4 | Изучение нового материала. | Послушайте загадку и определите первое царство природы Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Насморком и скарлатиной. (бактерии) -Итак, в первом царстве живой природы живут бактерии. -Большинство современных учёных считает, что планета Земля сформировалась немногим ранее четырёх с половиной миллиардов лет назад. И первыми обитателями Земли были бактерии. Они не использовали для дыхания кислород, которого ещё не было тогда в атмосфере. Послушаем сообщение о бактериях. Рассказ ученика. Бактерии Бактерии - это организмы, видимые только под микроскопом. Большинство бактерий бесцветны. Ученые установили, что они бывают в 3 формах: круглые, в виде палочек, спиралькой. Бактерии распространены повсеместно: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, в опавших листьях, мертвых деревьях и встречаются в огромном количестве. Некоторые бактерии вызывают болезни растений, животных, человека. Бактерии приводят к порче продуктов питания. А могут быть и полезными. Бактерии разрушают тела погибших животных и растений. Без них невозможно получить кефир, простоквашу, творог, сыр, квашеную капусту. Бактерии служат основой для получения антибиотиков. Многие сыры получили свой изысканный вкус благодаря бактериям. Учёные называют их «мусорщиками» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Бактерии очень полезны для человека. Они вызывают гниение мёртвых растений и животных. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого -Спасибо, Маша. Вывод: -Итак, скажите, к какому царству природы мы отнесем бактерии? (к царству живой природы). -По каким признакам? Признаки бактерий - огромное количество, видимы только в микроскоп, бывают 3 форм, бывают вредные и полезные. Они размножаются, питаются, умирают. -Вот такие интересные жители в первом царстве живой природы. -Отгадаем кроссворд и определим следующее царство. (Слайды) -Следующее царство природы населяют животные. -Прием «Инсерт» или «Чтение с пометами». На столе у каждого из вас лежит текст о животных. Вы читаете его и на полях вы ставите соответствующий значок. Читаете 3-5 мин. - При чтени карандашом выставляйте пометки на полях. V – знаю + - новое ? – возник вопрос, хочу об этом узнать больше. Текст для учащихся. Царство животные. Это царство очень разнообразно. Его представители способны активно передвигаться. Едят разнообразную пищу. Одни являются растительноядными, другие – хищными, третьи – всеядными. Делятся на зверей, птиц, насекомых, рыб и так далее. Человек тоже занимает свое место в этом царстве. Млекопитаюшие Живут звери в самых разнообразных условиях: на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде. Звери рождают детёнышей и вскармливают их молоком. Тело зверей покрыто шерстью. Питаются звери растениями или другими мелкими животными. Рыбы. Тело рыб покрыто чешуёй и слизью. Передвигаться им помогают хвост и плавники. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. Живут рыбы в воде. Птицы. Тело этих животных покрыто перьями. Тело состоит из головы, шеи, туловища, крыльев и двух лапок. Многие из них приспособлены к полёту. Питаются насекомыми, семенами, зернами. Насекомые Насекомые - это животные, у которых 6 ног. Тело разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко. Хорошо развито зрение. У этих животных кроме двух глаз бывают еще три маленьких на лбу. Земноводные К земноводным животным относят лягушек, жаб, тритонов. Тело у них голое и нежное. Они могут жить в воде и на суше. Пресмыкающиеся Относятся крокодилы, змеи, черепахи. Их тело покрыто чешуйками. Они могут жить в воде и на суше. Они все время ползают. Любят греться на солнышке. Моллюски Моллюски обитают в морях и океанах, реках и на суше. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги. У плавающих моллюсков нога преобразована в щупальца, при помощи которых они плавают и ловят добычу Паукообразные У паукообразных голова и грудь слита воедино и никаких усов нет. Брюшко покрыто щитком. Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая в воздухе, превращается в шелковую паутинную нить, настолько гибкую и прочную, что в 18 веке из нее изготовили перчатки. Относятся пауки, скорпионы, сенокосцы, клещи. Все они имеют 8 ног. У пауков 4или 8 глаз, но зрение у них плохое и охотятся они, ощущая ногами колебания почвы и воздуха Тем временем, пока ребята изучают информацию. Группа ребят работает самостоятельно с очередным царством природы и расскажет нам все самое главное. Обсуждение. Зачитываем информацию, которая явилась для вас новой +…. О чем бы вы хотели узнать подробнее…? У каждого на столе картинки. Соотнесите их с названиями животных, расположенных на доске. Обсуждаете в паре и по 1 представителю выходят к доске. Так, а куда же отнести человека? (к млекопитающим) -Какими схожими признаками он обладает? Мы на следующих уроках будем изучать подробнее. Вывод: царство животных отнесем к …….природе? (К живой, т.к …) 4.Физ. Минутка Следующее царство природы растения. Выступает группа учеников по плану. название существенные признаки представители Очень мало на нашей земле таких укромных мест, где не растут растения. Растения - это деревья, кустарники, травы, мхи. Без них вообще не было бы жизни на нашей планете. У них самая важная и большая работа на планете. Учёные называют их «кормильцами». Действительно, они кормят человека, животных. Но самое главное - дают всем нам, живым организмам, воздух. Они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы - воду и питательные минеральные вещества. Растения всасывают питательные вещества при помощи корня из почвы. Обогащают кислородом воздух и почву. Большинство растений состоит из стебля, листьев, корня. Спасибо! -Почему же растения и животных мы отнесли в разные царства? -По каким признакам? Вывод: Царство растений мы отнесем к какой природе? (К живой, т.к. растения дышат, размножаются, питаются и т.д.) -Теперь узнаем, следующее царство природы. Отгадайте загадку: Под сосною у дорожки Что стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть – нет головы. (гриб) Методический прием «Корзина идей» Заполним корзину своими знаниями о грибах. - Что вы уже знаете о грибах из вашего опыта, рассказов взрослых, из книг, и т.д.? -обменяйтесь, поделитесь своей информацией. Пополнят наши знания ученики. Сообщение ученицы о грибах. Царство грибов Тело гриба состоит из плодового тела (шляпки и ножки) и грибницы. Быстро растут. Бывают съедобные и несъедобные. Например, съедобные это подберезовики, опята, белый гриб, подосиновик, сыроежки, грузди, рыжики. Несъедобные: мухомор, бледная поганка. Есть совсем удивительные, например, дрожжи. Грибы изучает наука «микология» Грибы, оказывается, не относятся к растениям. А у нас ранее было ошибочное мнение. У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они так быстро, будто на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые. Часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли, это съедобная часть. Остальная часть находится под землёй в виде нитей и называется грибницей. Большинство грибов растёт во влажных тенистых лесах или в ущельях, где всегда много тени, влаги и тепла. На земле их огромное количество - целое царство. Грибы работают в природе «мусорщиками», т.е., разлагая отходы, они препятствуют их накоплению с годами в большом количестве. Если бы не было «мусорщиков», то наша планета могла бы превратиться в большую кучу мусора за многие тысячелетия её существования. Грибы, оказывается, возвращают в почву минеральные соли, так необходимые растениям. -Спасибо, Лена! -Почему грибы отнесли в отдельное царство? (не подходят ни к бактериям, ни к животным и к растениям. | Отгадывают загадку Бактерии. Рассказ ученицы о бактериях. Бактерии мы отнесем к царству живой природы. Признаки бактерий - огромное количество, видимы только в микроскоп, бывают 3 форм, бывают вредные и полезные. Они размножаются, питаются, умирают. Отгадывают кроссворд. Читают, ставят соответствующие значки. Обсуждают в паре, лидер выходит к доске и соотносит. Человек-дышит, размножается, питается, растет. Работает группа ребят по плану. Отвечают на поставленные учителем вопросы. Делают вывод: царство животных отнесем к живой природе. Группа учеников рассказывает о растениях по плану. Растения не двигаются, отличаются строением. Царство растений мы отнесем к живой природе, т.к. растения дышат, размножаются, питаются. Отгадывают загадку: гриб. Грибы нельзя собирать незнакомые. Срезать нужно аккуратно, не повредив грибницу. Сообщение ученицы о грибах. Грибы отнесли в отдельное царство, т.к. их признаки не подходят ни к бактериям, ни к животным, ни к растениям. | Предметные планируемые результаты: -формирование системы знаний о царствах природы; - обеспечение глубокого понимания признаков каждого из царств природы; - обучение выявлению особенностей и признаков живой природы; Познавательные УУД: ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления и обобщения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать и рассказывать текст договариваться с одноклассниками; учиться работать в паре, в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |