СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект конкурсного урока по окружающему миру на тему: "Опора тела и движение"(3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект конкурсного урока по окружающему миру на тему: "Опора тела и движение"(3 класс)»

Урок окружающего мира в 3-м классе


Учитель Мирзоева Сейрана Афидиновна


Тема урока: "Опора тела и движение"


Цели урока:


- формировать общее представление о скелете человека как опоре организма, познакомить учащихся с понятиями "скелет", "мышцы", "опорно–двигательная система", "осанка" и правилами выработки и сохранения правильной осанки;


- способствовать развитию интереса к устройству и работе организма человека. развивать умение устанавливать взаимосвязь скелета, мышц и осанки;


в соответствии с ГОС НОО воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью, здоровому питанию. Формировать положительную мотивацию, культуру поведения при фронтальной работе.


Задачи урока:


-узнать из каких частей состоит скелет;


- выяснить для чего служит каждая часть и весь скелет полностью;


- узнать что приводит скелет в движение;


- выяснить как связаны мышцы, скелет и наше здоровье.


Методы, педагогические технологии:  технология развития критического мышления, игровые технологии, технология коллективного сотрудничества, проблемно - диалоговое обучение.


Оборудование:  плакаты «Нарушение осанки» , «Скелет человека»; кроссворд; учебное видео «Опора тела и движение» , мультимедийная доска, проектор; две игрушки – тряпичная и пластмассовая.


Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Проверьте всё ли у вас готово к уроку.


Актуализация знаний.

- Дети, что вам было задано на дом?

- (Надёжная защита организма )

- Все справились с домашним заданием?


1.Фронтальный опрос

- Какие внутренние органы вы знаете?

- (Сердце, легкие, почки, желудок, печень, кишечник)

- Что такое система органов?

- (Это органы выполняющие общую работу)

- Назовите системы органов

-(Пищеварительная система, нервная система, дыхательная система, кровеносная система )

-Что обеспечивает пищеварительная система?

- (Переваривание пищи)

-Какие органы входят в пищеварительную систему?

-(Рот, пищевод, желудок, кишечник)

-Что обеспечивает кровеносная система?

-(Движение крови в организме)

- Из каких органов состоит кровеносная система?

- (Из сердца и кровеносных сосудов)

-Чем занимается нервная система?

-(Управляет деятельностью всего организма)

-Из каких органов состоит нервная система?

-(Из головного мозга, спинного мозга и нервов)

- Какой орган входит в дыхательную систему?

-(Лёгкие)

-Что изучает наука анатомия?

-(Анатомия изучает строение тела человека)

-Что изучает физиология?

-(Физиология изучает работу органов человека)

- А что изучает гигиена?

-(Это наука о сохранении и укреплении здоровья)


2. Карточка. Соедини  стрелками.  

(Один ученик работает у доски)                                    

глаза                    орган осязания                      

уши                      орган вкуса                            

нос                        орган зрения                        

кожа                      орган обоняния                

язык                      орган слуха                          

3.Индивидуальный опрос

(Дополнительные вопросы)


  • Что нам может рассказать кожа?

( Кожа может нам рассказать о том, что нас окружает . Мягкий предмет или твёрдый, гладкий предмет или колючий. Это можно определить на ощупь )

  • С помощью какого органа человек получает больше всего сведений об окружающем мире?

( С помощью зрения)

  • Что вредит ушам?

( Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка )


Самоопределение к деятельности


-Дети, сейчас я загадаю загадки, а ответы мы запишем в кроссворд


  1. Не часы, а тикают. (Сердце).


  1. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества. (Кровь).


  1. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит. (Желудок).


  1. Два воздушных лепестка,

Розовых слегка,

Важную работу выполняют,

Дышать нам помогают. (Легкие.)


5. В организме печка есть,
На нее ни лечь, ни сесть,
Не испечь в ней каравай,
Что за орган – отгадай (Печень)

  1. Дом, где наш язык живёт

Называем все мы… (Рот)



- Какое ключевое слово у нас получилось?

-(Скелет)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Прочитайте тему сегодняшнего урока на стр.134

(Слайд 1)


Работа по теме урока


1.Получение новых знаний

(Слайд 2)



Слово скелет произошло от греческого слова "скелетос"- высохший.

Скелет – опора нашего тела. Он также защищает внутренние органы (демонстрация плаката «Строение человека»).

Почему твое тело не расплывается, подобно выброшенной на берег медузе? Ему помогает поддерживать форму скелет, состоящий из отдельных костей. Он напоминает прочный каркас, который делают строители, когда возводят высокое здание. Многие кости твоего скелета соединены подвижно с помощью суставов и связок. Благодаря гибким соединениям костей ты можешь бегать и прыгать. В теле взрослого человека около 200 отдельных костей. У маленьких детей их даже больше, ведь с возрастом некоторые кости прочно срастаются между собой!


2.Просмотр учебного фильма.

(Слайд 3)



Просмотрев фильм мы узнаем:


  • из каких частей состоит скелет

(Из 3 частей. Скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей)


  • для чего служит каждая часть и весь скелет полностью


(Скелет головы защищает головной мозг и органы чувств от повреждений, позвоночник защищает костный мозг, который находится внутри него, грудная клетка защищает внутренние органы от ударов и повреждений, а скелет верхних и нижних конечностей служит опорой и участвует в перемещении тела в пространстве )


Физкультминутка (видео )

(Слайды 4,5)

Продолжение работы по теме урока

  1. Беседа

(Слайд 6)

- Как вы думаете, что сейчас заставило вас двигаться?

(Двигаться организм заставляют мышцы).

-О худых людях иногда говорят: «У него кожа да кости». Может ли это быть на самом деле?

- Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться. Для выполнения различных движений – бег, ходьба – человеку нужны мышцы.

- Кости не двигаются сами, их приводят в движение прикреплённые к ним мышцы (Показать макет мышцы руки)

- Название «мышца» произошло от латинского слова «мускулюс», что в переводе означает «маленькая мышь», «мышонок».

- Учёные, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей.

- Прощупайте мышцы руки при её сгибании и разгибании и вы заметите это.

- Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, и заставляет кость двигаться.

-В организме человека насчитывается более 600 мышц. Все они разнообразны по строению, форме, свойствам и функциям. Форма и величина мышц зависят от выполняемой ими работы.


2.Правильная осанка

(Слайд 7)

- Как вы думаете, может ли ребёнок стать “молодым старичком”?

- Послушайте историю об одном таком мальчике.



“Молодой старичок”

Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идёт, хотя дверь была закрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик.

А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрёт голову одной рукой, потом другой и в конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина. А почему?

Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться: зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья, а он всякий раз найдёт предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку у стены – у него, мол, на прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует.

Вот так он и стал молодым старичком. (По А. Дорохову)

- Почему мальчик стал молодым старичком?

-(Потому что он сильно сутулился и ходил волоча ноги)

- Что нужно делать, чтобы этого не произошло?

-(Нужно заниматься спортом)

- А как вы сидите за партой? Вы соблюдаете все правила?



3.Просмотр учебного фильма (видео «Правильная осанка»)

(Слайд 8)



Итог урока

Опыт 1

- Положите ладошки на ребро, выпрямите спину. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки?

- (Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха).

- Наклонитесь низко к столу, ноги согните в коленях. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? 

-(Ладошки почти не поднялись- легкие наполнились плохо).

- Сделайте вывод. (Неправильная осанка мешает глубокому дыханию).

Опыт 2

- Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок.

Сядьте, согнув спину. Что произошло с вашей ладошкой? 

- ( Она сжалась).

- Точно так же сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении? 

( Нет. Он не может работать всей поверхностью )

- Сделайте выводы.

- (При неправильной осанке страдают внутренние органы).

- Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали? 

- (Следить за правильной осанкой).

- Почему вы, зная об этом, не всегда выполняете правила?

- (Забываем, трудно держать спину прямо, неудобно сидеть и т. д.).

Игра « Найди верное »

- Посмотрите на экран и скажите, кто из детей сидит правильно, а кто нет

(Слайды 9, 10, 11)






Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

- Прислушайтесь к словам мудреца и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках!

- Переходя от этих слов к итогу урока, давайте вспомним, чему мы сегодня учились?

- Что нового узнали? -



- Что такое скелет? 

-( Все кости человека).

- Какую роль играют мышцы в организме?

- (Приводят тело в движение).

- Для чего нужна правильная осанка?

 (Чтобы внутренние органы работали без сбоев и помех).

Итак, скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой.



Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке смайликом

(слайд 12)

- Прочитайте пословицу на экране и запомните ее на всю жизнь.

(Слайд 13)

Домашнее задание стр. 134 – 137 А еще я рекомендую найти интересные факты о строении и работе костей, а так же узнать, как и почему ломаются кости и как этого не допустить.

(Слайд 14)