СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по литературному чтению, 4 класс. С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Деление текста на части.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:уметь характеризовать поступки героев.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по литературному чтению, 4 класс. С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Деление текста на части.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа д. Новые Ивайтенки

Унечского района Брянской области

















План – конспект урока по литературному чтению

4 класс



С.Т. Аксаков « Аленький цветочек».

Деление текста на части.











Учитель: Малышева Л. А.










Цель:  продолжить работу над сказкой  «Аленький цветочек»; обогащать

словарный запас учащихся; обучать чтению по ролям, умениямхарактеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок вавторском тексте;развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;воспитывать любовь и уважение к родителям.

Планируемые результаты:Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

Оборудование: презентация.

                                      Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

II.Речевая разминка.

-Прочитайте стихотворение.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если  кому – то, кому – то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты знай, что сей день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря! Слайд 1

-Прочитайте стихотворение с ускорением (ещё: с замедлением, с вопросительной интонацией , с утвердительной интонацией, выделяя голосом последние слова каждой строчки, скороговоркой, выразительно).

III.Проверка домашнего задания.

IV.Самоопределение к деятельности.

-Как вы поняли строчки речевой разминки?

-Что хотел сказать нам автор?

-Прочитайте тему урока. Слайд 2

-Определите его задачи.

V. Работа по теме урока.

– Почему сказка называется «Аленький цветочек»? Разберите слова «аленький» и «цветочек» по составу, определите способ образования. Меняется ли значение слова?

– Суффиксальный способ образования: алый цветок – аленький (суффикс -еньк-) цветочек (суффикс -ек-). В этих словах суффиксы уменьшительно-ласкательные, они меняют значение слов: это что-то нежное, хрупкое, беззащитное.

– Аленький цветочек как символ проходит через всю сказку. Докажите строчками из текста.

– Нет ли у этого постоянного эпитета переносного смысла? Попробуем его раскрыть. Прочитайте слова самого С. Т. Аксакова: «Цветок не вырастет без семени. Так же и душа человека. Человек не рождается с готовой душой. Он ее сам растит. Семена Любви, Добра, Благодарности, Милосердия посе-яны в душе каждого человека. Посеяны они были и у сестер. Но ведь семена растить надо». Как вы поняли эти слова?

– Одинаково ли растили их дочери купца? Вырос ли в душах старших сестер аленький цветочек? Или это что-то другое?

– Что же такое «аленький цветочек»?

– Младшая растила добро и любовь. Мы это видим. А старшие вырастили злобу, зависть. Не вырос в их душах аленький цветочек, не расцвел.

– Аленький цветочек – это Любовь, Добро, Милосердие.

– Какого человека называют милосердным?

– Рассмотрите состав слова «милосердие». Подберите однокоренные слова.

– Милосердным называют доброго, отзывчивого, сердечного человека, готового помочь в любую минуту, простить кого-то из сострадания, человеколюбия.

– Милосердие – сложное слово. Милость, сердечность, сердечный.

Кому адресуем эти слова?– Эти слова относятся к меньшой дочери. Она жертвует собой во имя покоя, счастья другого. Младшая дочь купца искала и нашла свой цветочек аленький.

– Где его искать? В тридевятом царстве?

– Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка?– Не надо далеко ходить: он посеян в душе каждого человека. Важно только, чтобы пророс и расцвел.

– Аленький цветочек – символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается – становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее

Физкультминутка

Ветер подул: у-у-у (Все дуют)

Кусты низко нагнул ( Наклоняются)

Листья запорхали (Машут руками)

Как бабочки на карнавале. ( Кружатся)

   Деление сказки на части

-        А сейчас разделим сказку на части, озаглавим их. Получим план пересказа.

часть«Заказы дочерей» (до слов: «Поехал он в путь, во дороженьку», с. 196).

часть«Два подарка нашел» (до слов:«Бродит он по тому лесу дремучему...», с. 196).

часть«Заблудился в дремучем лесу» (до слов:«Входит он на широкий двор, в ворота широкие, растворенные...», с. 197).

4        часть«Вот он — цветочек аленький!» (до слов:«И, проговорив таковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек», с. 198).

5        часть«Должен умереть, но есть одно спасение» (до слов:«И только честной купец успел надеть его на правый мизинец, как очутился он в воротах своего широкого двора...», с. 200).

6        часть«Встреча с любимыми дочерями» (до слов:«Заутра позвал к себе купец старшую дочь...», с. 202).

7 часть«Дочери мои любимые — выручайте!» (до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных...», с. 204).

   8        часть«Жизнь девушки во дворце» (до слов:«Если ты стар человек — будь мне дедушка...», с. 206).

9 часть«Покажись мне, верный друг!» (до слов:«Не убоялась, не устрашилась, крепко на себя понадеялась молодая дочь купецкая, красавица писаная», с. 207).

10         часть«Да и страшен был зверь лесной, чудо морское...» (до слов:«И прошло тому немало времени...», с. 208).

11 часть «Недобрый сон» (до слов:«Стала она заверять словами заветными и клятвами...», с. 209).

12часть«Дома, с родными» (до слов:«И когда пришел настоящий час, стало у молодой купецкой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить...», с. 210).

13        часть«Опоздала. Зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мертв» (до слов:«Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые...», с. 212).

14        часть«Полюби же меня теперь в образе человеческом» (до конца).

-Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?

-Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему?

Пересказ по плану.

VI.Рефлексия.

Если вы очень хорошо поработали – поднимите красный круг.

- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите зелёный круг.

- Если вы испытывали затруднения – поднимите синий круг

VII       Итог урока

-Как вы поняли, в чем смысл сказки? (Аленький цветочек – символ настоящей любви. Она раскрывает душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз красоту. Под её воздействием человек преображается.)

-Чему она учит?

– Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

– Чем авторская сказка отличается от народной сказки? Что общего во всех сказках?

– Какова главная мысль этой сказки? Чему был посвящен урок и тема?

– Владимир Солоухин в своем очерке «Аксаковские места» пишет о сказке «Аленький цветочек»: «Главное в ней – доброта и любовь. И то, что нехорошие чувства: жадность, зависть, себялюбие – не торжествуют, а черное зло побеждено. Чем побеждено? Любовью, Добром, Благодарностью. Эти качества живут в душе человека, они суть души и ее лучшие побуждения. Они-то и есть тот аленький цветочек, который посеян в душе каждого человека, важно только, чтобы он пророс и расцветал».

– Помните, что аленький цветок приносит удачу только смелым, добрым, бескорыстным людям. Пусть этот цветок напоминает вам о сострадании, верности и любви к окружающим вас людям

VIII.Домашнее задание.

Пересказать по плану.