Тема: Граф. Вершины, ребра графа
Цель: ознакомить учащихся с понятием граф;
Развивать память, внимание, мышление
Личностные УУД:
-интересоваться наблюдением
-иметь познавательный интерес к предмету
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД:
-осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в ее решении
-осуществлять контроль за выполнением действий
-использовать речь для регуляции своих действий
Познавательные УУД:
- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
- выявлять особенности объектов
- обобщать и классифицировать объекты по признакам
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге
-слушать и понимать речь других
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мысли
-задавать вопросы и отвечать на вопросы
Ход урока
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас снова на уроке информатики. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте.
- Прозвенел уже звонок,
Сядем тихо и не слышно
И скорей начнем урок.
Будем изучать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Вам, друзья, нельзя лениться,
Так как вы ученики!
-Итак, начнем наш урок. Проверьте, как организовано ваше «рабочее место»
-Как вы думаете, почему это важно?
-Настроение у всех хорошее? Тогда начнем наш урок. Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите сегодняшнее число.
Этап актуализации опорных знаний
- Что же такое множество?
-Как называются объекты, которые принадлежат множеству?
-А почему некоторые множества мы называем подмножествами?
-Хорошо, ребята, приведите примеры множеств и подмножеств.
-В третьем классе вы познакомились с графами. Вспомним, что же такое граф?
-А для того, чтобы нам было проще вспомнить, что такое граф, предлагаю вам решить такую задачу.
«4 человека встретились и обменялись рукопожатиями. Сколько рукопожатий было сделано?»
-Как удобнее решить эту задачу?
-Мы вспоминали, что такое множество, что такое подмножество, что называется элементами множества.
-Множеством называют объединение объектов на основе каких-то общих признаков или свойств.
-Элементы множества.
-Потому что все его элементы принадлежат другому, более крупному множеству.
-Нарисовать рисунок/чертеж.
-Вот какая схема у нас получилась. Теперь нам будет намного легче найти решение задачи. Сколько же всего было сделано рукопожатий?
-Молодцы, ребята, совершенно верно.
-Догадались, как называется эта схема?
Конечно, граф. Найдем у графа его вершины
и ребра, и посчитаем, сколько их.
-6 рукопожатий.
-Граф.
Этап постановка учебной задачи
-Сегодня на уроке мы откроем новый секрет про графы. Хотите узнать, какой?
-Тогда посмотрите, пожалуйста, на доску.
(на слайде картинка с котом и мышкой). С нами сегодня герои одной стихотворной сказки: кот КотАуси, мышка Мауси и ее друзья. Мауси и ее друзья: Ник, Джек и Пухлик решили соединить свои норки подземными ходами, чтобы свободно перемещаться и не попадаться на глаза Котауси. Для этого они обозначили каждую нору и дом кота числом букв в имени хозяина каждого домика. Какими числами обозначены их дома?
-Хорошо. Дальше каждый из них задумал свой собственный план строительства ходов. Попробуем рассекретить, как выглядит план каждого мышонка и кота Котауси. Для этого я раздам вам листочки, на которых изображено множество точек, расположение элементов которого соответствует расположению норок мышат и кота. Что нам с вами нужно сделать? Как вы будете его изображать?
-Ник – 3, Джек – 4, Мауси – 5, Пухлик – 6, Котауси – 7.
-Нарисовать план.
-Соединять отрезками точки.
Ученики выполняют задание, рисуют схемы на листочках.
Этап применения знаний
-Что у вас получилось?
-Скажите, как называются схемы, которые мы построили? Сколько вершин и ребер имеет каждый построенный вами граф?
-Откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 9. Задание №11. Прочитайте его.
(на слайде все 5 построенных графов из предыдущего задания)
-Возьмите простые карандаши и впишите в фигуры имена авторов планов строительства ходов, пользуясь таблицей множеств справа от фигур и слайдом.
-Почему Котауси и Мауси находятся на пересечении двух множеств?
-А почему вы не включили сюда Джека? У него план тоже в 4 хода. У Пухлика тоже нет ход к коту.
-Молодцы, ребята. Вы совершенно правы, потому что на пересечении могут находиться объекты обладающие признаками обоих множеств.
-Мышатам не очень хочется попасть в лапы кота. Как вы думаете, чей же план выберут мышата, если каждый из них будет рыть только 1 ход, но так, чтобы не попасться на глаза Котауси?
- У них есть общий признак: план на 4 хода и на них есть ход к коту.
-У него в плане нет хода к коту. А у Пухлика план всего лишь в 2 хода.
-походит план Джека, так как там только 4 хода (по 1 на каждого мышонка) и ни один из них не ведет к домику кота.
Закрепление изученного
-Теперь, прежде чем приступить к работе за компьютером, какой алгоритм нам нужно выполнить?
- Приступая к работе, помните о технике безопасности и правильной посадке.
Итог урока. Рефлексия.
-Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Что же такое граф? Из каких частей он состоит?
-Граф - множество точек, которые могут соединяться отрезками. У него есть вершины и рёбра.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по информатике»
Тема: Граф. Вершины, ребра графа
Цель: ознакомить учащихся с понятием граф;
Развивать память, внимание, мышление
Личностные УУД:
-интересоваться наблюдением
-иметь познавательный интерес к предмету
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД:
-осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в ее решении
-осуществлять контроль за выполнением действий
-использовать речь для регуляции своих действий
Познавательные УУД:
- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
- выявлять особенности объектов
- обобщать и классифицировать объекты по признакам
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге
-слушать и понимать речь других
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мысли
-задавать вопросы и отвечать на вопросы
Ход урока
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас снова на уроке информатики. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте.
- Прозвенел уже звонок,
Сядем тихо и не слышно
И скорей начнем урок.
Будем изучать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Вам, друзья, нельзя лениться,
Так как вы ученики!
-Итак, начнем наш урок. Проверьте, как организовано ваше «рабочее место»
-Как вы думаете, почему это важно?
-Настроение у всех хорошее? Тогда начнем наш урок. Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите сегодняшнее число.
Этап актуализации опорных знаний
- Что же такое множество?
-Как называются объекты, которые принадлежат множеству?
-А почему некоторые множества мы называем подмножествами?
-Хорошо, ребята, приведите примеры множеств и подмножеств.
-В третьем классе вы познакомились с графами. Вспомним, что же такое граф?
-А для того, чтобы нам было проще вспомнить, что такое граф, предлагаю вам решить такую задачу.
«4 человека встретились и обменялись рукопожатиями. Сколько рукопожатий было сделано?»
-Как удобнее решить эту задачу?
-Мы вспоминали, что такое множество, что такое подмножество, что называется элементами множества.
-Множеством называют объединение объектов на основе каких-то общих признаков или свойств.
-Элементы множества.
-Потому что все его элементы принадлежат другому, более крупному множеству.
-Нарисовать рисунок/чертеж.
-Вот какая схема у нас получилась. Теперь нам будет намного легче найти решение задачи. Сколько же всего было сделано рукопожатий?
-Молодцы, ребята, совершенно верно.
-Догадались, как называется эта схема?
Конечно, граф. Найдем у графа его вершины
и ребра, и посчитаем, сколько их.
-6 рукопожатий.
-Граф.
Этап постановка учебной задачи
-Сегодня на уроке мы откроем новый секрет про графы. Хотите узнать, какой?
-Тогда посмотрите, пожалуйста, на доску.
(на слайде картинка с котом и мышкой). С нами сегодня герои одной стихотворной сказки: кот КотАуси, мышка Мауси и ее друзья. Мауси и ее друзья: Ник, Джек и Пухлик решили соединить свои норки подземными ходами, чтобы свободно перемещаться и не попадаться на глаза Котауси. Для этого они обозначили каждую нору и дом кота числом букв в имени хозяина каждого домика. Какими числами обозначены их дома?
-Хорошо. Дальше каждый из них задумал свой собственный план строительства ходов. Попробуем рассекретить, как выглядит план каждого мышонка и кота Котауси. Для этого я раздам вам листочки, на которых изображено множество точек, расположение элементов которого соответствует расположению норок мышат и кота. Что нам с вами нужно сделать? Как вы будете его изображать?
-Ник – 3, Джек – 4, Мауси – 5, Пухлик – 6, Котауси – 7.
-Нарисовать план.
-Соединять отрезками точки.
Ученики выполняют задание, рисуют схемы на листочках.
Этап применения знаний
-Что у вас получилось?
-Скажите, как называются схемы, которые мы построили? Сколько вершин и ребер имеет каждый построенный вами граф?
-Откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 9. Задание №11. Прочитайте его.
(на слайде все 5 построенных графов из предыдущего задания)
-Возьмите простые карандаши и впишите в фигуры имена авторов планов строительства ходов, пользуясь таблицей множеств справа от фигур и слайдом.
-Почему Котауси и Мауси находятся на пересечении двух множеств?
-А почему вы не включили сюда Джека? У него план тоже в 4 хода. У Пухлика тоже нет ход к коту.
-Молодцы, ребята. Вы совершенно правы, потому что на пересечении могут находиться объекты обладающие признаками обоих множеств.
-Мышатам не очень хочется попасть в лапы кота. Как вы думаете, чей же план выберут мышата, если каждый из них будет рыть только 1 ход, но так, чтобы не попасться на глаза Котауси?
- У них есть общий признак: план на 4 хода и на них есть ход к коту.
-У него в плане нет хода к коту. А у Пухлика план всего лишь в 2 хода.
-походит план Джека, так как там только 4 хода (по 1 на каждого мышонка) и ни один из них не ведет к домику кота.
Закрепление изученного
-Теперь, прежде чем приступить к работе за компьютером, какой алгоритм нам нужно выполнить?
- Приступая к работе, помните о технике безопасности и правильной посадке.
Итог урока. Рефлексия.
-Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Что же такое граф? Из каких частей он состоит?
-Граф - множество точек, которые могут соединяться отрезками. У него есть вершины и рёбра.