План конспект урока по предмету «технология» в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Тема «Технологии сельского хозяйства». 6-й класс.
Мартынова Анастасия Михайловна: учитель технологии
Предмет: Технология
Класс: 6
Тип урока: Комбинированный
Цель: Сформировать понятия о технологиях сельского хозяйства
Задачи:
Образовательная
Выработка предметных компетенций
Привитие интереса к предмету
Формирование целостного представления о сельском хозяйстве
формирование умений учащихся объяснять влияние природных условий на развитие животноводства и растениеводства
Развивающая
Развитие познавательных потребностей, творческого мышления, коллективизма, привычки считаться с общественным (коллективным) мнением;
Умения обобщать и систематизировать учебный материал.
Воспитательная
Воспитание творческой активности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию и обучению; коммуникативных компетенций в общении и сотрудничестве со сверстниками; развитие экологического, мышления, умение применять его в познавательной деятельности; формирование здорового образа жизни, мотивации к труду, работе на результат, бережного отношению к материальным и духовным ценностям; воспитывать любовь к животным и растениям, вести за ними наблюдения, чтобы выявлять тех животных, которые нуждаются в помощи, уважение к труду животноводов.
Метапредметные: Способствовать формирования осознанного стремления к освоению обучающимися новых знаний, умений и навыков, к достижению высоких и оригинальных творческий результатов, уметь находить варианты решения различных творческих задач.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке, оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей для ее решения; принимать и сохранять цель и учебную задачу; выполнять действия по инструкциям в рабочем листе.
Познавательные: работать с информацией, представленной в текстах и иллюстрациях; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений; делать выводы в результате совместной работы в группе; осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками; формулировать собственное мнение и аргументировать его; работать в группах, учитывая мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: научиться классифицировать виды растений и домашних животных, познакомить учащихся с понятием «сельское хозяйство», «растениеводство», «животноводство»; актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах на уроке окружающего мира, характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;
Оснащение урока: Информационно-технологические материалы и ЭОР, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал для практического задания.
Ход урока
1.Организационный этап (Самоопределение к деятельности)
Приветствие. Организация рабочего места. Настрой учащихся на работу.
Мотивация к учебной деятельности.
Нам сегодня предстоит изучить очень большую, но очень интересную тему, перед этим я хочу загадать вам несколько загадок, а ваша задача сопоставить ответы между собой и понять, что их объединяет
Не бьет,
Не ругает,
А от него плачут. (Лук).
Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
(Лошадь)
На горе-горушке
Стоит старушка,
Руками машет,
Хлеба просит;
Дашь ей хлеба —
Назад отдает. (Мельница)
Маленький,
Горький,
Луку брат. (Чеснок)
Не прядёт, не ткёт,
А людей одевает.
(Овца)
Зубасты,
А не кусаются. (Грабли)
Сам алый,
Сахарный,
Кафтан зеленый,
Бархатный. (Арбуз)
Хвост крючком, нос пятачком.
(Свинья)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет —
Пять плугов тащит.
(Трактор )
Выкинем —
Не обеднеем:
Соберем —
Разбогатеем.
(Посев )
Сидел на заборе, кричал,
А как все собрались, замолчал.
(Петух)
И зелён, и густ
На грядке куст.
Покопай немножко —
Под кустом ....
(Картошка)
Сидит девица в темнице
Коса на улице.
(Морковь)
2.Целепологание
Что объединяют все эти ответы на загадки?
(Ответы обучающихся)
Слайд 1 Это древнейшая отрасль вида деятельности человека, они тесно связаны между собой и дают человеку возможность на питание и проживание! Применение каких-либо знаний в решение практических задач называется технологией.
Слайд 2 Давайте запишем тему нашего сегодняшнего урока «Технологии сельского хозяйства»
Значит цель нашего урока будет….
(Ответы обучающихся) Изучить технологии сельского хозяйства.
3. Изучение нового материала
Слайд 3 Сельское хозяйство — древнейшая отрасль хозяйства, обеспечивающая людей пищевыми продуктами, а различные отрасли промышленности — сырьём.
Сельское хозяйство включает в себя две основные отрасли: РАСТЕНИЕВОДСТВО и ЖИВОТНОВОДСТВО. Между собой отрасли тесно связаны, растениеводство, например, обеспечивает кормами животноводство.
Я загадаю вам, две загадки, а ваша задача , их отгадать
С неба
Солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною –
Золотые усачи. (Пшеница.)
Что за две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливается,
Две недели подсыхает? (Рожь)
– Чем похожи рожь и пшеница?
(Ответы обучающихся) (Это зерновые культуры.)
– Какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием зерновых культур?
(Ответы обучающихся) (Растениеводство.)
(Запись в рабочую тетрадь)
Растениеводство — это отрасль сельского хозяйства, которая занимается выращиванием культурных растений, она включает в себя несколько подотраслей
Слайд 4 Давайте рассмотрим отрасли растениеводства
Слайд 5 Какая зерновая культура даёт нам белый хлеб?
(Ответы обучающихся) Пшеница.
Пшеницу в нашей стране выращивают озимую и яровую. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом и яровая
Слайд 6 Белая беляна
По полю гуляла,
Домой пришла,
В сусек легла. (Мука)
Слайд 7 – Какая зерновая культура даёт нам тёмный хлеб?
(Ответы обучающихся) Рожь.
Слайд 8 – Ещё одной из самых признанных культурных растений является – гречиха. Гречневая каша – богатырская каша. Она вкусная и питательная. В древности гречневую кашу называли княгиней, её подавали даже к царскому столу, а также и к крестьянскому, и к солдатскому. На Руси говорили: “Матушка наша – гречневая каша, а хлебец ржаной – отец родной”
4.Физкульминутка
5. Работа по теме урока. Слайд 9 Следом за зерновыми культурами по своей важности стоит картофель. О картофеле поговорим подробнее. Он родом из Южной Америки. В 1697 году Царь Пётр I привёз первые клубни в Россию. Крестьяне долго отказывались разводить картофель. Были даже картофельные бунты. Петербургские модницы украшали цветами свои причёски
Слайд 10 Ещё мы остановимся на одной из самых распространённых культур растениеводства в нашем краю – подсолнечнике, из семян которого получают замечательное подсолнечное масло.
Слайд 11 Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для обеспечения кормами домашних животных. Для этого выращивают КОРМОВЫЕ КУЛЬТУРЫ – тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу
Слайд 12 Для другой цели выращивают ПРЯДИЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ – хлопчатник и лён. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани
Слайд 13 – Следующая отрасль растениеводства – ОВОЩЕВОДСТВО
– Чем занимается эта отрасль?
(Ответы обучающихся)
– Какие овощные культуры вам известны?
(Ответы обучающихся)
– Где выращивают овощи?
(Ответы обучающихся)
– У кого из вас есть садовый участок, дача или дом в деревне?
(Ответы обучающихся)
– Выращивают ли ваши родители что-то в теплицах?
(Ответы обучающихся)
– Для чего строят теплицы?
(Ответы обучающихся)
Слайд 14– Ещё одна отрасль растениеводства – ПЛОДОВОДСТВО
– Попробуйте с помощью словообразования объяснить смысл слова плодоводство.
(Ответы обучающихся) Разведение плодов.
– Какие растения дают плоды?
(Ответы обучающихся)
– Для чего люди выращивают плодовые культуры?
(Ответы обучающихся)
Слайд 15 – Как называется отрасль растениеводства, занимающаяся разведением цветов?
(Ответы обучающихся) Цветоводство.
6.Практическая часть
1. Работа по таблицам-карточкам.
Класс делится на три группы. Каждой группе выдаётся конверт с картинками культурных растений. Первая группа должна подобрать картинки с зерновыми культурами, вторая – с кормовыми, третья – с прядильными.
Зерновые: рожь, овёс, ячмень, пшеница.
Кормовые: тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла.
Прядильные: лён, хлопчатник.
7. Рефлексия
– Что такое растениеводство?
– Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания?
– Какие растения люди выращивают на корм домашним животным, а какие – для получения волокна?
-Спасибо за урок! Встретимся через перемену!
8. Изучение нового материала
На какие группы можно разделить животных?
(Ответы обучающихся) Дикие и домашние
Как вы думаете, какая группа животных связана с сельским хозяйством?
(Ответы обучающихся) Домашние животные
Слайд 16 Животноводство - обеспечивает людей наиболее ценными продуктами питания - молоком и яйцами, мясом и шерстью, медом, пух и даже шелк. Они перевозят грузы, несут сторожевую службу, помогают пахать землю, путешествовать.
Трудно было бы человеку без домашних животных, а может, без них он просто и не смог бы выжить. Их не так много. Посудите сами. На земле обитает больше миллиона видов диких животных, а люди приручили и одомашнили всего несколько десятков. Основные виды таких животных вам хорошо известны: коровы, овцы, козы, кролики, куры, утки, пчелы, и многие другие животные.
Слайд 17 Использование тягловых животных в небольших фермерских и подсобных хозяйствах экономически выгоднее, чем применение тракторов и мотоблоков.
За животными надо уметь ухаживать. Надо знать технологию запрягания лошади для поездки или вспашки земли
Упряжкой называют несколько запряженных вместе специально подобранных лошадей или др. тягловых животных. Упряжки делятся на транспортные , сельскохозяйственные и выездные.
Животным надо уметь управлять, а при вспашке -вести плуг в земле так, чтобы он не заглублялся и не выскакивал из земли.
Ребята, какие отрасли животноводства вы знаете?
(Ответы обучающихся)
Слайд 18 Давайте запишем с вами в рабочую тетрадь, все отрасли животноводства
9.Физкульт.минутка
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
10.Практическая часть
Название отрасли | Разведением каких животных занимается данная отрасль? | Для чего разводят данных домашних животных? | Где содержат данных домашних животных? |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
11.Первичное закрепление
- Ребята, давайте поиграем в игру “Материальные блага?” Я вам буду называть домашних животных, а вы мне – называете что люди от этих животных получают .
Коровы нам дают...
(Ответы обучающихся) (молоко, мясо, и тд.)
Куры нам дают...
(Ответы обучающихся) (яйца)
Свиньи нам дают
(Ответы обучающихся) (мясо, кожу)
Гуси (и др. домашние птицы) нам дают
(Ответы обучающихся) (пух, яйца)
Кролики
(Ответы обучающихся) (мех, мясо)
Пчелы
(Ответы обучающихся) (мед, прополис, воск для изготовления свечей)
Овцы
(Ответы обучающихся) (шерсть, мясо)
А еще, ребята, из животного сырья изготавливают многие вакцины и сыворотки, необходимые для прививок от возникновения тяжелых заболеваний. Сырье для многих лекарственных препаратов также дают животные ( актовегин, солкосерил).
- Как вы думаете, легок ли труд людей , которые ухаживают за животными?
(Ответы обучающихся)
- А что необходимо делать, чтобы животные нормально себя чувствовали?
(Ответы обучающихся)
12.Рефлексия
Какие животные относятся к сельскохозяйственным?
Какую пользу для человека приносит животноводство?
Трудно ли вам было на уроке?
Давайте посмотрим, какое настроение у вас осталось после урока. Учащиеся прикрепляют смайлики на доску.
Спасибо за урок! Всем хорошего дня!