Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: ______________
План-конспект
урока окружающего мира,
проведенного в 3 «а» классе
25.10.2017г.
Консультация методиста__________________
Консультация учителя__________________
План-конспект урока по программе: УМК «Школа России» Плешаков А.А.
Окружающий мир: Учебник: 3 класс, 1 ч., рабочая тетрадь №1
Школа: МАОУ Гимназия №2
Студентка-практикантка: Климанова Татьяна Андреевна, СПО-23 шк.
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 25.10.2017
Время: 17:40-18:25
Место: Гимназия №2, кб.35
Класс: 3а
Целевой компонент урока:
Тема: «Термометр и его устройство»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: создать благоприятные условия для знакомства с устройством термометра, правилами пользования ртутным термометром.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с устройством термометра, научить пользоваться этим прибором; способствовать формированию умений пользоваться термометром, определять температуру воды.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.
Развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса к предмету путём вовлечения в исследовательскую работу; связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. содействовать развитию познавательного интереса к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу, умения работать с разными источниками информации
Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам
Метапредметные:
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы)
Предметные: познакомятся с устройством термометра, правилами пользования ртутным термометром; научатся пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, практическая работа по группах.
Основные образовательные ресурсы: проектор, презентация, раздаточный материал, термос с водой со льдом, термос с горячей водой.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Татьяна Андреевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Садитесь.
2) Проверка готовности к уроку.
- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, пенал.
3) Мотивация к обучению и познанию.
- Ребята, начинаем урок окружающего мира.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.
- Кто готов помогать друг другу?
- Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение?
- Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну а теперь приступаем к работе.
II. Актуализация умений и знаний.
1) Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка (тест)
Проводит тест по теме «Свойства воды в жидком состоянии»:
1. Какое свойство воды указано неверно?
а) Прозрачна; б) бесцветна; в) не имеет запаха; г) сладкая на вкус.
2. Как можно очистить загрязненную воду?
а) Нагреть; б) охладить; в) профильтровать; г) заморозить.
3. Что является источником загрязнения воды?
а) Животные; б) фабрики и заводы; в) растения; г) ручьи.
4. Что происходит с водой при нагревании? _______________________.
5. Что происходит с водой при охлаждении? ______________________.
Выполняют тест по изученной теме. Выбирают верный ответ.
Ключ:
1-г.; 2-в.; 3-6.; 4 – вода расширяется; 5- вода сжимается.
У.: - Молодцы! Я вижу, что прошлую тему урока вы освоили хорошо.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
1) Введение в тему. Целеполагание.
У.: - Отгадайте загадку:
• Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (слайд 1)
О.: - Термометр.
У.: - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке?
О.: - Свойство воды в жидком состоянии.
У.: - Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.
О.: - Тема сегодняшнего дня «Термометр и его устройство», стр. 63. (слайд 2)
У.: - Определите цели урока, используя опорные слова
О.: - Сегодня на уроке мы узнаем, как устроен термометр. Почему он может показывать температуру воды. Кто изобрёл прибор. Как с ним обращаться.
2) Работа по учебнику: с.63-64
Беседа с учащимися:
У.: - С помощью каких органов чувств определяют, теплая вода или холодная?
О.: - Органы осязания.
У.: - Можете ли вы с уверенностью сказать, что не ошибаетесь, и точно определить, что вода теплая?
У.: - Давайте проверим это с помощью опыта.
(Два ученика подходят к столу учителя и берут подготовленные подносы с тремя стаканами воды. В первом стакане налита холодная вода со льдом, во втором - теплая вода, в третьем - прохладная (стаканы пронумерованы). По сигналу учителя один из обучающихся опускает указательный палец левой руки в стакан № 1, а второй ученик - стакан № 2. Затем дети одновременно переносят пальцы в третий стакан с водой.)
У.: - Что вы чувствуете? Вода теплая или холодная? Можете определить температуру воды? (слайд 3)
У.: - Для точного определения температуры воды, воздуха, почвы, тела человека и животных созданы специальные приборы - термометры.
У.: - Термометр состоит из стеклянного шарика с длинной трубочкой, которая укреплена на пластинке с делениями. Шарик и часть трубки наполнены ртутью или подкрашенным спиртом. Из трубки удален воздух, и верхний конец ее запаян. (слайд 4)
У.: - Виды термометров (комнатный, медицинский, водный, уличный)
(слайд 5)
3) Работа с иллюстрацией с.64
У.: - На с. 64 прочитайте вопрос под рисунком.
У.: - Знание какого свойства жидкости навело человека на мысль о возможности создания термометра?
О.: - Вода, и другие жидкости (спирт, ртуть) при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Поэтому человек стал использовать эти жидкости в приборах, измеряющих температуру тел.
У.: - Рассмотрите рисунок термометров. (слайд 6)
У.: - Главная часть любого из них – стеклянная трубочка, наполненная жидкостью, и пластинка с делениями. Это шкала. Ее изобрел шведский ученый-естествоиспытатель Андерс Цельсий почти 300 лет тому назад, в 1742 году. Когда мы говорим о температуре, то добавляем «по Цельсию», например:
5° тепла по Цельсию. (слайд 7)
У.: - Вам приходилось видеть медицинский термометр? (слайд 8)
О.: - Да, проходилось.
У.: - А вы знаете, что стеклянный сосуд этого термометра наполнен ртутью.
У.: - Разбитый ртутный термометр очень опасен. Блестящие шарики ртути, которые выпали на пол, - это очень сильный яд. Надо немедленно сообщить взрослым о неприятности. Они соберут стёкла, сгонят кисточкой шарики ртути на лист бумаги, а потом сбросят их в стеклянную банку с плотной крышкой и отнесут в аптеку. (слайд 9)
4) Работа с текстом учебника: с.65
У.: - Читаем в слух «по цепочке» текст учебника (с.65)
Вопросы по прочитанному:
1) в результате каких опытов и наблюдений Цельсий изобрел шкалу?
2) что означает каждое деление на шкале?
3) по шкале Цельсия 0 градусов – это температура тающего льда или замерзающей воды, а температура кипения воды – 100 градусов выше нуля?
4) что ставят вместо слов «градус Цельсия»? (слайд 10)
У.: - Молодцы, я вижу вы хорошо прочитали материал учебника.
У.: - А вы знаете, что нормальная температура вашего тела около тридцати шести с половиной градуса. Обратите внимание, что цифра 37 имеет красный цвет. Она показывает, что начиная с этой цифры у человека повышается температура. Это означает что человек болен. И ему необходимо обратиться к врачу за помощью. (слайд 11)
IV. Физминутка. (слайд 12)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
(Выполнение движений вслед за учителем.)
V. Закрепление изученного материала.
1) Практическая работа учащихся в группе. (слайд 13)
У.: - Для начала я покажу вам опыт с водой и термометром.
У.: - Опускаю термометр в стакан с водой со льдом, и смотрим какая там температура, далее в стакан с тёплой водой и смотрим какая там температура, и опускаем термометр в стакан с горячей водой.
У.: - А теперь мы делимся на 3 исследовательские группы, каждой группе я даю 1 стакан с водой.
1 группа: получает стакан с водой со льдом.
2 группа: получает стакан с тёплой водой.
3 группа: получает стакан с горячей водой.
У.: - Каждая группа измеряет температуру воды, спиртовым термометром. И записывает результат в тетрадь. В конце опыта один из группы выходит и записывает результат на доску.
У.: - На сколько градусов температура теплой воды и горячей выше, чем температура воды с тающем льдом?
О.: - Температура горячей воды на … градусов больше чем темп. теплой воды, а темп. тёплой вода на … градусов больше чем темп. воды с тающем льдом.
У.: - Как вы думаете за счет чего столбик ртути поднимается?
О.: - При повышении температуры скорость движения молекул увеличивается. Расстояние между ними также увеличивается. Следовательно, жидкость расширяется, объем ее увеличивается.
У.: - Молодцы!
2) Работа в тетради: с.24-25, №33-35 (слайд 14)
Задание 33: рассмотри рисунок. Закрась столбик спирта на термометре, помещённом в тающий лёд, и на термометре, помещённом в кипящую воду.
Задание 34: определяют и записывают температуру, которую показывают термометры на рисунках, и нумеруют термометры в порядке уменьшения температуры.
Задание 35: запишите результаты опыта определения температуры воды с помощью термометров (с. 66 учебника)
VI. Итог урока. Рефлексия. (слайд 15)
У.: - Что нового узнали на уроке?
О.: - Мы узнали, что такое термометр и устройство термометра.
У.: - С помощью какого прибора измеряют температуру?
О.: - С помощью термометра
У.: - Какая температура здорового человека? Какова температура больного человека?
О.: - Температура здорового человека 36,6, а больного человека 37 и выше.
У.: - Что такое термометр? Кто изобрел шкалу термометра?
О.: - Термометр, это прибор для измерения температуры.
У.: - Чем заполнена стеклянная трубка термометров?
О.: - Ртуть или крашеный спирт.
У.: - Чем опасна ртуть?
О.: - Она ядовита.
VI I. Домашнее задание.
Прочитать статья учебника(с.63-67), и доделать работу в тетради на с.24 25. Ф.И.__________________________________
Тема «Свойства воды в жидком состоянии» Проверка д/з.
1. Какое свойство воды указано неверно?
а) Прозрачна; б) бесцветна; в) не имеет запаха; г) сладкая на вкус.
2. Как можно очистить загрязненную воду?
3. Что является источником загрязнения воды?
а) Животные; б) фабрики и заводы; в) растения; г) ручьи.
4. Что происходит с водой при нагревании? _________________________________________________________.
5. Что происходит с водой при охлаждении? _________________________________________________________.
Ф.И.__________________________________
Тема «Свойства воды в жидком состоянии» Проверка д/з.
1. Какое свойство воды указано неверно?
а) Прозрачна; б) бесцветна; в) не имеет запаха; г) сладкая на вкус.
2. Как можно очистить загрязненную воду?
а) Нагреть; б) охладить; в) профильтровать; г) заморозить.
3. Что является источником загрязнения воды?
а) Животные; б) фабрики и заводы; в) растения; г) ручьи.
4. Что происходит с водой при нагревании? _________________________________________________________.
5. Что происходит с водой при охлаждении? _________________________________________________________.