СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Природные богатства и труд людей – основа экономики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по окружающему миру на тему "Природные богатства и труд людей – основа экономики"»

Министерством образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Конспект (технологическая карта) пробного урока «Окружающий мир»

Студентки 3 «ВК» группы

Лыморевой Дианы Олеговны

Тема: «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

Класс 4 «А» МБОУ «СОШ №18» г. Астрахани.

Допуск к проведению урока:

Студентка: Лыморева Д.О.

_____________(подпись)

Методист: Ванюшина Е.Е.

_____________(подпись)

Учитель: Суменкина Е.П.


_____________(подпись)

Оценка за урок_________



Астрахань, 2021

Тема: Природные богатства и труд людей – основа экономики

Цель: доказать, что природные богатства и труд являются основой экономики

Задачи: - Образовательная: раскрыть содержание основных понятий экономики: «природные богатства», «труд людей», «потребность»;
- Развивающая: способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, речи, наблюдательности;
- Воспитывающая: воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда, бережливое отношение к природным богатствам, содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Методы и формы обучения:

Иллюстративно-объяснительный, практический метод; фронтальная, индивидуальная форма обучения

Образовательные ресурсы:

Учебник А.А. Плешакова 4 класс «Окружающий мир»

Оборудование:

Презентация, раздаточный материал, рабочая тетрадь, технологическая карта урока

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: развитие навыков работы с текстом учебника; развитие умения обобщать и анализировать; формирование интереса к учебному предмету.
Личностные: формирование уважительного отношения к природным богатствам; развитие познавательной активности детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умение ориентироваться в учебнике; перерабатывать полученную информацию, обобщая её;
Регулятивные: формировать умение ставить учебные задачи; формировать осознание того, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить.
Коммуникативные: формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями; формировать умение работать в группе; формировать умение слушать и понимать других.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диана Олеговна. Сегодня я буду проводить у вас урок окружающего мира.
- Проверьте, все ли принадлежности лежат у вас на парте?
Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке?
- Что же такое экономика?

- Какая главная задача экономики?

- Что называется потребностями?

- Что нужно для удовлетворения потребностей людей?
- Что такое товары?


Приведите примеры товаров.

- А что такое услуги?


Приведите примеры.
- Кто ваши родители по профессии? У кого из них работа связана с производством товаров? У кого – с оказанием услуг?


- Сейчас я буду зачитывать вам фразы, а вы должны будете мне сказать: это товар или услуга.
-  Вы зашли в аптеку, купили лекарство.
- Вы летите в самолёте.
- Вы купили книгу.
- Вы смотрите концерт.
- Вы подстриглись.
- Вы подметаете двор.

Экономика
- Экос по-гречески значит «дом», номос- «закон». Экономика - наука о рациональном ведении хозяйства.
- Удовлетворение разных потребностей людей.
- Все, что требуется людям для жизни.
- Товары и услуги.

- Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.
- Кроссовки, плеер, мороженое, книги (одежда, продукты питания)
- Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.
Стрижка в парикмахерской…

Ответы детей.







Товар.

Услуга.
Товар.
Услуга.
Услуга.
Услуга.

Регулятивные; познавательные; коммуникативные.

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

- Посмотрите на слайд (на слайде: ПбРоИгРаОтДсНтЫвЕа и ТлРюУдДей – ОэСкНоОнВоАмики)
- Расшифруйте послание на слайде.
- Верно! Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Какие цели мы поставим на урок?

- Давайте сформулируем задачи нашего урока. (см. слайд 3)




Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Познакомиться с факторами, составляющими основу экономики; доказать что природные богатства и труд людей это основа экономики.

Познавательные; коммуникативные.

4. Открытие нового знания.

- Какие природные богатства вы знаете? Посмотрим на презентации.
- Давайте раскроем, какое значение для экономики имеют эти природные богатства.
- Одним из природных богатств вы назвали воздух.
- Ребята, как вы считаете, нужен ли воздух в экономике? Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Прочитайте про воздух на стр 42.
- Посмотрите на стр 42, как выглядят ветряные мельницы и ветряные установки.


- Какой мы можем сделать вывод?

- Теперь давайте посмотрим, а была бы жизнь без воды.
- Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике?
- Таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика.
- Природным богатством вы назвали почву.
- Что такое почва?

- Итак, вы видите, что земля – наша кормилица.
-Кто может сказать, что такое полезные ископаемые?



- А какие полезные ископаемые вы знаете?
- Какой можно сделать вывод?


- А какую роль играет растительность в экономике? Что дает растение для экономики?
- В процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и сырье для разных отраслей экономики.
- Какова роль животного мира в экономике?

- Что теперь мы можем сказать про экономику?


-Какие природные богатства необходимы для нормального функционирования экономики?

Вода, воздух, полезные ископаемые и почва, растения и животные.





(стр 42) Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер – во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки.
Воздух необходим и имеет большое значение для экономики.


Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы.



Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие.
- Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.
Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д.
- Нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике.
- Растительность – один из важнейших компонентов природы. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье.



- Животные с давних времен служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека.
- Экономика нужна, чтобы человек имел все необходимое. При этом она обучает нас бережно относиться к природным богатствам.
- Для развития экономики необходима вода, воздух, полезные ископаемые, почва, растения и животные.

Познавательные; коммуникативные.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
В стороны, вперед,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Выполняют движения.


5. Продолжение работы по теме урока.

- Откройте учебник на стр 44 и ответьте на вопрос: «Благодаря чему удается производить все больше новых товаров?»
- Как вы понимаете слово «труд»?
- Как вы думаете, для чего нужен труд людей?
Прочитайте на стр 44.

- Могут ли природные богатства обеспечить нас товарами и услугами сами по себе? Что для этого нужно делать?
- Какой бывает труд?

- Что значит физический труд?

- Что такое умственный труд?


- Как вы думаете, от чего зависит успех труда?
- Что нужно делать, чтобы труд приносил успех?
- Какой можно сделать вывод?



Благодаря труду людей.



(ответы учащихся)
- Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он требуется для производства любых товаров и оказания услуг.
- Не могут.
Для этого нужно работать и трудиться.

- Труд бывает физический и умственный.
- Физический труд – работа, требующая применения силы.
- Умственный труд - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации.
- Успех труда зависит от образования и здоровья человека.
- Для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.
- Труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности.

Познавательные; коммуникативные

6. Закрепление изученного материала.

- Молодцы ребята! Теперь я предлагаю вам поработать в парах. Сейчас я раздам вам карточки, где вам нужно будет ответить на вопросы и привести примеры профессий людей.
- 1. Все, что нужно людям для жизни, называется... (потребностями)
2. Для чего нужен труд людей…
3. От чего зависит успех труда людей…
4. Приведи примеры профессий людей, которые:
а) производят товары: (пекарь, швея и т.д.)
б) оказывают услуги: (врач, парикмахер, дизайнер и т.д.)

Работают в парах.

Регулятивные

7. Итог урока.
Рефлексия.

- Домашнее задание: параграф стр. 42; рабочая тетрадь №2, стр. 26-27, задание 5. Вам нужно будет подчеркнуть профессии, которые относятся к физическому труду одним цветом, и другим цветом те, что относятся к умственному труду.
- Наш урок подходит к концу, поэтому давайте подведем итоги.
- Что составляет основу экономики?
- Для чего нужен труд людей?
- Достигли ли мы поставленной цели на уроке?
- Если вы поняли тему и у вас не было затруднений, то поднимите вверх ручку. Если у вас были затруднения, то поднимите вверх карандаш.
- На этом урок окончен. До свидания!










Природные богатства и труд людей.
Для создания продукции, товаров, услуг.

Регулятивные