СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по истории Средних веков 6 класс "Христианская церковь в ранее Средневековье."

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по истории Средних веков

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по истории Средних веков 6 класс "Христианская церковь в ранее Средневековье."»

Тема: § 2. Христианская церковь в ранее Средневековье. Дата:______

Цель урока:

  1. Подвести учащихся к пониманию устройства христианской церкви в ранее Средневековье.

  2. Усвоить понятия «вероучение», «канон», «догматы», «католическая церковь», «православная церковь».

  3. Продолжить формирование умений составлять четкий связный рассказ по тексту учебника, участвовать в обсуждении, давать развернутый ответ на вопрос.

Оборудование:

карта «Франкское государство в 5- начале 6 века», хрестоматии, иллюстрации, атласы.

Оформление доски: тема урока, новые слова: «вероучение», «канон», «догматы», «католическая церковь», «православная церковь».

Ход урока.

Актуализация знаний по теме: «Как возникло Франкское королевство»

Подготовка устного ответа по карточке №1.

Карточка №1

а) Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:

- Каковы причины появления государства у франков?

б) Для этого подумай и поразмысли:

- Как изменились орудия труда у франков?

- Какие изменения происходят в родовой общине?

- Что называется неравенством?

- Какие причины ускорили образование государства у франков?

в) сделай вывод.

Примерный ответ учащегося.

древние франки, как и многие другие народы, научились изготовлять железные орудия труда. Каждая семья стала способной обрабатывать свой участок земли самостоятельно. Происходит распад родовых общин и появление богатых и бедных или неравенство. Для большего обогащения богатые франки организовывают военные походы на территорию Римской империи. Среди военных вождей выдвигается хитрый Хлодвиг.

Франкам, расселившимся на больших завоеванных территориях, трудно стало собираться на народное собрание. Стала нужна новая форма управления. К единоличному правлению рвался Хлодвиг. Устранив своих противников, он стал верховным правителем. Управлять государством Хлодвигу помогали графы, дружина, суд и законы.

Работа с классом.

а) Прочтите текст и ответьте на вопросы:

— На кого опирались короли франков при управлении государством? Кто были эти люди?

— Как король создавал свое войско?

— В чем состояли особенности управления государством франкскими королями?

«Никто не платил королю податей. Король не имел казны и не держал войска на жаловании. Король не знал, что делается в разных частях страны. Споры и тяжбы решались помимо него.

Вся сила короля опиралась на дружину. Это были личные слуги, отдавшиеся под покровительство. Король стремился привлечь их к е как можно больше. Награждались они натурой, то есть кормились при его дворе либо получали из его поместий участки земли, право

охоты в лесу, рыбной ловли в озере, право собирать у моста, в гавани, горном проходе часть провозимых товаров.

Король жил со своим двором, как крупный помещик, избегая больших городов. Потомки Хлодвига, из династии длинноволосых, никогда не стригшихся Меровингов, странствовали со своими многочисленными свитами их одного имения в другое, проживая в каждом по два, по три месяца, пока не уничтожались все заготовленные на месте запасы» Цветкова Г. дидактические материалы по истории Средних веков.

6 класс. М: Владос, 2003. С’ 40-41.

б) Выполнение тестового задания.

Тест

Когда происходило Великое переселение народов?

а) IV-VII вв. б) III-IV вв. в) I-II вв.

Что называется Великим переселением народов?

а) завоевания германцев под напором гуннов б) походы в «святую землю» в) переселение европейцев в Америку

Нападение, каких племен из Азии подтолкнуло к Великому переселению? а) гуннов б) германцев в) готов

Каковы причины Великого переселения народов?

а) вторжение кочевников из глубины Азии в) истощение земли б) завоевания римлян г) перенаселение

Какие народы участвовали в Великом переселении?

а) вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы б) римляне, греки, славяне в) готы, славяне, турки

В каком году франки разгромили войско римлян и подчинили себе Северную Галлию? а) в 410 году б) в 476 году в) в 486 году г) в 451 году

Укажите имя вождя, который возглавил франков в битве при Суассоне: а) Хлодвиг б) Атилла в) Аларих г) Меровей

Почему богачи Галлии признали Хлодвига?

а) франки не отобрали у местной знати землю

6) франки сохранили зависимых людей в подчинении местной знати

в) верно и а) и б)

Почему Хлодвиг добился власти?

а) Хлодвиг был хитер, расчетлив, жесток, умен

6) Хлодвиг вступил в союз с вождями других племен

в) верно и а) и б)

г) Хлодвига поддержали рабы и колоны

В каком году возникло государство у франков? а) в 500 году б) в 395 году в) в 410 году г)в486 году

Какое значение имело появление у франков писаных законов?

а) это способствовало укреплению порядка в государстве

б) это облегчило проведение военных смотров

в) это способствовало новым завоеваниям римлян

Какие группы людей образовали класс зависимых крестьян?

а) рабы б) колоны

в) попавшие в зависимость франки г) верно а), б), в)


Проверка домашнего задания в рабочей тетради. Развернутый устный ответ учащегося по карточке № 1, отзыв на него одноклассников.

Переход к изучению новой темы.

Итак, мы выяснили, что Хлодвиг стал единственным верховным правителем государства, т.е. королем. В управлении государством ему помогали суд, графы, военная дружина. Но Хлодвиг решил принять христианство. Почему? Какая была христианская церковь в ранее Средневековье? Вот это мы выясним сегодня на уроке.

Изучение новой темы.

План.

  1. Принятие христианства Хлодвигом и его дружиной.

  2. Как верить?

  3. Ереси и еретики.

  4. Устройство христианской церкви.

  5. Монашество на Западе и на Востоке.


Рассказ учителя.

Завоевав Галлию еще язычником, Хлодвиг позже принял христианство. Примеру короля последовала дружина, а затем и остальные франки.

Первые из всех германцев, они приняли христианство не в арианской форме, а по римскому образцу. С точки зрения политики это был беспроигрышный ход. Во-первых, Хлодвиг разом добился поддержки местного населения и мощной церковной организации на уже завоеванных землях и приобрел сторонников во всех соседних государствах, где население недолюбливало своих правителей-ариан. Это облегчило ему последующие завоевания. Во-вторых, церковь всегда учила, что всякая власть от Бога, и ее поддержка могла укрепить пока еще слабую власть Хлодвига над соплеменниками. С этого времени церковь стала верной союзницей франкских королей. А франки и римляне, которых теперь не разделяла вера, постепенно стали сливаться в один народ.

Итак, мы выяснили причину принятия христианства королем франков Хлодвигом и его дружиной. А теперь вспомним из курса 5 класса как возникла христианство.

Беседа по вопросам.

— Вспомните, что называется религией? (Вера человека в сверхъестественное (духов, богов, души) и поклонение им.)

— Какой народ пришел первым к вере водного бога? (Евреи.)

— Когда появилось христианство? (две тысячи лет тому назад.)

— Где это произошло? (Римская империя, в Палестине.)

— Кто был ее создателем? (Иисус Христос.)

— Чему учил Иисус Христос людей? (Помогайте бедным; прощайте обиды и обидчиков; не судите, да не судимы будете; просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.)

— Какое значение имело появление этой религии? (Появление христианства способствовало объединению людей, укреплению государства, развитию культуры.)


Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать текст и выписать значение новых слов«вероучение», «канон», «догматы», «католическая церковь», «православная церковь», «ересь», «еретик», «монах», «орден» , «церковная иерархия», «церковная десятина», в тетрадь.

План средневекового монастыря:

1 — главная церковь; 2 — библиотека и скрипторий; З — ризница; 4 — башни; 5 — внутренний дворик; б — зал капитула (место собрания монахов); 7 — общая спальня монахов и купальня; 8 — трапезная; 9 — кухня; 10 — кладовая с погребом; I — помещение для паломников; 12 — хозяйственные постройки; 13 — дом для гостей; 14 — школа; 15 — дом аббата; 16 — дом врача и помещение для медицинских процедур; 17—место для выращивания целебных трав; 18—госпиталь и помещение для послушников с отдельной церковью; 19 — сад с кладбищем и огород; 20 — гусятник и курятник; 21 — амбары; 22 — мастерские; 23 — пекарня и пивоварня; 24 — мельница, молотильня, сушилка; 25 — хлев и конюшни; 26 — дом для челяди.

Пользуясь планом, расскажите о жизни и занятиях монахов. Подумайте, зависел ли монастырь от внешнего мира в хозяйственном отношении. Чем еще должен был располагать монастырь для успешного развития хозяйства?

Вопросы для закрепления темы.

  1. Какие вопросы вероучения волновали богословов и простых людей на заре средневековой истории?

  2. Какое значение имеют первые церковные соборы в истории христианства?

  3. Какие задачи выполняли монастыри в ранее Средневековье.


Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.


Домашнее задание.


  1. Прочитать §2.

  2. Составить схему церковной иерархии для западной и восточной церкви?

  3. Ответить на вопрос: Какими людьми по своим нравственным качествам представляются вам обитатели монастырей?

  4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о личности Карла Великого.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!