СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по литературному чтению. Тема "Сказка "Спящая царевна". В.А. Жуковский"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературному чтению. Тема "Сказка "Спящая царевна". В.А. Жуковский"»

Класс

4 класс

Предмет

Литературное чтение

Четверть

2 четверть

Раздел, тема

Русские поэты. Тема: «В.А. Жуковский. Волшебная сказка "Спящая царевна"»

Цель урока

Образовательные:

- формировать начальные умения анализировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать;

- выделять общие и различные черты литературной и народной сказки.

Развивающие:

- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

- развивать интерес к художественному слову.

Воспитательные:

- развивать умения работать в коллективе;

- воспитывать любовь к русской литературе;

- воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев).

Ход урока


Орг. момент

Вступительное слово учителя







Актуализация опорных знаний










Объявление темы и цели урока





Изучение нового материала, в том числе и объяснение













































Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными































Подведение итогов урока













Приветствие.

- Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный волшебства. И став взрослыми, мы не перестаём верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

- Ребята, любите ли вы читать сказки? Давайте вспомним, что такое сказка? (дети дают ответы на вопросы).

Сказка — это литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных и фантастических сил.

- У вас на партах лежат карточки с заданием. Пожалуйста, сделайте его в парах. Выполнение задания поможет нам сформулировать тему нашего урока.

Найти лишнее название сказки и обосновать свой ответ.

«Снегурочка», «Спящая царевна», «Царевна-Лягушка», «Теремок».

  • «Спящая царевна» - литературная (авторская) сказка;

  • «Теремок» - сказка о животных, все остальные сказки волшебные.

- Какую сказку вы прочитали дома? Кто её автор?

- Так какая же тема нашего урока? (В.А. Жуковский. Волшебная сказка "Спящая царевна").

- Давайте сформулируем цели нашего урока, используя опорные слова на доске: познакомиться, учиться, обогащать (развивать).


- А вы знаете, что В. А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Спящая царевна», а А.С. Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

- Сегодня мы поговорим именно об этой сказке Жуковского, мы должны будем найти сходные и различные черты сказки «Спящая царевна» и народной сказки.


- Знаком ли вам сюжет данной сказки?

- На какую сказку похож сюжет? («Спящая красавица» Ш.Перро, «Шиповничек» братья Гримм).

- Верно, сюжет о спящей царевне в сказках народов мира слишком похож. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Шиповничек» братьев Гримм и французской «Спящая красавица», обработанной Шарлем Перро.

- Сейчас мы выполним сравнительный анализ сюжета сказок В.А.Жуковского «Спящая царевна», братьев Гримм «Шиповничек», Ш.Перро «Спящая красавица». Будем работать в группах.

Учитель предварительно разделил класс на группы по 5 человек, по жребию. С детьми были заранее разработаны правила работы в группах.

Перед началом работы с детьми необходимо повторить эти правила, в дальнейшем они будут у детей. В ходе работы учитель выступает в роли наблюдателя и консультанта, при необходимости.

Задание в виде таблицы по плану:

1. Беда в королевской семье

2. Сообщение радостной вести (кто)

3. Гости на пиру

4. Предсказание злых колдуний

5. Предсказание последних волшебниц

6. Длительность сна царевны и придворных

7. Оживление царевны

8. Конец сказки

9. Форма повествования

После того, как работа в группах закончена, каждая группа представляет на доске свои таблицы. Вместе обсуждаются результаты групп, сравниваются. Подводятся итоги.

- Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем:

- главные героини-царевны или принцессы;

- месть злых чародеек;

- мотив волшебного сна;

- избавляют девушек от сна принцы или королевичи;

- концовка – торжество добра и справедливости.


- В.А. Жуковский стремился к тому, чтобы детская литературная сказка «представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого плохого впечатления не оставляли после себя».

- Удалось ли поэту написать не сколько поучительную, сколько увлекательную сказку? Если да, то как ему это удалось, по вашему мнению?

- В чём проявляются лёгкость и незатейливость сказки Жуковского?


- К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского (волшебной)

- Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты:

  • Наличие чуда

  • Столкновение с волшебных сил

  • Существование какого-либо запрета

  • Волшебные персонажи

  • Волшебные предметы

  • Символы)


- Сказка «Спящая царевна» волшебная. Одним из признаков волшебной сказки является наличие противостояния добра и зла. Есть ли такая борьба в этой сказке? Кто символизирует зло в этой сказке?

- Давайте поразмышляем, что бы произошло, если бы царь пригласил на праздник 12-ую чародейку?


- Какова главная идея этого произведения? Хоть мы с вами и решили, что сказка Жуковского больше увлекательная, чем поучительная, но, как писал Пушкин: «Сказка - ложь, да в ней намёк...», есть и в «Спящей царевне» то, чему учит эта сказка?

(Добро всё равно победит, чтобы не происходило и как бы не исхитрялось зло.

Также: 1) Что уготовано судьбой, все равно случится, какие бы ухищрения не предпринимались.

2) Любовь сможет преодолеть все чары.

3) Нельзя никого выделять, забывать. Если уж приглашать родственников - то всех, если приглашать колдуний - тоже всех).

- Можно ли сказать, что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки?

- В чём сходство его сказки с народной?

- А чем отличается сказка Жуковского, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке?


- Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создаёт совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и её стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.


- Дома выучите, пожалуйста, наиболее понравившийся отрывок из этой сказки.


- Благодарю всех за работу!