План-конспект урока
по математике
в 5-А, 5-Б, 5-В классах
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Урожайновская школа им. К.В.Варлыгина»
на тему «Умножение и деление смешанных дробей»
Разработала : Чимирис Лариса Васильевна.
с. Урожайное, 2021
Тема урока 149. Умножение и деление смешанных дробей
Дата проведения. 25 апреля 2021г.
Тип урока. Изучение нового материала
Цель урока. Сформировать знания учащихся при изучении правил умножения и деления смешанных дробей, а также умения использовать знания при решении упражнений
Задачи.
Обучающая. Повторить правила умножения и деления обыкновенных дробей; проверить умение применения правил умножения и деления обыкновенных дробей; продолжить формирование умения использования правил умножения и деления обыкновенных дробей применительно к смешанным дробям; проверить степень усвоения правил учащимися.
Развивающая. Развить у учащихся самостоятельность, используя проблемные ситуации; развить у учащихся умение обобщать и выделять главное.
Воспитательная. Содействовать развитию у учащихся интереса к изучению математики.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные. Учащиеся повторят правила умножения и деления обыкновенных дробей; проверят умение применения правил умножения и деления обыкновенных дробей; продолжат формирование умения использования правил умножения и деления обыкновенных дробей применительно к смешанным дробям.
Метапредметные. Учащиеся будут иметь возможность развить самостоятельность, используя проблемные ситуации; развить умение обобщать и выделять главное.
Личностные. Развитие у учащихся интереса к изучению математики.
Основные термины, понятия. Умножение, деление, Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель, смешанные дроби.
Оборудование: Учебник математики 5 класс, авторы Никольский С.М., Потапов М.К. и др, карточки с правилом, карточки для самооценки.
План урока
1. Огранзационный момент. 2 минуты
2. Проверка домашней работы 5 минут
3. Актуализация знаний. 5 минут
4. Назвать тему урока. 3 минуты
5. Изучение нового материала 5 минут
6. Физкультминутка.2 минуты
7. Первичное закрепление знаний по теме 15 минут
8. Задание ученикам по рефлексии их деятельности.3минуты
9. Подведение итогов и оценки результатов урока 3 минуты
10. Домашнее задание. 2 минуты
Ход урока
1. Организационный момент. (2 минуты).
Организовать класс для создания настроя на работу. Проверить отсутствующих. Проверить рабочие места учащихся.
2. Проверка домашней работы (5 минут)
Проверим один пример № 1014 и один пример № 1015. Работают два ученика у доски, остальные осуществляют самопроверку в тетрадях.
№ 1014
а) 3 - 2 + =
Решение:
1) 3 - 2 = 1 = =
2) + = = =
№ 1015
а) 2 - (1 + ) = 1
Решение:
1) 1 + = 1 = 1
2) 2 - 1 = 1 = 1 = 1
Если есть вопросы, возникшие при выполнении домашней работы, то ответить на них.
3. Актуализация знаний. (5минут)
Вопросы повторения:.
1. Как умножить две дроби? (Ответ учащихся: необходимо числитель одной дроби умножить на числитель другой дроби3, а знаменатель - на знаменатель.)
2. Как умножить дробь на натуральное число? (Ответ учащихся: необходимо числитель одной дроби умножить на натуральное число, а знаменатель оставить неизменным)
3. Какие дроби называются взаимно обратными? (Ответ учащихся: Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными)
4. Как разделить две дроби? (Ответ учащихся: необходимо первую дробь умножить на взаимообратную второй дроби дробь)
5. Выполните действие (устно) :
= ; =
6. Переведите смешанные дроби в неправильные (устно):
2 = 9 = 15 = 11 =
4. Назвать тему урока. (3 минуты)
Определить какие из действий со смешанными дробями уже известны учащимся. Определить какие действия ещё необходимо изучить. Умножение и деление смешанных дробей.
Попросить учащихся определить цель урока.
Затем совместно с учащимися определить цель урока. Сформировать знания учащихся при изучении правил умножения и деления смешанных дробей, а также умения использовать знания при решении упражнений
Определить вместе с учащимися, какие задачи необходимо решить на этом уроке для достижения цели: повторить правила умножения и деления обыкновенных дробей; уметь применять правила умножения и деления обыкновенных дробей; уметь использовать правила умножения и деления обыкновенных дробей применительно к смешанным дробям. Развить самостоятельность, развить умение обобщать и выделять главное. Развить интерес к изучению математики.
5. Изучение нового материала (5 минут)
Не объясняя нового материала предлагается учащимся самим попытаться решить примеры:
1. Выполнить умножение:
3 2 =
2. Выполнить деление:
3 : 1
Предложить учащимся самим сформулировать правило умножения и деления смешанных дробей. После того, как учащиеся расскажут правило, переключить на слайд 7, на котором записано правило.
Чтобы умножить или разделить смешанные дроби, нужно перевести их в неправильные дроби и выполнить действия как с обыкновенными дробями
6. Физкультминутка. (2 минуты)
7. Первичное закрепление знаний по теме: (15 минут)
На этом этапе учащиеся работают в парах, если есть желание, то можно в группах по 3-4 человека.
№ 1018 ( а –г );
№ 1020 ;
№ 1023
Правильность выполнения примеров проверяется учителем и учащимися, раньше выполнившими задание.
8. Задание ученикам по рефлексии их деятельности. (3 минуты)
Закончите фразу:
сегодня на уроке я понял…..
мне было интересно узнать, что …..
для меня осталось непонятным…..
9. Подведение итогов и оценки результатов урока. (3 минуты)Взаимное оценивание и самооценивание.
10. Домашнее задание. (2 минуты) Выучить правило умножения и деления смешанных дробей, читать теорию из учебника по данной теме, решить № 1018 (д-з), № 1024 (по желанию).
Список использованной литературы
1.Учебник математики 5 класс, авторы Никольский С.М., Потапов М.К. и др,
2. Материалы сайта Инфоурок.
Самоанализ урока
1. Внешние связи урока.
Данный урок № 149, является 54 в теме «Обыкновенные дроби»; урок изучения нового материала. Урок непосредственно связан и логически вытекает из предыдущих уроков в данной теме. Имеет межпредметные связи со следующими предметами физика, химия, география .
2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.
Цели и задачи поставленные в начале урока были достигнуты благодаря слаженной работе класса и заинтересованности учащихся в результате работы. А именно: Обучающая. Учащиеся повторили правила умножения и деления обыкновенных дробей; сумели применить правила умножения и деления обыкновенных дробей; сумели использовать правила умножения и деления обыкновенных дробей применительно к смешанным дробям. Развивающая. У учащихся сформирована самостоятельность, что проявилось в решении проблемной ситуации при определении целей и задач урока, а также при самостоятельной формулировке правил; учащихся научились обобщать и выделять главное. Воспитательная. Развитие у учащихся интереса к изучению математики.
3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.
I. Общая организация урока
1. Последовательность и распределение этапов урока по времени, соответствовали поставленному плану
2. Организация познавательной деятельности на уроке. Имело место сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы, как при проверке домашнего задания и актуализации, так и при изучении нового материала.
3. Соблюдение охранительного режима. Была проведена физкультминутка и гимнастика для глаз.
4. Подведение итога урока. Итоги урока и оценивание производилось благодаря взаимному оцениванию и самооценке учащихся.
II. Содержание урока
1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока, в соответствии с задачами и межпредметными связями.
2. Правильность подбора учебного материала на уроке. Материал подобран в соответствии с программой курса и задачами урока.
3. Связь теории с практикой. Прослеживается непосредственная связь между изученной теорией и применением ее при решении упражнений.
4. Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом. Была организованна связь повторения материала изученного ранее и применение повторения при изучении нового материала.
5. Уровень знаний, умений, навыков учащихся. Учащиеся в большинстве своем тему усвоили, умеют применять изученный материал.
III. Методическая сторона урока и его оборудование
Качество методов и приемов обучения, их адекватность вполне соответствовали задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.
Было применено чередование методов обучения.
Оборудование урока было использовано при проведении урока.
Методы опроса применялись фронтальные, работа у доски, самостоятельная работа в тетрадях, групповая работа и работа в парах. Правильность ответа учащихся имела место быть.
4. Функциональный анализ урока.
Структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Наиболее удачными оказались этап проверки домашнего задания и актуализации и неудачные моменты прослеживались на этапе постановки целей и задач урока в деятельности учителя и учащихся. Стиля отношений учителя и учащихся необходимо доработать для успешного формирования результатов урока.
5. Оценка конечного результата урока.
Знания, умений и навыков, получены учащимися в объеме соответствующем задачам и целям урока. Существенного разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом не прослеживалось. Причины этого разрыва – отсутствие опыта учителя. Воспитательные и развивающие задачи урока были осуществлены благодаря слаженной работе класса, сформированной ранее. Урок в целом удался, но необходимы доработки и совершенствование.