СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспект урока по обществознанию "Обмен, торговля и реклама"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока по обществознанию "Обмен, торговля и реклама"»

Урок обществознания по теме: «Обмен, торговля, реклама»

Цель урока: познакомить учащихся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его прогрессивной формой – торговлей;

Задачи урока: Сформировать представление об обмене как важной сфере экономической жизни общества; Способствовать пониманию учащимися роли и влияния современных форм обмена и торговли на обеспечение роста экономического благополучия любой страны и её граждан; Научить различать виды обмена и характеризовать торговлю как особый вид экономической деятельности; раскрывать роль рекламы в развитии торговли; Сформировать умение выполнять практические задания; определять собственное отношение к влиянию рекламы на поведение потребителей и эффективность торговли; Способствовать развитию у обучающихся следующих УУД: поиск и выделение необходимой информации; оценка процесса и результатов деятельности; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

 

Какая цель нашего урока: узнать, что такое обмен, торговля, реклама (Слайд № 5).


Какие задачи нашего урока? (слайд № 6)

1) Выяснить преимущества обмена;

2) Обсудить роль торговли и рекламы в жизни человека;

3) Познакомиться с новыми понятиями;

4) Попробовать себя в роли рекламодателей.


Актуализация знаний учащихся

Давайте побеседуем

1. Что такое потребности?

2. Каким способом человек может удовлетворить свои потребности?

Ответы:

1. Создать самостоятельно;

2. Обменять;

3. Купить.


Изучение нового материала

Мотивационно-целевой этап Слайд 1

- Послушайте экономическую притчу и ответьте на вопросы-

В 1920-х гг. крупная обувная компания в целях расширения рынка сбыта решила отправить своего старейшего агента в одну отсталую африканскую страну.

Агент был поражен — большинство африканцев ходили босиком. Немного поразмыслив, он пришел к выводу, что из-за особых климатических условий и материального положения люди не испытывают потребности в приобретении обуви. В телеграмме, адресованной руководству компании, он написал: «Забирайте меня отсюда, здесь все хо босиком».

Через некоторое время совет директоров обувной компании предпринял еще одну попытку расширить рынок сбыта. Но на этот раз решено было направить новичка, не имеющего практически никакого опыта в торговле, но обладающего огромным энтузиазмом.

Через некоторое время руководство компании получило телеграмму: «Высылайте все, что у вас есть, здесь все ходят босиком».

Вопросы к классу

О чем эта притча?

Какие уроки из нее можно извлечь? (Прежде, чем продать товар, необходимо изучить рынок сбыта) (Ответы учеников.)


Зачем люди обмениваются


С появлением разделения труда начал бурно развиваться обмен.


Преимущества обмена: человеку не нужно все добывать и делать самому

Эти преимущества побудили людей сделать обмен важной стороной экономической деятельности.


Задание: изучите схему и ответьте на вопросы. Вопросы к классу Слайд 5

- Что такое товар?

- Какие свойства имеет товар?

- Что такое потребительная стоимость?

- Что такое меновая стоимость?

- Что такое стоимость?

(Ответы учеников.)



Чтобы обмен состоялся, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. производство экономического продукта;

  2. доставка экономического продукта на рынок, где он становится товаром;

  3. товар должен обладать потребительной стоимостью;

  4. товар должен обладать меновой стоимостью.


Вопросы к классу

- Может ли быть у двух видов товара одинаковая потребительная и разная меновая стоимость? (У товаров, одинаковых по целям назначения, подобная потребительная стоимость, но различия в качестве, в материалах, из которых изготовлен продукт, в затраченных ресурсах приводят к разной меновой стоимости. Обувь кожаная и из кожзама)

Может ли быть у двух видов товара разная потребительная и одинаковая меновая стоимость? (Стоимость затрат на производство различных видов товаров может быть равнозначной, что определяет их одинаковую меновую стоимость, но потребность в этих продуктах может быть разной. Кастрюля и колбаса)


Слайд 6 Вам, конечно, приходилось обменивать один предмет на другой. Представьте, что вы решили обменять новый мобильный телефон на ластик. Можно ли такой обмен назвать равным или равноценным? Нет, ведь эти предметы несопоставимы по своей стоимости.

Предметом спора покупателя и продавца на рынке является некое количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услугу.

Вопросы к классу

Какую роль играет цена на рынке?

Что произошло, если бы цены исчезли?

(Ответы учеников.) 


Таким образом, цены выполняют две основные функции:

  1. ограничивают потребление ресурсов;

  2. мотивируют производство.


Чтобы обмен состоялся необходимо произвести экономический продукт, т.е. сделать его товаром.

Любой товар обладает потребительской и меновой стоимостью.


Стоимость – мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность.


1 Потребительная

(полезность, необходимость людям)


Меновая 

(способность обмениваться на другие товары)

Цена товара – это его стоимость товара, выраженная в денежной форме.


Обмен может осуществляться двумя способами: с помощью денег и натурального обмена.


Бартер – натуральный обмен одной вещи на другую без денег (Слайд №9).

Давайте посмотрим фрагмент Ералаша “Давай меняться» (просмотр фрагмента видеоролика).

Какое действие совершали герои данного  видеоролика?

Какие же могут быть недостатки у этого способа обмена (бартера)?

- Обмен не всегда равноценный и справедливый.

Возьмите ваш рабочий лист (Приложение «Рабочий лист»).  Выполните задание №1 и посмотрите внимательно на два списка вещей. Назовите примеры равноценного обмена вещами, обозначенных в двух столбцах обмена, причём сделайте это очень быстро.

Книга                                    Карандаш

Куртка                                  Велосипед

Рюкзак                                  Пальто

Ручка                                    Фотоальбом

Сапоги                                  Костюм

Телевизор                            Магнитофон

Шарф                                   Лыжи

Кроссовки                           Утюг

Фен                                       Косынка


Итак, второй недостаток: 

- Занимает много времени на поиск варианта обмена.


Рынок – это место купли-продажи товаров (Слайд № 10).


Выполняют задание № 2 в Рабочем листе.

Делают вывод: у обмена есть свои достоинства не нужно изготавливать продукт самому, а можно его приобрести.


Как вы считаете, что же необходимо, чтобы сделать покупку товаров удобнее?

Конечно же, деньги. 

Итак,  эту проблему решает торговля.


  1. Торговля и её виды


Торговля – отрасль хозяйства, реализующая товары путем купли-продажи. (Слайд №11)


Я вам предлагаю отправиться в «Путешествие в прошлое», поможет нам это сделать Карпович Анастасия.


А сейчас давайте прочитаем текст на с. 100 (читает Герасимова Анастасия), слушайте внимательно, затем вы должны будете ответить на вопрос.


Какие виды торговли бывают?


  1. Оптовая - продажа товаров крупными партиями;

  2. Розничная – продажа единичных товаров или мелких партий;

  3. Внутренняя – торговля в пределах одной страны;

  4. Внешняя – торговля с зарубежными странами.

       

Вывод: торговля играет большую роль в жизни людей, т.к. позволяет удовлетворять постоянно растущие их потребности.


Задание в тетрадях: работая в парах, решите задачу. Слайд 8

Три поросенка решили построить кирпичный дом. В течение двух лет каждый из них покупал ежемесячно по 50 кирпичей в магазине стройматериалов. Их общие затраты составили 10 000 медных монет. На оптовой базе 10 кирпичей продают за 15 медных монет.

— Сколько денег смогли бы сэкономить поросята, если бы купили все кирпичи на оптовой базе?

(Проверка выполнения задания.) Слайд 8щ

24*50=1200 + 1200 + 1200= 3600 кирпичей всего куплено тремя поросятами

На оптовой базе 1 кирпич стоит 1,5 монеты 15/10= 1,5

3600*1,5=5400 монет

10 000-5400= 4600 монет была бы экономия


  1. Реклама – двигатель торговли


Рекламная пауза (физическая пауза для обучающихся).

В настоящее время торговлю нельзя представить без рекламы.

Что же такое реклама?

Реклама – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи. (Слайд № 12).

Насколько велика роль рекламы нам говорит следующий анекдот.

Прочитает анекдот Кабатов Кирилл.

- Реклама – великая сила!
- Как вы можете это доказать?
- Очень просто. Когда курица снесёт яйцо, она громко кудахчет, когда гусыня снесёт яйцо, она молчит.
- Ну и что?
- А то, что все покупают куриные яйца и почти никто не покупает гусиных!


Для того, чтобы вы более наглядно поняли силу рекламы предлагаю вам посмотреть мультфильм «Как старик корову продавал».

Давайте попробуем ответить на вопрос:

Как вы думаете, почему изначально герой не мог продать свою корову?


Выполняют задание № 4 в Рабочем листе. Делают вывод: реклама позволяет узнать о товаре как можно больше информации.


Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала

Хорошо справились с заданием. Скоро конец урока и давайте подведём итоги:

Задание № 5 вашего Рабочего листа.

Соедините понятия и определения. По очереди назовите их.


ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) цена 1) мера ценности полезного товара

Б) ассортимент 2) товарообмен, происходящий без помощи денег

В) стоимость 3) денежное выражение ценности товара

Г) бартер 4) набор разнообразных товаров, услуг


Домашнее задание: Прочитать параграф 12. Придумать рекламу для товара.

Карточка (д/з)

Заполните пропуски

        Любая продукция, чтобы стать …, должна обладать потребительной и меновой …. При обмене люди не всегда могут сказать, что он был равным, справедливым. Помочь им может определение стоимости товара,  …, выраженной в денежной форме. В прошлом человечества обмен был основан на…, господствовали натуральные отношения.  С развитием экономики и переходом       на товарное хозяйство обмен стал совершаться с  помощью ….


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!