Собировой Муаттар Икрам кизи.
Класс 4 «А» МБОУ «СОШ №18» г. Астрахани.
Студентка: Собирова М.И.
Методист: Ванюшина.Е.Е.
Учитель: Суменкина.Е.П.
Тема: «Мастера печатных дел» |
Цель: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья. |
Образовательные задачи: -познакомить с историей появления книгопечатанья на Руси; - расширить знания учащихся о развитии книгопечатанья; -проверить знания учащихся по теме «Куликовская битва». Развивающие задачи: -развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, монологическая и диалогическая речь); - развитие памяти; - развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли) -развитие навыковконтроля. Воспитательные задачи: - воспитывать интерес к истории; -воспитывать умение работать в парах. |
Тип урока: комбинированный, урок «открытие» новых знаний |
Методы и формы обучения: работа в парах, фронтальная форма, беседа. |
Образовательные ресурсы: Учебник, рабочая тетрадь А. А. Плешакова 4 класс «Окружающий мир». Школа России. |
Оборудование: учебная презентация, раздаточный материал. |
Планируемые образовательные результаты Предметные - формирование представление о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания; Метапредметные - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. -умение структурировать знания. -умение контролировать себя и своего партнёра Личностные Иметь навыки культурного поведения при общении. Аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме. Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах. Знать основные моральные нормы и ориентацию на их выполнение. Иметь мотив учебной деятельности. |
Этапы урока. Методы и приемы. | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный этап. 1 мин | Долгожданный дан звонок- Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем вам удачи- За работу, в добрый час. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Муаттар Икрамовна. Сегодня я буду проводить у вас урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Коммуникативные |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. 2 мин | -Для начала мы сейчас с вами проверим ваши знания по прошлой теме. У вас на партах лежат карточка с вопросами. Вы, работая в парах должны ответить на эти вопросы. -Тест, взаимопроверка, оценивание. а) Учащиеся выполняют тест на карточках: 1. Сражение на Куликовском поле состоялось… а) 8 сентября 1380 года б) летом 1380 года в) осенью 1480 года 2. Около какой реки происходила Куликовская битва? а) Угра б) Дон в) Волга 3. Зависимость Руси от Орды закончилась… а) в 1480 году б) в 1380 году в) в 1242 году 4. При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды? а) Иван Калита б) Иван III в) Дмитрий Донской 5. Главный храм на Руси: а) Троицкий монастырь б) Грановитая палата в) Успенский собор б) Взаимопроверка в парах.: Оценивание теста: без ошибок | 5 | 1 ошибка | 4 | 2 ошибки | 3 | 3 ошибки и более | 2 | | Выполняют в парах работу по карточкам. | Регулятивные |
Самоопределение к деятельности 4 мин Беседа | -Отгадайте загадку. Без языка, а обо всем говорит, без головы, а все знает, без ног, а везде бывает. -Совершенно верно! Вы сегодня принесли свои учебники, книги. Посмотрите и ответьте кто их автор? Где напечатана (издана)? Какого года издания? Из какого материала она сделана? - Назовите материалы, из которых делали древние книги? - Как назывались книги написанные пером и чернилами? - Кто записывал, переписывал рукописные книги? - Какие ещё мастера трудились над созданием книги? - А как вы считаете, а когда была издана первая напечатанная книга? О чём она была (содержание)? Кто был её автором? - На эти все вопросы мы с вами ответим при изучении новой темы. И какая у нас новая тема? (Слайд1) - Вот вы и озвучили тему урока, над которой мы будем работать на протяжении всего урока. Какую же мы цель поставим? -Сегодня мы совершим путешествие в первую московскую типографию (Слайд2) и узнаем, когда же на Руси стали печатать книги. Словарная работа: Типография– предприятие, изготовляющее книги, журналы, газеты. Первопечатник - состоит из двух корней. Каких? ( первый + печатание) | -Книга. Отвечают на вопрос. -Глина, шёлк, папирус, железо, пергамен, береста, воск - Рукописными - Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах. - Переписчики текста, художники, переплётчики -«Мастера печатных дел» -сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья | Коммуникативные Познавательные |
Изучение новой темы. 8 мин | Книга – это настоящая драгоценность, над её созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей. - А зачем нужны были книги? -Как вы понимаете пословицу: одна книга тысячу людей учит. - 1445 год считается годом рождения книгопечатания. -Немец Иоганн Гуттенберг первым предложил использовать разборный шрифт. - Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? - А теперь перенесемся в Россию XVI века. Кто же здесь начал книгопечатание? - Сегодня на уроке узнаем о первой печатной книге, по каким учебникам учились в XVII веке. -К середине 16 века типографии были во многих странах Европы. Россия не могла отставать от других государств. По повелению царя Ивана Грозного была открыта типография в Москве(Слайд3,4). Она находилась около стены Китай – города. К тому времени в России уже были мастера, знавшие толк в печатном деле. Таковы были Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец. Они и начали налаживать работу. (Слайд5) Первенцем типографии Ивана Фёдорова стала книга «Апостол»(Слайд6).Точно известно, что книгу начали печатать 19 апреля 1563 году, а закончили 1 марта 1564 года. Поэтому эта книга считается первой печатной книгой. А мастера, создавшие её, по праву носят имена первопечатников. И сегодня мы можем любоваться искусной работой Ивана Фёдорова и его помощников. Книга заключена в тяжёлый переплёт из досок, обтянутых кожей. Поражает чёткий шрифт, красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. В книге нет ни одной опечатки ! Позднее Иван Фёдоров напечатал первый русский букварь. Букварь был составлен так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и лёгким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. Приводились в букваре слова, начинающие на каждую букву, и тексты для чтения. (Слайд 7) В Москве неподалёку от места расположения первой типографии, установлен памятник нашему знаменитому соотечественнику Ивану Фёдорову. (Слайд8) Благодаря Ивану Фёдорову книга стала доступна, пришла в каждый дом. Книг становилось всё больше и больше. | - Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. -Рукописные книги были дороги; их очень долго писали; | Познавательные Регулятивные |
Физкультминутка 2 мин | В небе плавает луна В небе плавает луна. (Плавные покачивания влево и вправо.) В облака зашла она. Один, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши.) Можем мы луну достать. (Руки вверх.) Шесть, семь, восемь, девять, десять — (Хлопки над головой.) И пониже перевесить. (Руки вниз.) Десять, девять, восемь, семь -(Ходьба на месте.) Чтоб луна светила всем. (Дети тихо садятся.) | Повторяют за учителем. | Личностные |
5 мин | В 17 веке Московский печатный двор издал учебники, которые использовались на протяжении многих лет. Откройте учебник на стр. 84 прочитайте текст «Врата учёности» Далее дети работают в парах с текстом учебника стр 84-85. Заполняют таблицу, ищут ответы на вопросы учителя Название учебника | Автор | Букварь | Василий Бурцев | Грамматика | Мелетий Смотрицкий | букварь | Карион Истомин | Беседа по вопросам: 1. Как Ломоносов называл свои первые учебники? Как вы поняли это выражение? 2. Как выглядели страницы букваря Истомина? 3. Каким было отношение людей к учебникам? -Совершенно верно, то есть из поколения в поколение. | - Свои первые учебники Ломоносов с почтением величал «вратами учёности». - На страницах книги ученики видели личные начертания одной и той же буквы. Приводились примеры слов, которые начинались с неё, помещались красочные рисунки. - Учебные книги ценили и берегли, их передавали от отца к сыну. | |
Закрепление изученного 5 мин | -Откройте рабочую тетрадь на странице 28-29. -Что же нам муравьишка предлагает в первом задании? -Разгадайте кроссворд. | | Регулятивные Коммуникативные Познавательные |
Итоги урока 2 мин | -Какая тема урока? -Что нового мы узнали на уроке? -Для чего нужно было книгопечатание? Великую пользу принесло печатное дело. В России стало больше книг, а значит грамотных людей. Сейчас очень много печатается книг. Но мы должны помнить труд людей, который трудились над этими книгами и бережно относится к их труду. Благодаря Ивану Фёдорову книга стала доступна, пришла в каждый дом. Книг становилось всё больше и больше. Дом задание: учебник, стр. 82- 85 читать, рабочая тетрадь стр.29-30 задание 3,4 | Ответы учащихся. -Мастера печатных дел. -Познакомились с первым русским печатником книг Иваном Федоровым и с другими мастерами печатниками. Узнали как выглядели первые напечатанные книги. -Раньше книги писали от руки, это был очень тяжелый труд, не один год уходил на переписывание книг. | Познавательные |
Рефлексия 1 мин | -Ребята, давайте оценим нашу работу. Если у вас все получилось, то покажите зелёный квадратик. Если были трудности, то покажите красный квадратик. - Спасибо, урок закончен. До свидания! | | Регулятивные Личностные |