’+B+’!’=’Привет, Вася!’

Чему равна строка M?

M:=’Эх,’+B+’,’+B+’!’

M=

    1. Операции отношения (сравнения двух строк) =,

Сравнение происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в таблице символов (кодировки).

Например: ‘sum’=’sum’ ‘col1’col2’ ‘aaa’aaaa’

Сравните (поставьте знак):

‘Иванов’


‘Иванова’

‘Моряк’


‘Море’

‘оно’


‘она’


Стандартные функции и процедуры.

  1. Функция Pos(S1, S) - обнаруживает позицию подстроки S1 в строке S

k:=pos(‘as’, ‘assa’) k=1

m:=pos(‘as’, ‘miraspas’) m=4

l:=pos(‘r’, ‘site’) l=0

Чему равно x?

x:= pos(‘Саша’, ‘Шла Саша по шоссе.’)

x=

  1. Функция length(S) – длина строки

k:=length(‘Идет урок’);

k=9

  1. Функция copy(S, Pos, N) – выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстроку длиной n символов.

Например, S:=’Информатика’

S1:=copy(S, 3, 5)

S1=’форма’

Чему равна строка M?

M:=copy(S,1,4)

M=


  1. Процедура delete(S, pos, N) – удаляет N символов из строки S, начиная с позиции pos.

S:=’absdef’;

delete(S, 3, 2); S=’abef’

delete(S, 2, 6); S=’a’

Чему станет равной строка M после выполнения операторов?

М:=’Мой родной город’

delete(M,5,7)

M=


  1. Процедура insert(S1, S, pos) – вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с позиции pos.

S:=’мир’;

insert(‘ку’, S, 1);

S=’кумир’;

Чему станет равной строка M после выполнения операторов?

М:=’моток’

insert(‘ло’,M,3)

M=



Вернемся к задаче. Теперь ваших знаний достаточно, чтобы найти результат данной программы.


  1. Первичное закрепление изученного.


Дана строка. Подсчитать сколько в ней слов.

S:=’Мама мыла раму’ k=2 (количество пробелов)

var S: string;

k: integer;

begin

writeln(’введите строку’);

read(S);

k:=0;

n:=pos(‘ ’, S);

while n0 do begin

k:=k+1;

delete(S,n, 1);

n:=pos(‘ ’,S);

end;

writeln(’количество слов = ’,k+1);

end.

А если нужно будет вместо пробелов вставить, например, символ *. Как изменится программа?

Нужно добавить строку insert('*',S,n);


  1. Закрепление изученного на компьютере.

Дифференцированная работа по карточкам.


  1. Дана строка. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы б.

Например,

Боря любит играть на барабане.

Ответ: 2

  1. Дана строка. Подсчитать количество слов, заканчивающихся буквой и.

Например,

Мышки ели шишки.

Ответ: 3

  1. Дана строка. Определить сколько слов в строке начинается с той же буквы, которой закончилось предыдущее предложение.

Например,

Маша ела антоновку.

Ответ: 1

  1. Составьте программу, которая в строке удаляет все гласные буквы

Например,

Я ехала домой.

Ответ: хл дмй

  1. Дана строка. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы б.

Например,

Боря любит играть на барабане.

Ответ: 2

  1. Дана строка. Подсчитать количество слов, заканчивающихся буквой и.

Например,

Мышки ели шишки.

Ответ: 3

  1. Дана строка. Определить сколько слов в строке начинается с той же буквы, которой закончилось предыдущее слово.

Например,

Маша ела антоновку.

Ответ: 1

  1. Составьте программу, которая в строке удаляет все гласные буквы

Например,

Я ехала домой.

Ответ: хл дмй

  1. Составьте программу, которая в строке заменит букву О на И.

Например, Кот.

Ответ: Кит

  1. Составьте программу, которая в строке заменит букву Ш на Х.

Например,

Мышки ели шишки.

Ответ: Мыхки ели хихки.

  1. Дана строка. Заменить в ней все восклицательные знаки на вопросительные.

Например,

Привет! Отличная погода!

Ответ: Привет? Отличная погода?

  1. Дана строка. Удалить в ней все буквы а

Например,

Шла Саша по шоссе.

Ответ: Шл Сш по шоссе.

  1. Составьте программу, которая в строке подсчитает количество букв Ф.

Например,

Федор купил фотоаппарат.

Ответ: 2.

  1. Составьте программу, которая в строке заменит букву И на О.

Например,

Кит.

Ответ: Кот

  1. Составьте программу, которая в строке заменит букву Р на Л.

Например,

Рыбки плавали в пруду.

Ответ: Лыбки плавали в плуду.


  1. Итоги урока и Д/З.


  1. Что нового вы узнали?

  2. Какие знания вам помогли усвоить материал урока?

  3. Что на ваш взгляд вам удалось освоить лучше, а что нет?

  4. Над чем вам необходимо поработать?


(Выставляются оценки)


Д/З учить конспект. Задача в конспекте.