Проверка знаний, умений и навыков учащихся. Реализация домашнего задания. Подведение учащихся к изучению новой темы, 7 мин | Словесный | Фронтальная | Учитель: Ребята, к нам сегодня на урок пришёл гость, а кто это угадайте из моей загадки: Кота такого знаешь ты. Он любит поливать цветы И любит фразу говорить: «Давайте, дружно, мыши Жить!» Ученики: Кот Леопольд. Учитель: Молодцы, ребята! (показываю картинку) Учитель: Давайте расскажем Леопольду, о чём мы размышляли на прошлом уроке? Ученики: О том, что такое коллектив. Учитель: Ребята, а кто скажет мне, что такое коллектив? Ученики: Группа людей, у которых есть общая цель и т.д. Учитель: Кот Леопольд любит находиться в дружном коллективе! Как вы понимаете, что такое дружный коллектив? Ученики: Когда люди терпеливы друг к другу, уважают и т.д. Учитель: Мы с Леопольдом согласны с вами! Учитель: Ребята, скажите, а так ли всё и всегда хорошо в нашем коллективе? Почему? Ученики: Нет, не всегда. Бывают ссоры, непонимание и т.д. Не всегда можем сдерживать себя и т.д. | К: владеть диалогической формой речи П: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни. Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося | Ответы на вопросы |
Изучение нового материала, 8 мин | Словесный | Фронтальная | Учитель: Давайте попробуем разобраться, почему в нашем классном коллективе ещё есть негативное. Продолжим наши раздумья о классе и о нас. Учитель: -«Один за всех и все за одного!» (на доске плакат) Как вы понимаете это высказывание? Ученики: Коллектив отвечает за каждого человека и несёт ответственность и т.д. Учитель: Как вы думаете, из чего состоит наш с вами коллектив, да и вообще коллектив в целом? Ученики: Коллектив отвечает за каждого человека и несёт ответственность и т.д. Учитель: Ребята, давайте посмотрим в словаре С.И. Ожегова, что такое коллектив: КОЛЛЕКТИВ, -а, м. Группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами. Трудовой к. Научный, студенческий к. К. завода. Учитель: Значит, коллектив начинается с каждого из вас. Мы все объединены общей целью. Учитель: Скажите, какая у вас общая цель? Ученики: Получить образование. Учитель: Правильно, ребята! Вы все разные: молчаливые и говоруны, энергичные, подвижные и не очень быстрые, с разными личностными качествами. Поэтому вы все приносите в класс что-то своё и из этого складывается общая атмосфера, настрой и наша деятельность. Учитель: Подумайте, как это всё влияет на всех? Как это делает нас чем-то похожими? Ученики: Настроение человека очень быстро передаётся другому человеку и т.д. Учитель: У нас во многом сходятся представления о том, что хорошо, а что плохо. Что интересно, что важно. О чём это говорит? Ученики: Мы похожи в определении норм отношений к людям, в оценке их поступков и проявлений. Учитель: Это умение отделять хорошее от плохого очень важно, оно всегда сказывается и на наших отношениях в коллективе. Попробуем в этом убедится. Приведите примеры того, что вы считаете хорошим в нашем классе, а что плохим. Ученики: Хорошее: помогать по дежурству в классе, соблюдать дисциплину. -плохое: ругаться и т.д. Учитель: Что же зависит от каждого из нас, чтобы доброе начало в отношениях крепло? Ученики: Да | К: развивать способности слушать собеседника и вести диалог П: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление. Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося | Ответы на вопросы |
Первичное повторение и закрепление ЗУН, 8 мин | Практический | Групповая | Учитель: Давайте постараемся выделить набор качеств, которые прояснят каждому из вас, каким надо быть, чтобы: считаться другом, заслужить уважение, вызвать симпатию. Дети расставляют карточки - Одинаково ли значимы эти вопросы? Давайте расставим их по степени значимости В результате получаем три колонки: Вызвать Заслужить Считаться симпатию уважение другом Учитель: Карточки распределите в три колонки качества человека соответствующие данным направлениям. (Даю время для работы). Учитель: Что у вас получилось? (Выслушиваю детей и поправляю в каждый столбик нужные качества). 1. Человек вызывает симпатию, когда оптимистичен, уверен в себе, открыт, общителен, имеет много общего с нами, привлекателен, аккуратен, соблюдает нормы поведения, вежлив, приветлив, улыбчив. 2. Заслужить уважение может тот, кто не причинит вреда другому, справедливый, признаёт чужие достоинства, соблюдает равенство прав, внимателен к интересам других, кому можно доверять, решительный, волевой, умный, правдивый, активный, разносторонний. 3. Личные качества и умения, важные для дружбы: бескорыстие, умение любить, доверие, терпение, искренность, открытость; сочувствие; умение выслушать; интерес к делам и переживаниям другого; готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту; готовность прощать; умение признавать свои ошибки; умение принимать советы; умение хранить секреты. Учитель: Почему мы выбрали именно эти качества? Ученики: эти качества очень важны для каждого человека. Учитель: Откуда возникает совпадение нашего выбора? Ученики: от единства взглядов Учитель: Да, от единства взглядов, сходства позиций. Мы с вами единомышленники. Это помогает нам лучше понимать друг друга, быть дружными, заинтересованно участвовать в общих делах, хотя мы очень разные. Учитель: Ребята, Кот Леопольд просит вас разделиться на команды по желанию, но чтобы было равное количество человек в каждой команде. Учитель: Когда людям легче договориться друг с другом? Ученики: Людям легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом, когда они вместе и придерживаются каких-то единых правил. Учитель: А теперь задание для команд: - Придумайте и запишите по три правила, которые необходимы вашему коллективу, чтобы он был по – настоящему дружным. Правила должны быть понятными, выполнимыми и краткими. Придумывают правила Учитель: Молодцы, ребята, а теперь давайте прикрепим эти правила на наш уголок, и всегда будем выполнять эти правила. | К: развивать способности слушать собеседника и вести диалог Р: оценивает свои достижения на уроке П: обобщать собственное представление. Л: формирование уважительного отношения к иному мнению | Работа с карточками, составление правил |
Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении познавательных заданий, 7 мин | Практический | Индивидуальная | Учитель: Кот Леопольд предлагает нам с вами порисовать. Известно, что человеческие эмоции всегда можно прочесть по лицу. Если человеку хорошо рядом с другими, то он улыбается, смеется, жизнерадостный. Если плохо – он плачет, грустит, скучает. Нарисуйте свое лицо кружочках, которое будет отражать, как вы себя ощущаете в коллективе. Учитель: Расположите свои лица на доске. Учитель: Как показать, что мы должны быть единой командой, чувствовать плечо друг друга, помогать? (круг – символ единства, тепла, недаром ведь солнце имеет форму круга). Давай с тобой обнимемся И над Землей поднимемся, Тепло сердец соединим И станем солнышком одним! Учитель: Теперь я надеюсь, каждый из вас имеет представление, что такое коллектив и каким должен он быть. Учитель: А теперь нам прочитает стихотворение (ученик) Нас в нашем классе двадцать пять. Мы любим учится, мечтать и играть. Вместе ведь легче по жизни идти, Трудности нам не страшны в пути. Надо лишь за руки взяться всем вместе – Ведь с коллективом жить интересней. - Поднимите руки вверх: «Один за всех и все за одного!» | Р: оценивает свои достижения на уроке П: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; обобщать собственное представление.. | Практическая работа |