2. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации. Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по теме. | Показывает на экране формулы веществ, имеющие значение в жизни живых организмов (слайд 1, 2). Задает вопрос: как называются реакции образования полимеров из аминокислот и как называются эти природные полимеры? | Узнают формулы веществ и называют: жиры, углеводы, аминокислоты. Отвечают: поликонденсация, белки. |
4. Мотивационно-ориентировочный этап. Цель данного этапа: создать положительную мотивацию на изучение новой темы и обеспечить принятие учащимися целей и задач урока. | Беседа о значении белков для живых организмов: наш урок мне бы хотелось начать словами американского химика, лауреата Нобелевской премии 1954 года, Лайнуса Полинга (слайд 6): «С полным основанием можно утверждать, что белки самые важные из всех веществ, входящих в состав организмов животных и растений». Ребята, вы согласны с этим высказыванием? Итак, мы выяснили, что без белков не возможно существование живых организмов и сегодня нам с вами предстоит раскрыть тайну соединений лежащих в основе жизненно важных веществ. Раздает рабочие листы: на уроке вы будете пользоваться рабочими листами. | Высказывают свои предположения. |
5.Операционно-исполнительский этап. Цель данного этапа: через демонстрационный и лабораторный эксперимент, эвристическую беседу с учащимися, самостоятельную работу учащихся по заполнению рабочих листов обеспечить осмысленное восприятие знаний по изучаемой теме. | Еще в начале XIX века ученые-химики, осознавая всю важность белков, предложили называть их протеинами (от греч. «protos» - первый). Слайд 7 Доказать это можно с помощью следующих фактов (слайд 8). Кроме того, важность белков определяется теми функциями, которые они выполняют в живых организмах. В курсе общей биологии вы уже изучали функции белков. Предлагаю вам вспомнить эти функции с помощью задания №1 в рабочих листах. Проверим, какая последовательность букв у вас получилась. Слайд 9-10. Приступаем к повторению строения белков. Первое, что нам предстоит вспомнить, это элементный состав белков. Какие химические элементы входят в состав белков? (слайд 11). Вспомним уровни структурной организации молекул белков. Для этого предлагаю выполнить задание №2 в рабочих листах. Проверим, какая последовательность уровней структурной организации у вас получилась? (слайд 12-16) Исходя из вышеизложенного, сформулируйте определение белки. Слайд 17. Основываясь на строении и некоторых свойствах белков, их классифицируют различными способами. Некоторые из классификаций приведены в рабочих листах. Их вы изучите дома самостоятельно. Строение белков определяет их свойства, и мы переходим к изучению химических свойств белков (слайд 18). Химические свойства белков (лабораторный и демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа). 1. Одно из свойств белков вам известно из биологии – денатурация. Процесс обратный денатурации – ренатурация. Слайд 19-20. 2. Гидролиз. Под действием какого вещества происходит гидролиз? Гидролиз белков идет в несколько ступеней, окончательным продуктом будут α- аминокислоты. Уравнение гидролиза уже записано в рабочих листах, а на слайде можно увидеть схему этого процесса (слайд 21). По такой же схеме происходит распад белков до аминокислот в процессе пищеварения. Под действием каких веществ происходит гидролиз белков в пищеварительном канале? 3. Качественные реакции на белки. Учитель демонстрирует ксантопротеиновую реакцию (слайд 22). | Воспринимают информацию, слушают рассказ учителя, выполняют задание в рабочих листах, озвучивают результат проделанной работы: Строение. Отвечают: С, Н, О, N, а также S, P и другие. Выполняют задание в рабочих листах, отвечают: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Пользуясь справочной литературой заполняют таблицу о строении белков. Высказывают предположения, приходят к единому мнению и записывают определение в рабочие листы. Называют примеры денатурации белков. Выполняют опыт взаимодействие уксусной кислоты с белком молока. Результаты вносят в таблицу. Предполагают под воздействием каких факторов может происходить денатурация белка (действие электролитов, нагревание, радиация). Отвечают на вопросы. Записывают выводы по демонстрационному эксперименту в рабочий лист. Пользуясь инструктивной карточкой, выполняют биуретовую и цистеиновую реакцию. Заносят результаты в рабочий лист. |
6. Оценочно-рефлексивный этап. Цель данного этапа: выявить уровень выполнения задач урока, определить качество усвоения учащимися знаний по изучаемой теме. Выполнение учащимися задания в рабочих листах с целью определения уровня усвоения изученной темы. Рефлексивные задания. | Предлагаю каждому проверить себя, то, как усвоены основные понятия сегодняшней темы. Для этого выполните задание №3 в рабочих листах (слайд 23). Подводя итог уроку, можно сказать: насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика сама жизнь (слайд 24). Рефлексивные задания. У каждого на парте есть изображение лестницы. Представьте, что это лестница знаний о белках. Определите свое местоположение на этой лестнице в данный момент. Нижняя ступенька – это малые знания о белках, их функциях, строении и свойствах. Верхняя ступенька – достаточные знания о белках, их функциях, строении и свойствах (слайд 25). | Выполняют задания в рабочих листах с целью определения уровня усвоения изученной темы. Выполняют рефлексивные задания. |