План-конспект урока № 87
Предмет :Литературное чтение Класс 3
Тема урока: М. М. Зощенко «Золотые слова».
Цель урока: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.
Предметные: ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.
Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.
Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник Литературное чтение 3 класс. 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина - М.: Просвещение,; портрет М. М. Зощенко ,словарь.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
– Доброе утро!
– Доброе утро! – солнцу и птицам,
– Доброе утро! – приветливым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро пусть длится до вечера.
Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
- Ребята, какое у вас сейчас настроение, покажите. Я надеюсь, что хорошее настроение останется у вас до конца урока.
II.Актуализация опорных знаний
Речевая разминка
- Проведём речевую разминку.(на доске)
Три сороки –тараторки тараторили на горке.
Проверка домашнего задания.
- Над каким произведением, мы работали на прошлом уроке? (А.Платонов «Еще мама»)
Работа в группах.Тестирование .
Взаимопроверка. Верные ответы: 1-а, 2-в, 3-б, 4 –а,5- а,6-в,7- в, 8-а,9-в.
Критерии оценивания:
9 верных – 5
8-7 ---- 4
6-5 ---------3
III.Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите на доску. Что это за слова? (Спасибо! Доброе утро! Пожалуйста!)
- А какие еще вежливые слова вы знаете?
- Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении.
- А как можно назвать человека, который всегда говорит такие волшебные слова?
- Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.
- Ребята,обратите внимание на доску.Здесь записаны зашифрованные слова.Помогите расшифровать.
Лиахим Чиволйахим Окнещоз.(Михаил Михайлович Зощенко).
-Знаете ли вы, этого человека?
Работа в группах.
Повторить правила работы в группах
В пословицы вставить пропущенные слова .
Молчание - ………… .
Доброе ……….человеку - что дождь в засуху.
Не все …….……, что блестит .
……… не воробей- вылетит не поймаешь.
Слово -серебро, молчание - ………..
Ласковым ……….. и лед растопишь.
Какие слова повторяются? Кто догадался какое произведение мы будем сегодня изучать?
Сформулируйте тему нашего урока.
- Чему мы должны с вами научиться?
-Познакомиться с биографией писателя и его произведением.Уметь анализировать произведение.
IV. Изучение нового материала.
-Сегодня мы познакомимся с творчеством М.М.Зощенко. / портрет писателя./
Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.
Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.
М.Зощенко был писателем – сатириком. Давайте посмотрим в толковом словаре, значение слова – сатира и сатирик.
Сати́ра (лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств.
Сатирик — писатель, осмеивающий современные пороки и слабости.
-В чем отличие произведений М.М.Зощенко? (учащиеся высказывают ответы)
- Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.
- Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».
Работа с учебником.
-Как называется рассказ?
Рассказ называется «Золотые слова», слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?
- Какие слова могут считаться «золотыми»? (волшебные, ценные). Назовите пример таких слов.
- Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?
Физминутка
Сейчас будем читать текст, нам встретятся слова, значение которых мы прочитаем на доске.
Словарная работа.
Прельщала – стала заманчивой, приятной.
Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.
Угоревший – отравился угаром.
Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.
Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.
Чтение текста. Читают хорошо читающие учащиеся.
Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.
1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)
- От чего имени ведётся рассказ?
- Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста)
- Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?
- Как наказал отец Миньку и Лёлю?
Продолжение чтения
2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)
- Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?
- Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.
- Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?
Чтение до конца.
- Почему папа назвал поведение детей глупым?
- Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»? (зачитать)
- В чем заключается основная мысль рассказа? ( Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки).
VII. Итог урока. Рефлексия.
- С каким новым рассказом М.Зощенко мы познакомились сегодня.
- Прочитав рассказом, какой вывод вы сделали для себя?
-Чем вам поможет этот рассказ в жизни?
Закончите урок одним из предложений
-Урок привлек меня тем …
- Я задумался о …
- Хотелось бы поблагодарить …
VIII. Домашнее задание.
Выразительное чтение произведения «Золотые слова», стр.144-152 .
Дифференцированное задание:
1 группа – пересказать понравившийся эпизод рассказа,
2 группа - отвечать на вопросы стр.153