Тема урока: Различие (узнавание) предметов посуды для сервировки стола к обеду.
Класс: 5 Дата:
Подготовила учитель по ОСЖ: Симонова Я.В.
Цель: Познакомить учащихся правилами сервировки стола.
Задачи.
Образовательная (дидактическая): формировать знания учащихся о правильном расположением столовой посуду, столовых приборов. Расширить знания и практические умения. Показать связь изучаемой темы с жизнью.
Коррекционно-развивающая: развивать познавательную деятельность и логическое мышление. Стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Формировать коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом.
Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя.
Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание.
Развитие логического мышления при работе с загадками.
Воспитательная: практическая подготовка учащихся к жизни в социуме. Воспитывать мотивацию к учению.
Здоровьесберегающие:
создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, следить за осанкой.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, практическая работа, игровые приемы.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Материально - техническое оснащение и дидактическое обеспечение: скатерть, салфетки, столовая посуда; плакат «Сервировка стола», картинки посуда.
Термины и понятия: сервировка.
Оборудование: ноутбук, презентация урока «Сервировка стола к обеду», карточки, жетончики с изображением смайликов.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок (руки вверх, потянуть)
Начинается урок (руки вперед),
Урок расскажет всем (руки в сторону),
Как без бед и без проблем руки вдоль туловища),
Рано утром не спеша (ходьба на месте)
Прийти в школу ровно в срок,
чтоб начать наш урок (садятся за парты)
2. Вступительная часть.
Перед тем как приступим к изучению нового материала, повторим тему предыдущего урока.
Актуализация.
- Что такое меню?
- Сколько блюд готовят на завтрак?
- Сколько блюд готовят на ужин?
- Для чего предназначена закуска?
3. Сообщение темы и задач урока.
Перед уч-ся ставилась проблемная ситуация (отгадать загадки), решив её, дети смогли с учителем сформулировать тему урока (назвать отгадки одним словом). На доску вывешиваются картинки.
- Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (чайник заварочный)
- Неприступная на вид, подбоченившись стоит.
А внутри-то посмотри, сахар у неё внутри. (сахарница)
- Она бывает глубока,
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
Зовут её …(тарелка)
- Если хочешь выпить чай -
Так меня и получай,
Распрекрасную милашку,
Всю в цветочках, с блюдцем...(чашку)
- Сама не ем, а других кормлю. (ложка)
- Без чего за стол не сесть,
Без чего салат не съесть?
Как киношная страшилка,
В салат топырит пальцы... (Вилка)
- Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
Как ваши отгадки назвать одним словом? (Посуда)
- О какой посуде? В этой посуде нельзя сварить суп, кашу, пожарить рыбу? Догадались, о чем будет тема урока? Это не кухонная посуда. Как называется?
Тема нашего урока: Различие (узнавание) предметов посуды для сервировки стола к обеду.
Вы сегодня познакомитесь с столовой посудой и приборами, научитесь накрывать стол к обеду.
Освоение нового материала
Из истории. Ребята, в давние времена посуды не было вообще. Люди ели руками, а тарелкой служил лист с дерева. Потом придумали делать посуду из камня, но она была очень тяжёлой. Затем стали делать посуду из дерева, но она была не практичной, разбухала, протекала пища. Посмотрите – деревянная ложка. Люди стали делать посуду из глины. Посмотрите – глиняный предмет. Из чего сейчас сделана посуда?
Удобно есть из кастрюли, пить из чайника? Кроме кухонной посуды для приготовления пищи необходимо иметь столовую посуду: (показ) глубокие, мелкие, закусочные, десертные тарелки, блюда разных размеров, супница, солонка (показ предметов). Предназначены для приёма пищи и украшения стола
- Как вы думаете, зачем нужны: супница, закусочные, десертные тарелки?
- Что находится в солонке, соуснице, перечнице, салатнице?
- Запись в тетради.
Столовая посуда – предметы, предназначенные для приема пищи и украшения стола.
Кроме столовой посуды необходимы нам на столе и столовые приборы – это ложка, вилка и нож.
-Запись учащимися в тетради.
Столо́вый прибо́р — прибор, с помощью которых мы кушаем –(нам помогают кушать.)
- Как вы думаете, зачем нужен нож во время еды?
Физминутка:
Пальчиковая гимнастика. Массаж пальчиков, подготовка к работе.
- Для того, чтобы руки вас хорошо слушались, и вы красиво накрыли обеденный стол используя памятку, выполним разминку для пальчиков.
“Цветок”. Руки на локтях, раскрывают пальчики, сжимают.
“Красим забор”. Плавные движения кистями рук вверх и вниз.
“Гладим кошку”. Плавные движения кистями рук влево, вправо.
“Нарисуем солнышко”. Круговые движения кистями рук.
Памятка №1. Последовательность сервировки стола к обеду.
1. Стол накрывают клеенкой и скатертью.
2. Тарелки и приборы подбирают в зависимости от меню.
3. Тарелки ставят по количеству людей, которые сядут за стол.
4. Справа от каждой тарелки кладут нож (лезвием к тарелке) и ложку, а слева - вилку (ложку и вилку кладут выпуклой стороной вниз).
5. Чашку или стакан молока, киселя, компота или кофе ставят справа от тарелки, немного впереди нее.
6. Закусочные блюда размещают ближе к середине стола.
7. Удобны бумажные салфетки, которые ставят свернутыми в трубочку в бокал или вазу на середину стола.
8. Ваза с цветами- лучшее украшение стола, ставят небольшие букеты ставят в низкие и широкие вазы.
ЗАПОМНИ! Сервировка стола должна, строго сочетаться с меню.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сервировка стола к обеду. Задание. Выполнить упражнение с правильным расположением столовой посудой, столовыми приборами.
Провести вводный инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям.
Организуем практическую работу по этапам:
1. Выбрать меню.
2. Подготовить необходимую посуду.
3. Выполнить сервировку стола к обеду
4.Защита выполненной работы.
4. Закрепление изученного материала. (Фронтальный опрос).
Что называют сервировкой стола?
Как располагают столовые приборы?
5. Итог урока.
Использование приемов рефлексии.
– Что на вас произвело наибольшее впечатление?
– Что получилось лучше всего?
– Какие задания показались наиболее интересными?
– Что вызвало затруднения?
– Над чем хочется поразмышлять?
– Какой совет дали бы себе?
– Кому захотелось сделать комплимент?
– Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
Я благодарю всех за урок. Вы работали добросовестно, аккуратно, на уроке царила доброжелательная обстановка, взаимовыручка, взаимопонимание.
Памятка №1. Последовательность сервировки стола к обеду.
1. Стол накрывают клеенкой и скатертью.
2. Тарелки и приборы подбирают в зависимости от меню.
3. Тарелки ставят по количеству людей, которые сядут за стол.
4. Справа от каждой тарелки кладут нож (лезвием к тарелке) и ложку, а слева - вилку (ложку и вилку кладут выпуклой стороной вниз).
5. Чашку или стакан молока, киселя, компота или кофе ставят справа от тарелки, немного впереди нее.
6. Закусочные блюда размещают ближе к середине стола.
7. Удобны бумажные салфетки, которые ставят свернутыми в трубочку в бокал или вазу на середину стола.
8. Ваза с цветами- лучшее украшение стола, ставят небольшие букеты ставят в низкие и широкие вазы.
ЗАПОМНИ! Сервировка стола должна, строго сочетаться с меню.