Этапы урока | Обучающие и развива- ющие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии | Есть люди, которые слушают, но не слышат. Есть люди, которые смотрят, но не видят… Они с глазами, но слепы. С ушами, но глухи. Мира Максимова – Действительно, мы часто смотрим, но не видим. Оказывается, видеть, замечать – умение, которому надо учиться. Самое главное для художника – научиться видеть. Чтобы видеть, надо научиться смотреть. Есть разные упражнения для тех, кто хочет научиться быть внимательным и многое замечать вокруг себя. Одно из таких упражнений – рассматривание необычных картинок. Это оптические иллюзии. Трудно придумать что-либо, больше привлекающее внимание и вызывающее любопытство и интерес. Оптическая иллюзия – впечатление о видимом предмете или явлении, не соответствующее действительности, то есть обман зрения. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи. Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сих пор не объяснены. Оптические иллюзии помогают лучше понимать природу восприятия изображения. Это очень важно для художника. Рассмотрите и расскажите, что вы увидели и заметили на картинках. | Рассматривают изображения, выполненные с использованием оптических иллюзий. Пытаются заметить несколько сюжетов в одном изображении. Делятся впечатлениями | Фронтальная работа | Познавательные: сравнивают объекты. Регулятивные: выдвигают версии (об увиденном). Коммуникативные: корректируют свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей). Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть) | |
II. Изучение нового материала | Игровой. Объяснительно-иллюстративный | – Каждый день мы сталкиваемся с удивительным видом изобразительного искусства. Когда вы идете по улице – перед вами рекламные плакаты, хотите полакомиться – разворачиваете конфету и у вас в руках яркий, красочный фантик, открываете книги – и видите рисунки художников… Все это – графика. Древние греки говорили – графика, мы говорим – рисую, что по сути одно и то же. Основное изобразительное средство графики как вида изобразительного искусства – рисунок. Предлагает поиграть в игру «Кто быстрее нарисует». – У меня в руке лист тополя. Кто быстрее его изобразит, сможет предложить ребятам следующий предмет для быстрого рисунка. Рисунки, которые мы с вами выполнили, называются «набросками». А сейчас мы разделимся на несколько команд. Перед вами модели автомобилей. Каждой команде достается свой автомобиль. Не разбирая машины, распределите между членами команды различные части и виды автомобиля. Кто-то будет рисовать колеса, кто-то капот, кто-то вид автомобиля впереди, кто-то сбоку и т. д. У вас получилось много изображений одного и того же предмета, вы изучили его со всех сторон. Такие рисунки – «зарисовки». Перед вами на доске учебные рисунки разных людей. Как вы думаете, почему они так похожи? | В форме игры выполняют наброски и зарисовки. Отвечают на поставленные вопросы. Определяют виды рисунка Осваивают правила изображения, грамоту изобразительного языка. Выполняют художественный анализ предложенных зарисовок | Индивиду- альная, групповая работа | Познавательные: классифицируют по заданным основаниям виды рисунков. Регулятивные: работают по плану, сверяясь с целью. Коммуникативные: организуют работу в группе. Личностные: осваивают новые социальные роли | |
III. Творческая практическая деятельность | Исследовательский | – Еще один вид рисунка – «творческий». Это особенный рисунок, в нем автор стремится выразить то, что ему кажется особенно интересным (творческий поиск). Выполните задания (с. 24, 25) | Выполнение творческого рисунка. Рассматривают и вместе с учителем определяют успехи и неудачи | Индивидуальная работа | Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации | |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Беседа в форме «вопрос – ответ» | – Как переводится с греческого слово «графика»? – Какие виды рисунка вы узнали? – Какими графическими материалами сегодня пользовались? Что понравилось? Владеем мы карандашом И перья знаем хорошо. Знакомы с цветом, с перспективой И можем рисовать красиво. За этот творческий успех Спасибо Вам от нас от всех! | Отвечают на вопросы в форме диалога с учителем. Просмотр, обсуждение и оценка ученических работ | | Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге | |