Тема: Инструкция.
Цель: закрепить знания об изученных односоставных предложениях; познакомить с инструкцией как возможной сферой употребления односоставных предложений.
Задачи:
2) образовательные:
- повторить сведения о роли односоставных предложений в речи;
- выработать навык составления инструкции;
- повторить сведения о научном, официально-деловом стилях речи;
2) развивающие:
- развивать память, логическое мышление;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
3) воспитательные:
- прививать чуткое отношение ко всему живому;
- формировать чувство прекрасного
Оборудование: учебник русского языка для 8 класса под ред М.Н. Шанского, презентация
Ход урока
Актуализация знаний.
Среди утверждений, представленных в задании, есть верные и неверные. Верные обозначьте 1, неверные – 0. Ответы запишите в строчку. Какое число у вас получилось? Запишите его словами. Какую часть речи вы записали? Назовите морфологические признаки этой части речи.
В односоставном предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого.
Односоставные предложения могут быть только нераспространенными.
Назывное предложение – односоставное предложение, которое имеет один главный член – подлежащее.
Неопределенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым в форме 1-го или 2-го лица настоящего и будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени.
В определенно-личных предложениях сказуемое-глагол стоит в форме 1-го или 2-го лица настоящего и будущего времени или повелительного наклонения.
Назывные предложения употребляются обычно в художественной речи и рисуют место, время действия, обстановку, где оно происходит.
Сказуемое в безличном предложении может быть только простым глагольным.
КЛЮЧ: 1 0 1 0 1 1 0 (один миллион десять тысяч сто десять)
Работа по теме.
Задание 1. Запись предложений под диктовку. Объяснение пунктограмм и орфограмм. Определение вида односоставных предложений.
1. Не проводите праздничные мероприятия при запертых распашных решетках на окнах.
2. Не применяйте свечи и хлопушки, не устраивайте фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару.
3. Не украшайте елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не одевайтесь в костюмы из легкогорючих материалов.
4. Не гасите полностью свет в помещении во время спектаклей или представлений.
- Определите стиль текста.
- Что представляет собой этот текст? (Инструкцию по технике безопасности во время проведения новогодних праздников)
- Что такое инструкция?
Инструкция - свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, исполнения чего-нибудь.
- Какие предложения по составу грамматической основы использованы в данной инструкции?
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Инструкция)
- Какова задача, стоящая перед нами на уроке?
Задание 2. Замените односоставные определенно-личные предложения неопределенно-личными, употребив сказуемые-глаголы в форме 3 лица, мн. числа настоящего времени.
Как ухаживать за цветком гибискус?
Содержите цветок в хорошо освещенных помещениях с ярким солнечным светом.
Летом постоянно поливайте гибискус.
Зимой полив сократите, но не допускайте пересыхания.
С весны и до осени гибискус подкармливайте минеральными удобрениями, смешивая их с коровьим навозом, один раз в неделю.
Физкультпауза
Упражнения, способствующие релаксации:
- Сядьте удобнее.
- Расслабьтесь.
- Закройте глаза.
- Представьте горный водопад.
- Попытайтесь услышать звуки природы.
- Какие предложения по составу грамматической основы были использованы мною для проведения физкультпаузы?
Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите вид односоставных предложений. Спишите, заменяя безличные предложения определенно-личными. Какую форму глагола-сказуемого вы употребите?
1. Каждый день нужно проверять температуру воды и поддерживать именно ту температуру, которая требуется для того или иного вида рыб.
2. Воду необходимо аэрировать и фильтровать. Для этого существует специальное оборудование.
3. На состояние воды влияет не только ее чистота, но и состав, который во многом зависит от живых аквариумных растений. Для полноценного роста и фотосинтеза водным растениям необходим свет, который, впрочем, нужен и рыбкам. Поэтому время от времени и в зависимости от продолжительности светового дня нужно включать подсветку аквариума.
4. «Плохой» могут сделать воду некачественные аксессуары для аквариума, изготовленные из пластика, и табачный дым. Так что не следует экономить на дешевых украшательствах и курить вблизи аквариума.
5. Необходимо периодически подливать в аквариум свежую воду и периодически чистить сам аквариум.
3. Самостоятельная работа.
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.
Восстановите порядок правильных действий при приготовлении.
"Как приготовить борщ"
1 вариант.
Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.
1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель
2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.
3.Налейте воды в кастрюлю.
4. Ждите пока свариться суп.
5. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.
IV. Домашнее задание.Составить рецепт и инструкцию приготовления салата «сельдь под шубой»
Рефлексия.
- Что повторили на уроке?
- Чему учились?
- Чему научились?
- Где могут быть применены знания, полученные на уроке?
- Какие односоставные предложения могут быть использованы в инструкции?