Выполнила студентка 3 курса направления
«Педагогическое образование с двумя профилями подготовки»
профиль «Начальное образование.
Дополнительное образование
(техническое творчество и робототехника)»
Бурмистрова Юлия Евгеньевна.
Тема: Развитие речи. Составление текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
Цель: формировать умения распознавать части речи, употреблять в речи синонимы и антонимы; развивать устную речь.
Планируемые предметные результаты: научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), употреблять изученные части речи.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация ранее полученных знаний (проверка домашнего задания).
III. Открытие темы и целей урока.
«Загадки о цветах, плодах» - Отгадайте загадки:
1) Название какого цветка — «вкусная конфета»? (ирис) 2) В траве густой, зеленой он выглядит нарядно, Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно. Головка голубая и длинный стебелек.
Но кто его не знает? Это … (василек)
3) Шли двое, остановились, один другого спрашивает: «Это черная?»
«Нет, это красная». «А почему она белая?» «Потому что зеленая». О чем они вели разговор?
(о красной смородине).
IV. Целеполагание. Выход на тему и цели урока.
Как вы думаете, зачем мы отгадывали загадки о цветах, ягодах? (Ответ: «Тема урока связана с цветами, плодами»).
Скажите, где можно увидеть дары природы, которые никогда не испортятся? (На картине) - А как называется человек, который пишет картины? Кто мне скажет?
Художником называют человека, который создаёт произведения изобразительного искусства, то есть пишет картины.
Художник разговаривает с людьми без слов, линиями, мазками, цветом.
Посмотрите внимательно на репродукцию картины на стр. 130 учебника + картина на доске. Какое название вы бы дали ей? Выберите наиболее подходящее из предложенных, прокомментируйте свой выбор.
«Осень»
«Овощи и фрукты»
«Цветы и плоды»
«Осенний букет»
-Понравилась ли вам картина? Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
— Сформулируйте тему урока.
V. Рассказ о художнике И.Т. Хруцком
Автор этой картины – И.Т. Хруцкий (1810-1855г.) – признанный мастер в изображении натюрморта и интерьера. Он стремился предельно точно и подробно воссоздать обстановку, предметы быта. Он родился 8 февраля 1810 года в небольшом городе Витебской губернии (теперь это Белоруссия) в семье священника. Большая семья церковного служителя жила скромно, но все же родителям удалось послать своего первенца на учебу в лицей. В этом лицее был музей и зал, великолепно приспособленный для занятий рисованием и живописью.
Должно быть, природное дарование мальчика обнаружилось рано, иначе трудно объяснить поступление провинциального юноши в Петербургскую Академию художеств в 1827 году и его успехи в дальнейшем. Жажда знаний и необычайная энергия Хруцкого были столь велики, что он брал уроки у известного английского портретиста.
Подлинные успехи были достигнуты художником в создании натюрмортов. Самые ранние из них относятся к началу 1830-х годов («Натюрморт с птичкой», «Натюрморт со стаканом», «Натюрморт с вазой»). Натюрморт Ивана Хруцкого, с которым мы с вами познакомимся сегодня, был удостоен Большой серебряной медали «за написание с натуры плодов и фруктов». Эта картина называется «Цветы и плоды».
VI. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику В.Г. Горецкого (3 класс).
Упр. 92 (с. 54). Работа по картине.
-О чем художник хотел нам рассказать? (О красоте и многообразии окружающего нас мира, богатстве и изобилии щедрых даров земли.)
-Какое чувство вызывает у вас картина? (Чувства удивления и радости от красоты и изобилия растений и их плодов, любви к природе.)
-Всем понятно, почему в названии картины звучит слово цветы: букет цветов занимает центральную часть картины. Но почему дальше в названии стоит слово плоды? Почему не фрукты или овощи? (Потому что плоды – это общее название. Это и фрукты, и овощи. На картине много фруктов, но ведь есть и овощи.)
-Расскажите, что вы увидели на картине. (В красивой декоративной вазе стоит букет разных цветов: пионы, ирисы, незабудки, васильки. Вокруг вазы лежат ягоды и плоды, стоит прозрачный стакан; в нем вода и ломтик лимона. Справа огромная тыква, на которой лежит кисть винограда, рядом груши, разрезанный лимон, яблоко, дальше – хрустальный графин. Слева короб с грудой персиков, положенных на зеленые листочки).
-Что особенно привлекло ваше внимание: цветы? ваза? плоды? цвет и форма плодов? В чем вы видите их красоту и привлекательность?
-Художник картину пишет красками, создавая образ. А сможете ли вы описать увиденное словами?
-Вам поможет подсказка-план, в котором показана последовательность ваших действий.
2. Составление плана работы
План сочинения-описания.
Дать общее представление о картине (автор и название).
Описание деталей, частей изображенного на картине (описание цветов и плодов).
Отношение автора к тому, что он описывает (чем картина понравилась)
3. План наблюдений
(Материалы (форма, цвет, характерные признаки)
VII. Физкультминутка VIII. Составление устного высказывания по картине
-С чего бы вы начали сочинение по картине? Можно написать о художнике и его картинах. Хруцкий изобразил чудесные дары природы - осени.
-Что бы вы написали после вступления? (Подробно описывали цветы, плоды и другие детали натюрморта)
-Каково было бы заключение в вашем сочинении? (Обязательно написали бы о том, какими красивыми могут быть цветы и фрукты, и как художник хорошо их изобразил. Свои впечатления о картине, чувства, которые она вызывает.)
1. Коллективная работа над вступлением к сочинению
Вариант: И.Т. Хруцкий написал картину «Цветы и плоды» в 1839 году. Мы видим великолепный натюрморт с роскошным букетом цветов и спелыми фруктами.
2. Коллективная работа над написанием заключения сочинения
Варианты: 1) Прекрасные цветы, сочные фрукты и ягоды – все это как дивный дар жизни принес человеку замечательный русский художник И.Т. Хруцкой.
Картина И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» вызывает истинное наслаждение роскошными дарами осени.
В картине отразилось радостное любование художника красотой и богатством природы.
3. Устное сочинение по картине (по пунктам плана; 2-3 ученика)
IX. Написание сочинения
- Можете приступать к работе. Пользуйтесь карточками-помощницами.
X. Итог урока
- С каким художником познакомились?
Какую картину описывали?
Что вам в ней понравилось?
Какой новый опыт приобрели?
Все ли у вас получилось?