Литературное чтение
Тема: Х.-К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка».
Цель урока: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.
Тип урока: открытия нового знания.
Методическое обеспечение: портрет писателя, учебники, сказки Андерсена(выставка книг), выставка детских рисунков по сказкам Андерсена, презентация, иллюстрации к сказкам по частям.
Ход урока:
I Организационный момент.
- Проверьте, пожалуйста, как вы подготовились к уроку, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
II Речевая разминка. (на партах листочки со стихотворением)
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай –
Они всему научат.
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что–то новое, дружок,
Сейчас о них узнаем.
- У вас на столе лежат листочки со стихотворением. Прочитайте его все вместе шепотом.
- Какие чувства, мысли, желания возникли у вас, прочитав стихотворение?
- Прочитайте выразительно.
- В ходе речевой разминки мы прочитали стихотворение, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (о сказках)
- Почему нужно читать сказки?
( Сказка помогает увидеть добро и зло, она заставляет нас смеяться и плакать, учит нас задумываться о своих поступках, быть добрыми, смелыми, заботиться о других)
III Актуализация знаний.
- Ребята, а что такое сказка?
( Это произведение устного народного творчества с вымышленными героями и событиями, фантастического характера, с целью - нравоучение)
- На какие две группы можно разделить сказки?
( народные и авторские или литературные)
- А что такое литературная сказка?
( художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок, это повествовательный жанр с волшебно – фантастическим сюжетом, с персонажами реальными или вымышленными, с действительностью реальной или сказочной)
- На какие виды делятся сказки? (бытовые, волшебные, сказки о животных)
- Какие признаки сказки вы знаете? Как строится сказка? (зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, добро побеждает зло, концовка)
- Какие средства выразительности часто используют в сказках? (метафора, эпитет, олицетворение)
IV Подготовка к усвоению новых знаний.
- Давайте поиграем в игру «Найди лишнюю сказку»
1 слайд – Все сказки- авторские, одна- народная.
2 слайд- все сказки о животных, одна- волшебная
3 слайд – все сказки русских писателей, одна- зарубежная. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
4 слайд – все сказки- Андерсена, одна- Ш. Перро «Спящая красавица»
- С каким писателем мы с вами будем знакомиться? (С Г.Х. Андерсеном)
- Определите тему и задачи урока. (Продолжить знакомство с творчеством Андерсена и познакомиться с новой авторской сказкой)
Биография писателя:
В маленькой стране Дании в крошечном городке Оденсе, 2 апреля 1805 года родился Г.Х.Андерсен. Отец его был бедный башмачник, а мать прачкой. Семья жила бедно. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их.
Когда Гансу было 14 лет, умер его отец. Ему пришлось пойти на швейную фабрику. В 1819 г. он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлек не актерский талант, а писательский дар Андерсена. Перу Андерсена принадлежат 168 сказок, они переведены более чем на 100 языков. Андерсен прожил сложную жизнь, много путешествовал,
был любим датской публикой.
- Что вы можете сказать о сказках Андерсена? Какую особенность сказок Андерсена вы заметили?
Он обладал талантом наделять каждый предмет домашней утвари, каждое животное и птицу своей собственной и ни на какую другую не похожей жизнью, характером, манерами, капризами и слабостями. Соломинка, калоши, чайник, штопальная игла и крахмальный воротничок, каких только героев мы не встречаем на страницах сказок великого Андерсена!
- Большую часть сказок Андерсена создавала сама жизнь. Андерсен писал: «Как раз из действительности и вырастает самая удивительная сказка»
- С одной из них мы сейчас и познакомимся.
А до этого давайте пригласим героя сказки Андерсена, для этого вы должны отгадать загадку.
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
Она будет за нами наблюдать.
С какой же сказкой Андерсена мы будем знакомиться? Отгадайте загадку.
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
Как называется эта сказка ? ( «Пятеро из одного стручка»)
- Что было задано на дом? (Прочитать сказку)
Первичное восприятие.
- Какие чувства вы испытывали, прочитав эту сказку? (волнение, тревогу, грусть)
- За каких героев вы переживали и почему?
- Кто же герои этой сказки? - Что вы знаете об этом растении?
Горох - всеми любимое растение и очень полезное. Незрелые горошины называют горошком, в нем много сахара, белка и витамина C. Однолетнее травянистое растение, благодаря усикам он цепляется за опору и удерживает растение вертикально.
V Открытие новых знаний.
1) Повторное чтение и работа над содержанием.
1 часть
- Прочитаем начало сказки. (Чтение по цепочке)
- Какие непонятные слова встретились? Подберите синонимы.
Словарная работа:
Приноравливались – приспосабливаться к чему-либо, устраиваться.
- О чем эта сказка? (о жизни пяти горошин)
- Как называется дом, в котором жили горошины? (стручок)
- Как вы думаете, почему автор дал такое название сказке?
(все горошины жили в одном стручке)
- А похожи ли они друг на друга?
- Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история?
(думали, сидели, приноравливались, это – олицетворение)
- Что думали об окружающем мире горошины, сидя в стручке?
- Что нужно растениям для жизни?
(как хорошо и уютно, тепло и светло)
- Как вы думаете, почему горошины захотели все – таки что-то предпринять? (им было тесно, «они росли и росли», они хотели увидеть мир вне стручка, как и все дети, они любознательные)
- Как вы понимаете смысл слов «сдается нам»? (кажется)
- О чем переживали горошины, что они предчувствовали?
- Как меняется мир стручка, найдите слова в тексте? («Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел, весь мир желтеет»)
- Почему меняется мир стручка?
- О чем мечтали горошины? (чтобы их поскорее выпустили на волю, увидеть мир, у всех была своя цель и только одна сказала: «будь, что будет»)
- Что стало причиной путешествия горошин по свету?
(бузинная трубочка)
- Что такое бузина?
Бузина – кустарник с черными или красными ягодами.
- Вам приходилось стрелять из бузинной трубочки?
2 часть
- Что говорила каждая горошина, вылетая в свет?
– Чем отличались горошинки? (характерами)
Давайте вместе с вами составим таблицу о судьбе горошин, что они хотели и что с ними стало. Что говорила каждая горошина, вылетая из трубочки?
| Что хотели? | Куда попали? | Что стало? |
1 горошина | - Лечу, куда хочу! Лови, кто может! | 2)В водосточный желоб, оттуда в голубиный зоб | Съел голубь |
2 горошина | - А я полечу прямо на солнце! | 4)Упала в канаву | Разбухла, собиралась лопнуть |
3 и 4 горошины | - А мы куда придем, там и заснем! | 3)Ушли не дальше, чем первая | Проглотили голуби |
5 горошина | - Будь что будет! | 1)Под окошко чердачной каморки | Расцвела, вылечила больную девочку |
- Можно ли по этим словам узнать характер каждой горошины?
- Какие они были?(хвастливые, эгоисты, много хочет, ленивые,5- ая – скромная, надеется на судьбу)
VI Физкультминутка.
3 часть
- Куда попала 5 горошина?(под окошко чердачной каморки)
- Что такое чердак? Как вы понимаете словосочетание «чердачная каморка?
Чердак – помещение, расположенное между потолком и крышей.
Каморка – маленькая, тесная комната, чулан, находилась под самой кровлей дома и походила более на шкаф. Зимой в такой комнате было холодно, а летом очень душно.
Подённая работа – непостоянная, временная работа за определённую плату.
Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.
- Кто жил в каморке?
- Какие слова помогают нам понять, какой была женщина?
- Как вы понимаете смысл выражений «сил у нее было довольно» (она не боялась никакой работы), «охоты работать тоже не занимать стать», «из нужды она все-таки не выбивалась» (отсутствие средств на самое необходимое, бедность, нищета)
- Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка?
(она была такая худенькая, тщедушная, больная девочка, день – деньской лежала, т.е. весь день, изо дня в день)
- В каком состоянии она находилась? (« Не жила, не умирала», терпеливо, смирно лежала)
- Почему? (Мать должна была много работать, поэтому девочке приходилось целый день лежать одной.)
- Когда зародилась надежда на выздоровление? Прочитайте.
(Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол и больная девочка посмотрела в оконце)
- Какое чудо произошло? – Кем стал для девочки росток гороха?
(у девочки никого не было, мама много работала, она была одна, а теперь у нее появился свой садик, свой зеленый горошек, вместе с ним появилась вера в жизнь)
- Почему можно назвать это чудом?(это удивительно, что на крыше, в щели под окошком чердачной каморки, горошек дал ростки)
- Давайте понаблюдаем, какие изменения происходили с горошиной? Как изменялась девочка вместе с ней?
Горошина | Девочка |
пустила ростки | говорила будто живее |
славно растет | сама приподнималась |
побеги росли и ползли вверх | долго сидела блестели глазки встала с постели |
расцвела | была счастлива с сияющими глазами, румяная и здоровая |
- Как они относились к горошине, докажите словами автора? (бережно, с нежностью, с любовью, не могла насмотреться, «однако она подперла зеленый росток…»)
- Когда бедная женщина поверила, что ее дочь поправится, прочитайте?
(«смотри-ка, да она скоро зацветет!»)
- Какие слова помогают нам понять, что девочка захотела жить?
(«любуясь, блестели глазки, счастлива она была, нежно поцеловала, настоящий праздник»)
- Что же помогло девочке выздороветь? (горошина – это, как ангел небесный)
- Какой вы себе представляете девочку в этот праздничный для нее день? Нарисуйте ее словами.
- Кого еще сделал росток горошка счастливым?
4 часть
Словарная работа
- Какие новые слова мы встретили в этой части?
Водосточный желоб – длинное, узкое углубление, канал для стока воды, сделанный из железа.
Голубиный зоб – приспособление для хранения пищи про запас.
Раздобрела – поправиться, пополнеть.
Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.
- А другие горошины, как сложилась их судьба и почему? Прочитайте.
Лениться в жизни нельзя, ничего не добьешься, но даже она принесла маленькую пользу, накормила голубя;
Если делать, что хочу, то окажешься в канаве;
Если мечтать о несбыточном, гордиться собой, жить ради себя, то останешься навсегда один, сам с собой, горошина была хвастливой и глупой.
- Кому помогли они?
- Какими вы представляете горошинок?
(хвастливая, скромная, сонная, равнодушная, мечтательная)
- Как вы понимаете смысл выражения «как Иона во чреве кита»? Пророк Иона жил, вероятно, на рубеже VIII—IX веков до н. э. Упоминания о нем находим в Четвертой Книге Царств (14 глава). Иона был родом с севера Галилеи, он родился недалеко от Назарета, где 800 лет спустя родился Иисус Христос. Пророк Иона — самый древни из еврейских пророков, чье писание вошло в состав Ветхого Завета. В Книге Пророка Ионы содержатся многочисленные пророчества о судьбе Израиля.Как кит проглотил Иону?Господь повелел Ионе проповедовать в Ниневии. Иона не пожелал исполнить волю Божию и пытался укрыться на корабле. Господь, желая вразумить Иону, послал бурю. Иона понял, по какой причине разыгралась буря, и дабы спасти корабль и людей попросил корабельщиков сбросить его за борт. Буря прекратилась немедленно. По велению Господа пророка Иону проглотил кит.Иона во чреве кита.
Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи. Иона в чреве кита молился Богу и каялся в своем непослушании. Господь простил Иону и повелел киту извергнуть пророка на сушу. После этого события Иона всегда исполнял волю господню.Во чреве кита Иона не потерял присутствия духа, он уповал на Господа, и Господь снова позволил ему увидеть свет. Молитвы Ионы во чреве кита легли в основу 6-й песни канонов.
- Какая горошина, по мнению Андерсена, была самая замечательная?
- А как считаете вы? Почему?
(она сделала девочку счастливой, вдохнула в нее жизнь, у каждого должен быть свой садик, чтобы о нем заботиться)
- Что хочет сказать нам эта горошина, в чем же главный смысл сказки, чему учит сказка?
(жить, даря людям добро, улыбку, радость; жить надо ради кого-то, чтобы у человека сияли глаза; жизнь дана на добрые дела)
VII Подведение итогов.
- С какой новой сказкой мы сегодня повстречались?
- Как вы думаете, что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
- Какой вывод для себя сделали?
- Настоящий человек тот, который помогает людям, доставляет радость. Настоящее счастье – это когда ты кому-то нужен и можешь помочь.
- В каком разделе помещена сказка?
Прошло более 200 лет со дня рождения Андерсена, но и в нашем, современном мире, проблематика, которую поднимает Андерсен в своих сказках, продолжает быть актуальной. Почему?
Вывод: «Жизнь дана на добрые дела»
VIII Рефлексия.
- У вас на столах лежит горошинка, нарисуйте то состояние души, с каким вы сегодня заканчиваете урок и поднимите их вверх. Я очень рада, что урок вы заканчиваете с улыбкой.
- Закончить наш урок я хочу словами из стихотворения о добре:
Ты твори по жизни одно добро,
Чтоб от доброй мысли множилось оно…
От тепла в округе расцветут сады.
Ведь добро все любят, люди и цветы!
IX Домашнее задание.
- Подготовить пересказ текста.
- Всем спасибо за урок! Доброго вам пути!