8б_____________________________
Тема: Особенности композиционной структуры комедии.
Цели урока:
1.Обобщить знания, полученные при изучении комедии.Раскрыть особенности построении драматического произведения;учить видеть авторские приемы;
2.Развитие навыков анализа художественного произведения.
3.Воспитание любви к русской классической литературе;
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Разминка
Декорация, кулисы, суфлер, антракт, трагедия, комедия, ремарка, монолог, диалог.
-Что объединяет эти слова? (все они относятся к драматическому произведению)
- Что такое драма? (произведение, предназначенное для постановки на сцене).
Поясним значение каждого слова
3. Вступительное слово учителя. (слайд 1)
Автор «Ревизора» - Н.В. Гоголь мечтал о комедии «со злостью и солью».
Он придавал театру очень большое воспитательное значение. Мечтал о театре как о школе для общества
«В «Ревизоре» я решил собрать все дурное в России, какое я тогда знал, в несправедливости, которая делается в тех местах и в тех случаях, где более всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
- В какой исторический период создавалась комедия, почему она стала такой актуальной?
(сообщение «Николаевская Россия во времена Гоголя»)
4.Практическая работа
Сегодня мы попробуем окунутся в театральную жизнь и начать подготовку к спектаклю
В создании спектакля задействовано много людей. Какие профессии мы встретим в театре? (режиссер, декоратор, костюмер, осветитель и т.д.)
Я предлагаю выбрать критика, который будет давать оценку всему происходящему.
1.Давайте посмотрим на особенности композиции комедии
5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений, 25 конкретных действующих лиц
-Что является завязкой? (письмо Чмыхова, появление Добч. И Бобч.)
- На чем основан комедийный конфликт? (промах городничего и чиновников)
- Кульминация? (вранье Хлестакова в явл. 4, в 3 действии)
- Что является развязкой? (Почтм. Приносит письмо. Фраза о приезде настоящего ревизора)
- У комедии есть эпиграф. Какой? ( 3 редакции 36, 41, 42 годы)
- Почему Гоголь его взял?
2.Актеры, действующие лица.
Гоголь огромное значение придавал игре актеров. Сам присутствовал на репетициях, давал наставления актерам.
Тщательно прописал характеры и костюмы основных д. лиц.
Давайте перечислим героев и дадим их краткую характеристику.
Пока мы даем характеристику, Кристина побудет костюмером, а Нурлан - декоратором. Подумайте, какими вы видите декорации и костюмы.
(После хар-ки героев, слово Нурлану и Кристине)
- С чем не согласен критик?
3. Репетиция отдельных сцен
Анна Андреевна и Марья Антоновна. (Лена, Сауле)
Монолог Хлестакова (Андрей)
- Кто же главный герой комедии?
(Хлестаков – самый трудный образ в пьесе, п.ч., сделавшись виновником обмана, Хлестаков никого не обманывал. У него нет реплик в сторону)
Монолог Городничего
-Почему городничий принял Хлест за ревизора? Страх подготовил почву для обмана городничий может потерять все
4. Немая сцена
. Изображение немой сцены. (сфотографировать)
. Сообщение Кристины о немой сцене (пока Кристина говорит, закач. Фото в компьютер)
Анализ изображения немой сцены по фотографии. Соотнесение с текстом комедии
5. Итог урока.
Сообщение «Ревизор в Малом театре»
6. Д.з. Вопросы учебника