Окружающий мир. 1 класс. Урок 2. Дата проведения 07.09.2020.
Тема: Что такое Родина?
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цель: Формировать представления о малой родине, России, ее природе, городах, народе, своем поселке как части большой страны; познакомить с государственной символикой, картой страны. Развивать интерес к окружающему миру. Воспитывать любовь к природе.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мотивации школьника к положительному отношению к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
метапредметные:
регулятивные - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщение в устной форме;
коммуникативные - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Оборудование: учебник; рабочая тетрадь, карточки с изображением различных предметов, игрушки.
Ход урока
1) Организационный этап.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Садитесь. Ещё раз напоминаю правило «правой руки». Если я поднимаю правую руку, то все сразу замолкают и внимательно слушают меня. Хорошо!
2) Актуализация знаний.
Сегодня у нас в гостях Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. (играют подготовленные дети)
Муравей:
Муравей спросил у пчелки:
«Где твой дом, твоя семья?»
Говорит пчела, летая:
«Там, где Родина моя!»
Что такое Родина?
Дети обьясняют Муравью.
Давайте оценим ответы если вы считаете, что отвечавший прав поднимаете желтую сигнальную карточку, если нет, то красную.
А теперь давайте обратимся к Мудрой Черепахе и она нам объяснит, что такое Родина с помощью Толковых словарей, а мы сравним правильно ли мы ответили на вопрос: « Что такое Родина?».
Справка Мудрой Черепахи:
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
Родина, родить, родня и пр. см. рождать.
Толковый словарь Ожегова
Родина.
Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь., возникновения чего-нибудь.
Толковый словарь русского языка Ушакова
РОДИНА.
Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. Место рождения кого-нибудь.
Сравните ответ Мудрой Черепахи со своим, оцените.
Какой вывод сделаем?
Муравей Вопросик делает общий вывод.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке вы, узнаете, отгадав ребус и загадку (групповая, по рядам)
Р1А
Дети отгадывают (Родина)
У. Оцените ответ своего товарища. Если согласны, поднимите желтую сигнальную карточку, а если не согласны – красную. Посмотрите, ребята, в классе все сигнальные карточки желтые. Значит, вы рассуждали правильно.
У. А цель нашего урока узнать, что такое Родина, и ее значение в жизни каждого человека.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Беседа по теме «Как называется наша страна»
- Какие близкие по смыслу слова к слову «Родина» вы знаете?
- Почему она дорога каждому человеку?
- Какие главные символы государства вы знаете? Как они выглядят?
5) Первичная проверка понимания.
- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. А начнём с самого главного города страны. Как он называется?
- Москва
- Да, Москва – самый большой и красивый город России.
Учитель показывает на карте г. Москву
- А из Москвы на поезде отправимся в другой замечательный город Санкт-Петербург – северную столицу нашей Родины, которая славится белыми ночами, разводными мостами и дворцами.
Учитель показывает на карте г. Cанкт - Петербург
- А теперь, ребята, отправимся на Крайний север. Посмотрите - где он находится (показ на карте). Вот надо решить - на каком транспорте отправимся туда. Свои услуги предлагает нам черепаха. Воспользуемся его услугами?
- Нет, это очень далеко.
А Муравей Вопросик знает на чем мы будем путешествовать. Послушайте и отгадайте загадку:
Птица железная в небе летит,
След оставляя, шумит и гудит
- В дальние страны уносит людей...
Это не голубь и не воробей. (Самолёт).
- А на чём же мы с вами отправимся, чтобы добраться быстро?
- На самолёте.
Физминутка
- «Под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги». Ребята, что мы с вами увидим из окошек самолёта, пролетая над нашей огромной страной?
- Реки, озёра, горы, города, сёла, поля, стада, леса с зверями.
Детям предлагаются разрезанные картинки. Мудрая Черепаха просит собрать картинки, чтоб узнать куда же мы полетим на самолете (по группам)
1 группа – картинка Крайнего Севера, 2 группа – картинка с Дальним Востоком.
Как вы думаете куда мы отправляемся дальше. Ваше мнение первая группа.
Учитель продолжает рассказ(слайд)
- Крайний север – это самый холодный и дальний край нашего Отечества, где дольше всех гостит зима. Почему можно сказать, что это холодный район? Какие животные здесь живут?
- Белый медведь, северный олень.
- Эти животные хорошо приспособились к холоду. Густая, длинная шерсть защищает их от мороза. Люди одеваются в одежду из оленьего меха. Из оленьих шкур делают себе дома – чумы.
Вторая группа а куда попали вы? Ваши предположения
Следующая станция нашего путешествия – Дальний Восток (показ на карте, слайд Камчатки). В морях Дальнего Востока добывают много рыбы. Её доставляют на кораблях в морские порты, а оттуда развозят по всей стране.
- Мы ехали, ехали и домой захотели. А как называется место, где мы родились и живём? Что вы знаете о своей малой родине, расскажите.
6) Первичное закрепление.
Какая наша Родина.
Муравей обобщает ответы детей.
Наша Родина – Россия. Она очень большая и разнообразная. Малая родина называется Крым.
Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Вы знаете какие – ни будь символы нашей страны?
Дети отвечают.
Правильно. Это флаг, гимн, герб.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Все видели флаг нашей страны. Из каких цветов он состоит.
К то знает что обозначают цвета на нашем флаге? И снова обратимся к Мудрой Черепахе и посмотрим правы мы или нет.
Справка Мудрой Черепахи:
На флаге России:
Три горизонтальные полосы одинаковой ширины.
Цвета полос: белый, синий, красный.
Значение и история флага России:
Белый, синий и красный цвета с древних времен на Руси означали:
белый цвет - благородство и откровенность;
синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.
Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».
Утвержден Указом Президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря 1993 года "О Государственном флаге Российской Федерации".
Цвета флага России: белый, синий, красный 3 цвета
Учитель :
Следующий символ нашей страны – это герб
С огласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой:
«...четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея».
Еще одним символом нашей страны является гимн. Главная песня страны. Ее исполняют на всех государственных праздниках. И при исполнении гимна полагается встать.
У каждой группы на столе конверт. В конверте 1 группы – изображение флага, 2 группы – герба. Раскрасить флаг, герб.
Игра «Собери пословицу»
Учитель. Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц. (Работают по группам.)
Родина краше солнца, дороже золота.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
7) Рефлексия.
Ребята, какие новые знания вы для себя открыли?
Что вам показалось самым интересным на уроке? А что самым сложным?
Чему бы вы хотели уделять больше внимания на уроке?
Ребята у вас на партах лежат цветочки, листочки и капельки. На доске у нас березка, солнышко, тучка. У кого сегодня все получалось и он не ошибался поднимите руку, приклейте цветочки на полянку. У кого все получалось, но иногда ответы были немного неправильными приклейте к березе листочки. А были ли ребята, которым сегодня не удавалось правильно ответить- прилепите капельки дождя. Посмотрите у нас получилась картина природы и дождика почти нет, но он обозначает что все обновляется и знания приходят к нам, не все может сразу получится, не может ни цветок, ни березка расти без дождика, а человек без знания. Теперь мы точно знаем, что такое Родина?
Дети отвечают.
Муравей Вопросик читает стихотворение:
Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок... и я.
Учитель: Урок окончен.
Пословицы о Родине
Родина краше солнца, | дороже золота. |
Родина - мать, | умей за нее постоять. |
Нет в мире краше | Родины нашей. |
Для Родины своей | ни сил, ни жизни не жалей. |