Приветствие. - Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный волшебства. И став взрослыми, мы не перестаём верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца. - Ребята, любите ли вы читать сказки? Давайте вспомним, что такое сказка? (дети дают ответы на вопросы). Сказка — это литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных и фантастических сил. - У вас на партах лежат карточки с заданием. Пожалуйста, сделайте его в парах. Выполнение задания поможет нам сформулировать тему нашего урока. Найти лишнее название сказки и обосновать свой ответ. «Снегурочка», «Спящая царевна», «Царевна-Лягушка», «Теремок». «Спящая царевна» - литературная (авторская) сказка; «Теремок» - сказка о животных, все остальные сказки волшебные. - Какую сказку вы прочитали дома? Кто её автор? - Так какая же тема нашего урока? (В.А. Жуковский. Волшебная сказка "Спящая царевна"). - Давайте сформулируем цели нашего урока, используя опорные слова на доске: познакомиться, учиться, обогащать (развивать). - А вы знаете, что В. А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Спящая царевна», а А.С. Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». - Сегодня мы поговорим именно об этой сказке Жуковского, мы должны будем найти сходные и различные черты сказки «Спящая царевна» и народной сказки. - Знаком ли вам сюжет данной сказки? - На какую сказку похож сюжет? («Спящая красавица» Ш.Перро, «Шиповничек» братья Гримм). - Верно, сюжет о спящей царевне в сказках народов мира слишком похож. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Шиповничек» братьев Гримм и французской «Спящая красавица», обработанной Шарлем Перро. - Сейчас мы выполним сравнительный анализ сюжета сказок В.А.Жуковского «Спящая царевна», братьев Гримм «Шиповничек», Ш.Перро «Спящая красавица». Будем работать в группах. Учитель предварительно разделил класс на группы по 5 человек, по жребию. С детьми были заранее разработаны правила работы в группах. Перед началом работы с детьми необходимо повторить эти правила, в дальнейшем они будут у детей. В ходе работы учитель выступает в роли наблюдателя и консультанта, при необходимости. Задание в виде таблицы по плану: 1. Беда в королевской семье 2. Сообщение радостной вести (кто) 3. Гости на пиру 4. Предсказание злых колдуний 5. Предсказание последних волшебниц 6. Длительность сна царевны и придворных 7. Оживление царевны 8. Конец сказки 9. Форма повествования После того, как работа в группах закончена, каждая группа представляет на доске свои таблицы. Вместе обсуждаются результаты групп, сравниваются. Подводятся итоги. - Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем: - главные героини-царевны или принцессы; - месть злых чародеек; - мотив волшебного сна; - избавляют девушек от сна принцы или королевичи; - концовка – торжество добра и справедливости. - В.А. Жуковский стремился к тому, чтобы детская литературная сказка «представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого плохого впечатления не оставляли после себя». - Удалось ли поэту написать не сколько поучительную, сколько увлекательную сказку? Если да, то как ему это удалось, по вашему мнению? - В чём проявляются лёгкость и незатейливость сказки Жуковского? - К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского (волшебной) - Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты: Наличие чуда Столкновение с волшебных сил Существование какого-либо запрета Волшебные персонажи Волшебные предметы Символы) - Сказка «Спящая царевна» волшебная. Одним из признаков волшебной сказки является наличие противостояния добра и зла. Есть ли такая борьба в этой сказке? Кто символизирует зло в этой сказке? - Давайте поразмышляем, что бы произошло, если бы царь пригласил на праздник 12-ую чародейку? - Какова главная идея этого произведения? Хоть мы с вами и решили, что сказка Жуковского больше увлекательная, чем поучительная, но, как писал Пушкин: «Сказка - ложь, да в ней намёк...», есть и в «Спящей царевне» то, чему учит эта сказка? (Добро всё равно победит, чтобы не происходило и как бы не исхитрялось зло. Также: 1) Что уготовано судьбой, все равно случится, какие бы ухищрения не предпринимались. 2) Любовь сможет преодолеть все чары. 3) Нельзя никого выделять, забывать. Если уж приглашать родственников - то всех, если приглашать колдуний - тоже всех). - Можно ли сказать, что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки? - В чём сходство его сказки с народной? - А чем отличается сказка Жуковского, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке? - Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создаёт совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и её стихотворная речь со своим ритмом и рифмой. - Дома выучите, пожалуйста, наиболее понравившийся отрывок из этой сказки. - Благодарю всех за работу! |