План – конспект урока по математике в 6 классе по теме
«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Цели:
Образовательные: повторить и обобщить изучаемый материал; закрепить у обучающихся умение выполнять действия сложения и вычитания чисел с разными знаками; проверить умения и навыки ребят в работе с положительными и отрицательными числами;
Развивающие: развитие памяти, речи, познавательного интереса за счет вовлечения обучающихся в игру; формирование представлений о математическом языке, его компонентах, историческом развитии;
Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, умению внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников.
Об уроке: Данный урок является заключительным в теме “Сложение, вычитание положительных и отрицательных чисел”. В ходе урока проводится работа по поддержанию и совершенствованию ранее сформированных знаний и умений, в частности, вычислительных навыков. Предлагаются задания, требующие сообразительности, внимания, анализа и обобщения имеющихся знаний.
Структура урока:
Постановка цели урока
Устный счёт
Путешествие по планетам
Самостоятельная работа
Итог, домашнее задание
Оборудование урока: опросные листы, презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
У: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок, который даст нам возможность получить новую и интересную информацию и одновременно поможет повторить все, что вы знаете о сложении и вычитании положительных и отрицательных чисел. Посмотрите на тему урока и скажите: (Слайд 1)
–Вы знакомы с данной темой?
- Что мы будем делать на уроке?
-Какие задачи перед нами сегодня стоят? (перечисляют –правила, примеры решать, сам. р…)
Значит, на уроке мы повторим правила, закрепим знания и умения по данной теме с помощью различных упражнений, которые пригодятся нам в дальнейшей учебе.
В начале нашего урока мне бы хотелось обратиться к словам известного российского математика Александра Мордковича: “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”. Именно это потребуется нам на уроке: внимание, настойчивость, упорство, чтобы достичь поставленных целей. А эти качества человека к каким относятся? (Ответы детей связать с темой урока).
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
У: Каждому из вас выдается опросный лист, где указаны задания в той последовательности, в которой вам нужно их выполнять. Подпишите их. Итак, вы готовы?
Устное испытание:
Найдите ряд и столбец, в которых сумма чисел равна -10.
| 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 4 | 0 | -9 | 2 |
2 | -3 | 5 | -8 | -4 |
3 | 3 | -7 | 12 | -6 |
4 | -11 | -1 | -5 | -11 |
Ответ: 2 ряд, 3 столбец. Свяжите эти числа с нашим уроком. (2-число, 3-месяц).
(Слайд 2)
Вопрос: Какими правилами вы пользовались при выполнении задания?
2) Поставить в соответствие начало и конец фразы.
А. Чтобы сложить два отрицательных числа надо:
Б. Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
В. Чтобы вычесть из одного числа другое надо:
1. из большего модуля вычесть меньший модуль и перед полученным числом поставить знак того слагаемого, модуль которого больше.
2. к уменьшаемому прибавить число противоположное вычитаемому.
3. сложить их модули и перед полученным числом поставить знак минус.
Проверка. (Слайд 3)
Найти ошибки в вычислениях и поднять номер примера , где допущена ошибка:
7,2-(-5,3)=12,5
-30,5-12,6=43,1
15,73-20,5=4,77
-4.9-1,7=-3,2 (Слайд 4)
Лото (вычислите):
-22 + 35
-3,7 + 2,8
1,5 + (-6,3)
8,2 + (-8,2)
22 – 27
-13 – 8
19– (-2)
-27 – (-3)
-35 + (-9)
Ответы: 13; -0,9; -4,8; 0, -5; -21; 21; -24; -44. (Самопроверка по полученным картинкам)
История возникновения положительных и отрицательных чисел.
Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н. э. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в. индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием.
Индийские математики представляли себе положительные числа как, “имущества”, а отрицательные числа как “долги”. Вот как индийский математик Брахмагупта излагал правила сложения и вычитания: “Сумма двух имуществ есть имущество”, “сумма двух долгов есть долг”, “сумма имущества и долга равна их разности” и т. д. Попробуйте перевести эти древнеиндийские правила на современный язык. В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII–XIII вв., но до XVI в., как и в древности, они понимались как долги, большинство ученых считали их “ложными”, в отличие от положительных чисел – “истинных”.
Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую.
Складывать и вычитать отрицательные числа научились древнекитайские ученые еще до нашей эры.
2. Выполнить сложение и вычитание чисел с разными знаками.
(-3,7-2,4)-(7/15-2/3)+5,9
3. «Уравнения». Решите уравнение:
1) х + 1,2 = -0,17
2) 14 – х = -28
3) х – 9 = – 3,1
4) -2,1 – х = -2
Решение у доски и в тетрадях с последующей проверкой.
4. «Ребусная»
Замените звездочки знаками “+” или “ – ” так, чтобы получились верные равенства:
-6,1 * (-2,3) * 3,8 = 0
2) 3,9 * 7,4 * (-9,3) = -12,8
(Слайд 5) Проверка
Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись.
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько снова сели.
«Финальная».
Выполните тест №24.
4. Итог урока. Рефлексия.
У: Наш урок подходит к концу. Сегодня вы хорошо потрудились.
В опросном листе отметьте темы, которые вы недостаточно хорошо усвоили и заполните карточки рефлексии.
5. Домашнее задание.
Карточка-задание (лото)
-22+35 | -3,7+2,8 | 1,5+(-6,3) |
8,2+(-8,2) | 22-27 | -13-8 |
19-(-2) | -27-(-3) | -35+(-9) |
Карточка-ответы (лото)
-4,8 | -0,9 | 13 |
-21 | -5 | 0 |
-44 | -24 | 21 |
Опросный лист.
Ф. И._________________________
1) Поставить в соответствие начало и конец фразы.
А. Чтобы сложить два отрицательных числа надо:
Б. Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
В. Чтобы вычесть из одного числа другое надо:
1. из большего модуля вычесть меньший модуль и перед полученным числом поставить знак того слагаемого, модуль которого больше.
2. к уменьшаемому прибавить число противоположное вычитаемому.
3. сложить их модули и перед полученным числом поставить знак минус.
2)Найти ошибки в вычислениях и поднять номер примера , где допущена ошибка:
7,2-(-5,3)=12,5
-30,5-12,6=43,1
15,73-20,5=4,77
-4.9-1,7=-3,2
3)Лото.
4)Найдите значение выражения: (-3,7-2,4)-(7/15-2/3)+5,9
5)Решите уравнение: 1) х + 1,2 = -0,17
2) 14 – х = -28
3) х – 9 = – 3,1
4) -2,1 – х = -2
6)Замените звездочки знаками “+” или “ – ” так, чтобы получились верные равенства:
1)-6,1 * (-2,3) * 3,8 = 0
2) 3,9 * 7,4 * (-9,3) = -12,8
7) Выполните тест №24.