Тема. Числа от 1 до 20
Цели: повторить материал, изученный в I классе; отрабатывать навыки табличного сложения и вычитания; совершенствовать умения решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; формулировать задачи урока; делать выводы; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
Организационный момент
Вводная беседа
- Откройте учебник, найдите условные обозначения.
Посмотрите внимательно и скажите, все ли знаки нам уже встречались в I классе. (Нет. Знак «Внимание! Новый материал» новый.)
Как вы его назовете? (Математик.)
Сегодня Математик не придет к нам на урок. В конце урока вы скажете почему. Прочитайте на с. 2, как называется первый раздел учебника.
Давайте проверим, правильно ли мы предположили. Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся.
Актуализация знаний
Работа по учебнику
Рассмотрите рисунок на с. 2. Что на нем изображено? Сколько в этом зале рядов? (10.) Сколько в ряду мест? (10.)
В каких рядах нет свободных мест? (В первом и втором.)
Какие ряды остались свободными? (Четвертый и седьмой.)
Какие места займут девочка и мальчик? Почему?
Смогут или нет два мальчика сесть на последний ряд на предпоследний? Объясните свой ответ. (На последний ряд смогут, сесть два места, а на предпоследний — нет, так как только одно место.)
Коля с Олей зашли в зал. Они хотят сесть вместе. На какой ряд они могут сесть? Сколько зрителей еще не сели на свои места? Как лучше их сосчитать?
Сколько зрителей может сесть на восьмой ряд? (6.)
Как получили число 6? (3 да еще 3.)
Математический диктант
Найдите сумму чисел 5 и 4. (9.)
Чему равна разность чисел 9 и 7? (2.)
На сколько увеличили 3 и получили 9? (На 6.)
К какому числу нужно прибавить 5, чтобы получилось 8? (3.)
Суммой каких одинаковых слагаемых можно заменить число 8?
Какое число нужно вычесть из 10, чтобы получилось 3? (7.)
Маша задумала число, вычла из него 6 и получила 2. Какое число задумала? (8.)
Когда из 6 вычли какое-то число, получили 4. Какое число вычли? (2.)
Вычитаемое 4, разность 6. Чему равно уменьшаемое? (10.)
Нa сколько 9 больше 7? (На 2.)
Самоопределение к деятельности
Откройте учебник на с. 4. Прочитайте текст под знаком «Начало урока».
Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 2 (с. 4).
Что мы повторим, когда будем его выполнять? (Сложение и вычитание чисел 2 и 3.) (Учащиеся по цепочке называют числа и увеличивают (уменьшают) их.)
Посмотрите на задание на полях. На какие две группы можно разделить эти записи? (Суммы и разности.) (Учащиеся по цепочке читают примеры со знаком +, затем со знаком — и называют ответы.)
№ 8 (с. 4).
Как называются эти фигуры? (Многоугольники. Замкнутые ломаные линии.)
Какая фигура может быть лишней? Почему? (1 — треугольник, 2 — красная, 3 — стороны разной длины.)
Минутка чистописания
Сегодня мы вспомним, как писать цифру 1. (Учитель закрепляет на доске карточку с цифрой 1.)
Вот один, иль единица, —
Очень тонкая, как спица.
С. Маршак
Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок.
Г. Виеру
Работа по учебнику № 1 (с. 4).
Что мы будем повторять, выполняя это задание? (Числовой отрезок от 1 до 20.)
Прочитайте задание. Что значит «в порядке увеличения»! (От меньшего числа к большему.) Запишите числа самостоятельно.
№ 4 (с. 4).
Прочитайте задачу. Назовите условие задачи. Прочитайте вопрос задачи. Назовите решение задачи. (10 + 6 = 16(к.).)
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 4). Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока
Кто догадался, почему на уроке не было Математика? (На уроке не было нового материала.) Какие темы мы сегодня повторяли на уроке?
Домашнее задание
Учебник: № 6, 7 (с. 4).