План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме
Тема: Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина «Листопад»
Класс: 4
Предмет: литературное чтение
УМК: Школа России
Автор УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.
Тип урока: урок усвоение новых знаний
Цели: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение прогнозировать содержание произведения, находить в тексте средства художественной выразительности, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста: воспринимать на слух поэтическое произведение.
Личностные:
Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
Познавательные УУД: анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги .
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Оборудование урока: портрет И.А. Бунина, видео, фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение, презентация
Ход урока
I Организационный момент.
-Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости. А когда приходят гости, в доме бывает праздник. Пусть этот урок принесет всем радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.
На сегодняшнем уроке мы будем
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
II Проверка домашнего задания:
-- Сегодня мы продолжаем работу над темой «Поэтическая тетрадь». И сейчас проверим, как хорошо вы усвоили изученные произведения. На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов.
Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.
(Если ученик затрудняется ответить, помогает класс).
1.Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ф.И.Тютчев
2.Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
«Бабочка» А.А.Фет
3.Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е.А.Баратынский
4. В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян.
И.С.Никитин
5. Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
«Весенний дождь» А.А.Фет
- Скажите, что общего в этих строфах?
(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).
III Мотивация.
- Воспевают красоту родной природы не только наши великие поэты, но и композиторы.
Прослушайте отрывок из музыкального альбома П.И. Чайковского «Времена года» и скажите о каком времени года эта музыка? (осень)
Золотой осени посвящают свои замечательные картины русские художники.
(Показ презентации)
- Как называется красивое природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
-- Уже прошла золотая пора осени. Деревья стоят голые. Но мы с вами сегодня на уроке постараемся вернуть ненадолго это чудесное время года.
IV.Постановка цели.
- Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. А поможет нам в этом Иван Алексеевич Бунин. Сегодня мы познакомимся с отрывком из его прекрасного стихотворением «Листопад».
V. Работа над темой урока
https://youtu.be/bbewmq32O7s
https://youtu.be/SnB7PsPzgaI
https://youtu.be/EIDeAJZjdVc
– Понравилось ли вам это стихотворение?
- Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)
- Что напоминает осенний лес Бунину? (терем)
- Что такое терем?
- Какой терем? (лиловый, золотой, багряный)
- Какой прием художественной выразительности использует автор? (сравнение)
- Какие еще средства художественной выразительности вы знаете? (эпитеты, олицетворения, метафоры).
Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим
Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать.
Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.
Словарная работа
Тезариус РЭШ
Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни.
Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
Лазурь – светло-синий цвет, синева.
Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.
Вдова – женщина, у которой умер муж.
Мотылёк – небольшая бабочка.
Заворожённый - очарованный, околдованный
VI.Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад!
- Прочитайте стихотворение про себя и найдите в нем средства художественной выразительности.
Работа в группах.
1 группа - ищут эпитеты
2 группа - сравнения
3 группа –олицетворение
Ответы записывают на листочках деревьев.
Проверка
- Назовите сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема
Лес – терем расписной.
Елочки темнеют – как вышки.
Синеют просветы в небо, что оконца.
Паутина – как сеть из серебра.
Мотылек – точно белый лепесток.
- А какие эпитеты использует для этого автор?
Терем расписной
Весёлой стеной
Лазури голубой
Листве сквозной
Сеть из серебра
Солнечной поляной
Мёртвое молчанье
Синяя вышина
Олицетворения
– Почему слово Осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)
– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)
- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)
Заворожённый тишиной
Метафоры
Берёзы желтою резьбой
Воздушной паутины ткани
Запахи
- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов.
- Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте.
(Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца).
Звуки
- Можно ли услышать тишину?
Прочитайте строки, в которых рассказывается о звуках в лесу.
-- Какие звуки повторяются ?
- Какие звуки услышали? (Шорох листвы, шум ветра).
-- Для чего поэт использует эти звуки, что они помогают услышать?
- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.
-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).
-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ" (на доске)
(Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)
- Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).
- Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать?
(Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо). Какое слово поэт повторяет несколько раз? Почему?
(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их).
- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы
VII. Первичное закрепление. Работа над выразительностью чтения
-Как будем читать: быстро, медленно, спокойно?( Спокойно и с восхищением)
- А теперь давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.
- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?
1. Темп чтения.
2.Тон чтения.
3. Логические ударения.
4. Паузы.
Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения.)
VIII. Рефлексия
Выразить одним предложением свою мысль об уроке.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Мне захотелось…
IX. Итог урока.
- Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились? Что вы запомнили о И. Бунине?
- Какие языковые средства использовал автор в стихотворении?
- Помогли ли вам картина Левитана и стихотворение И.А. Бунина по-новому увидеть природу? Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок?
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).
-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.
" Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко". (А. Блок)
X. Домашнее задание: чтение наизусть отрывка.