1.Развитие умений характеризовать состав оснований по формулам и отличать их от других сложных веществ;
2.Формирование навыков аккуратной работы с химическими веществами согласно правилам ТБ.
-развивать умения учащихся сравнивать вещества выделять общие черты в составе и свойствах оснований.
-развивать умение работать коллективно (в группах), оценивать свои возможности и знания товарищей.
На столах учащихся: стеклянные палочки, вода в стакане, реактивы: гидроксид натрия (кристаллы), свежеполученный гидроксид меди(II), фенолфталеин
Химия:8класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Е.Кузнецова.-4-е изд.,перераб.М.:Вентана- Граф,2015.256с.:ил.
Химия: 8 класс: задачник/ Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин-2-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2017. -128с.: ил.
Химия: 8 класс: методическое пособие/ М.А. Ахметов, Н.Н. Гара. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128с.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Оргмомент (Цель: создать мотивацию к учебной деятельности) Создание проблемной ситуации (Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели) | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. (Слайд 2) Из следующего списка выпишите в два столбика: оксиды. СuО, KOH, LiOH, Fe2О3, Nа2O, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3, ZnO, СО2, SO2, Cu(OH)2. Учитель вносит изменения на слайде в две колонки (слайд 3). - Как вы думаете, какие вещества оказались не выписанными? - Запишите их в третий столбик. (слайд 4) Учитель вносит на слайде формулы оснований в третий столбик. - Проанализируем их. Какие это вещества: простые или сложные? - Что их объединяет? Что стоит на первом месте в формулах? - Что стоит на втором месте? - Эта группа атомов называется гидроксогруппой, а вещества –основаниями. (гидроксиды основных оксидов – обращаем внимание не наличие атома металла) - Какой класс веществ мы будем изучать сегодня? | - Ученики записывают их в тетрадях, фронтально вслух проверяют, дают названия веществам. - Новый класс веществ. - Эти вещества являются сложными по составу. - Атом металла. - Группа ОН. - Основания |
2. Этап целеполагания на уроке (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок) | -Назовите тему сегодняшнего урока? - Давайте наметим план, по которому будем изучать эту тему. Что мы хотим узнать о данном классе соединений? Учитель вместе с учащимися составляет план (слайд 5). | - Основания. (слайд 3) Учащиеся записывают тему урока и план в тетради. План 1. Определение. 2. Классификация оснований. |
3. Этап «Открытие нового знания» | - Сколько гидроксигрупп содержится в каждой из этих формул? - А атомов металла? - Следовательно, чему равен заряд гидроксогруппы? - Чем будет определяться количество гидроксогрупп? - Сформулируйте определение оснований. - выведите общую формулу оснований по составленному определению. (слайд 6) | - Разное количество. - Всегда один. - Единица. - Степенью окисления металла. - Основания – сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп (слайд 5()йд 3кокисленияму равна ем изучать сегодня?___________________________________________________________________________________). Учащиеся записывают определение и общую формулу в тетради. M(OH)n |
4. Первичная проверка усвоения нового материала | (слайд 7) 1) Какое из двух веществ можно отнести к гидроксидам: а) NaOH или NaNО3 б) Ca(OH)2 или CaO? Ответ мотивируйте. (слайд 8) 3) Выпишите в столбик из перечня химических формул веществ формулы оснований: SO3, LiOH, H2O, H2CO3, Fe(OН)2, P2O5, CO2, FeCl3, P2O3, Fe(OН)3, H2SO4. | Учащиеся выполняют задание в тетрадях. |
5. Этап «Открытие нового знания» | Работа в группах. (слайд 9) Давайте дадим названия новым веществам: LiOH, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3 Для этого необходимо составить алгоритм. Используем текст § 31 стр. 138. (слайд 10) | Учащиеся составляют алгоритм: гидроксид + название металла в родительном падеже (степень окисления в случае ее переменности) Ученики называют устно: LiOH – гидроксид лития, Fe(ОН)2 - гидроксид железа(II), Fe(ОН)3 - гидроксид железа(III). |
6. Первичная проверка усвоения нового материала. | (слайд 11) Составьте формулы по названиям: гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид натрия, гидроксид меди(II), гидроксид алюминия, гидроксид хрома(III). - Некоторые основания имеют тривиальные названия, найдите их названия в тексте параграфа с. 138 и запишите в тетрадь: KOH – едкое кали; NaOH – едкий натр; BaOH – едкий барит; Ca(OH)2 – гашеная известь, в растворе – известковая вода. | Учащиеся выполняют задание в тетрадях. - ученики записывают названия |
7. Вторичная проверка усвоения нового материала. | Установите соответствие формул и названий веществ | ученики выполняют задание, зачитывают. |
8. Этап «Открытие нового знания» | - Постарайтесь разбить их на три колонки. Что получилось? Проверим на слайде 12. - По какому признаку вы их разделили? - Ребята, а что мы с вами только что сделали? - Таким образом, мы перешли ко второму пункту плана. И провели первую классификацию – по составу. На слайде 10. Классификация по составу: n = 1 однокислотные основания; n = 2 двухкислотные основания; n = 3 трехкислотные основания. | - Но существует еще одна классификация. Проведем эксперимент. | Ученики выполняют задание, зачитывают. - По количеству гидроксигрупп. - Провели классификацию. |
9. Проверка правил техники Безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами) | – В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. Помните, работа со щелочами требует осторожности, избегайте попадания их на кожу и одежду. Недаром их называют едкими. | Учащиеся называют правила работы с щелочами, стеклянной посудой |
10. Этап «Открытие нового знания» Лабораторный опыт (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей) | - На столах в двух пробирках содержатся твердые вещества. В одной – вещество белого цвета – гидроксид натрия, во второй – синего цвета – гидроксид меди (II). Добавьте в обе пробирки воды и перемешайте палочками. Что наблюдаете? - Следовательно, на какие еще группы делятся основания? - Растворимые в воде основания называют щелочами. Их образуют активные металлы главных подгрупп I и II групп периодической системы. Определить растворимость оснований в воде можно экспериментально, но не всегда. Будем пользоваться таблицей растворимости. | Учащиеся проводят опыт - (после проведения опыта.) Белое вещество растворилось, а синее – нет. - Растворимые и нерастворимые в воде (слайд 11) Классификация по растворимости Растворимые Нерастворимые (щелочи) |
11. Первичная проверка усвоения нового материала. | Запишите в тетрадях примеры щелочей и нерастворимых оснований, пользуясь таблицей растворимости. (слайд 13) | Ученики выполняют работу в тетрадях, затем фронтально проверяют. |
12. Этап «Открытие нового знания» Лабораторный опыт (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей) | - Растворимые основания способны изменить цвет специальных веществ – индикаторов. Индикаторы – вещества, изменяющие цвет в зависимости от среды. Проверим, как изменяет цвет фенолфталеин в щелочной среде. Прилейте раствор фенолфталеина к полученному раствору в ваших пробирках. Как изменилась окраска раствора? - Проверим, как изменяет цвет лакмус и метиловый оранжевый в щелочной среде. Учитель проводит эксперимент. - Проверим, изменяет ли цвет индикатора нерастворимые в воде основания. Прилейте раствор фенолфталеина в пробирку с гидроксидом меди (II). Сделайте вывод. - По таблице растворимости определите, к какому классу относится гидроксид кальция. - Давайте проверим, будет ли этот гидроксид изменять окраску индикаторов? Учитель приливает к Ca(OH)2 воду и фенолфталеин. Цвет индикатора изменяется на малиновый. - Из курса природоведения вспомните, как можно обнаружить углекислый газ? - Реакции, которые используют для обнаружения вещества, называются качественными. | - Раствор стал малиновым. - учащиеся комментируют, записывают в тетрадь. - Нерастворимые основания окраску индикаторов не изменяют. - Гидроксид кальция относится к малорастворимым основаниям. - делают вывод. Ca(OH)2 – щелочь. - Известковая вода мутнеет при пропускании углекислого газа. - Ученики проводят лабораторный опыт 9, рис 61 на стр. 117. |
13. Подведение итогов. Рефлексия. (Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия) | – Что нового вы узнали сегодня о гидроксидах? – Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты? – Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. Я понял, что … Я научился … Мне необходимо … | Учащиеся отвечают на вопросы. |
14. Домашние задание. | - прочитать текст § 31 (Кузнецова Н.Е. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова.- 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 256с.: ил. - ответить на вопрос № 1 – 3, №4-пожеланию. - задачник, п. 5.3. | |