СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по родному языку и литературе для 1 курса на тему : "Имя числительное".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по родному языку и литературе для 1 курса на тему : "Имя числительное".»

Тем: Имя числительное.

Цели:

  1. познакомить учащихся с особенностями имени числительного как части речи, спецификой грамматических норм склонения имени числительного; проанализировать причины ошибок в употреблении имён числительных;

  2. совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся;

  3. воспитывать настойчивость в овладении грамматикой русского языка.


Оборудование: учебник, учебные тексты.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают нормы употребления имени числительного (виды числительных, склонение числительных); правильно употребляют в речи и склоняют числительные для обозначения количества предметов, порядка их при счёте; владеют орфографическими нормами русского литературного языка.


Ход урока

І. Организационный этап

ІІ. Актуализация опорных знаний

Беседа

- Чём отличаются числа от имён числительных?

- В чём состоят особенности склонения числительных в письменной и устной речи?

- Где можно услышать соответствующее языковой норме употребление числительных в устной речи?


III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Проблема грамматической нормы в речи современного человека — это проблема не только культуры речи, но и общей культуры человека. А в последнее время она всё чаще связывается с понятием «экология языка». Необычайно пониженный уровень культуры речи у многих наших современников стал следствием почти повсеместного пренебрежения грамматическими нормами словоупотребления в обществе, в том числе и в деловых документах. Наблюдения над современной речевой практикой показывают, что немалое количество ошибок встречается при употреблении имён числительных, причём особую трудность представляют собою падежные формы и лексическая сочетаемость числительных с другими частями речи в тексте.


IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Сложности в употреблении числительных «начинаются с нуля». Как следует называть эту цифру: нуль или ноль? Форма нуль сейчас считается устаревшей, хотя и допускается в сочетании абсолютный нуль. Принято говорить: ноль целых и пять десятых, ноль часов ноль минут, счёт матча ноль — ноль.

Гораздо сложней оказывается склонять составные количественные числительные, например: 456 789. Прежде всего, надо помнить простое правило. При склонении составных количественных числительных следует изменять каждую часть.

Вряд ли нам придётся часто использовать в устной речи такие числительные, но ошибки возникают и при употреблении более простых форм. Чрезвычайно распространённая в разговорной речи ошибка перенесена сейчас и в эфир: слово пара применимо лишь к тем предметам, которые существуют в парном виде: пара глаз, пара ног, пара ботинок, но ни в коем случае не пара лет, пара домов. Объясняется этот грустный факт достаточно просто: незнанием особенностей склонения имён числительных. А между тем имя числительное — самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов. По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место.

Помните: в устной речи числительные необходимо склонять!

Числительное один согласуется с существительным в роде и падеже и склоняется, как прилагательное: один день, одного дня, одному дню. Числительные два (две), три, четыре имеют особые формы: два, три, четыре; двух, трёх, четырёх; двумя, тремя, четырьмя; о двух, о трёх, о четырёх. Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительное кость 3-го склонения. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении образуют две формы: в именительном и винительном падеже — сорок, девяносто, сто, а в остальных падежах — сорока, девяноста, ста. При склонении сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяется каждая часть слова. При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово в отдельности. А каждое из этих слов склоняется по своим правилам: семьсот двадцать пять, семисот двадцати пяти, семистам двадцати пяти. Это правило часто нарушается, особенно в разговорной устной речи. Но любому культурному человеку необходимо научиться правильно склонять числительные.

Порядковые числительные похожи на прилагательные; они, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Сравните: четвёртый — новый, четвёртого — нового, четвёртому — новому, четвёртым — новым, (о) четвёртом — новом. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.


2. Ознакомление с теоретическим материалом по теме урока

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

ŠŠ Запишите, заменяя цифры словами.

К 472 гектарам, с 287 экскурсантами, из 596 страниц, с 728 пассажирами, в 1995 году, в 220 вольт, с 411 тоннами, 16 пар, от 25 городов, до 30 градусов, из 1800 участников, среди 962 учащихся, у 245 студентов.


2. Выполнение упражнений, направленных на повышение речевой культуры

  • Прочитайте вслух текст из книги известного учёного-филолога М. Л. Гаспарова «Занимательная Греция». Произносите числительные в нужном падеже.

Окружность земного шара впервые измерил древнегреческий философ Эратосфен, живший на юге Египта, в городе Сиене. Сиена лежала как раз на Северном тропике: раз в году, 22 июня, солнце в полдень стояло там в зените и предметы не отбрасывали тени. (Путешественники нарочно приезжали в Сиену посмотреть на такую диковину.) Этим и воспользовался Эратосфен. Александрия была севернее, там от предметов в этот день падали тени. Эратосфен измерил, под каким углом они падают. Получилось семь с лишним градусов — одна пятидесятая часть окружности. Следовательно, заключил Эратосфен, расстояние по суше между Сеной и Александрией равняется одной пятидесятой части всей окружности земного шара. Расстояние это у египтян считалось равным 5 тысячам стадиев, то есть 800 километрам.

Точно это или не точно? 2000 лет спустя, накануне Французской революции, французские астрономы сделали такое же измерение у себя во Франции и получили окружность Земли ровно в 40 тысяч километров. (Говорю «ровно», потому что именно от этого измерения пошла наша нынешняя единица «метр»: она равна одной сорокамиллионной Парижского меридиана.) Точность Эратосфенова измерения изумительна. Это одна из самых славных побед античной науки.

ŠŠ

Задание.

Составьте план текста, а затем по плану перескажите его. Проверьте, правильно ли вы употребили в своём тексте числительные. Устно укажите разряд каждого числительного по составу и по значению.

ŠŠ

  • Прочитайте текст вслух, представив себя ведущим телепередачи «Очевидное — невероятное». Определите, какой это текст — художественный, научный или научно-популярный

Загадка Атлантиды волнует человечество вот уже десять тысяч лет. Впервые об Атлантиде и об очень древней цивилизации атлантов рассказал античный философ Платон в своих знаменитых «Диалогах». Атлантида находилась якобы к западу от Геркулесовых столпов (пролива Гибралтар), в Атлантическом океане. Материк погиб более девяти тысяч лет назад в результате сильнейших землетрясений и наводнений. Платон сообщал, что источником ему послужили работы афинского учёного по имени Солон, который, в свою очередь, получил сведения об исчезнувшем материке во время поездки в Египет около 600 года до н. э., беседуя со жрецами и исследуя архивы. За миллионы лет своего существования Атлантида пережила четыре катастрофы, после каждой из которых материк уменьшался и дробился. За 90–100 веков до н. э. Атлантида погибла, погрузившись в пучину вод.

Платон описал столицу последнего царства Атлантиды — Город Золотых Врат — круглую, как диск Солнца, которому поклонялись атланты. Равнина, окружавшая столицу с трёх сторон, была преобразована людьми в гладкий правильный прямоугольник длиной 555 километров и шириной 370 километров. Вокруг равнины по периметру был выкопан ров глубиной 32 метра, шириной 85 метров, длина его равнялась 1850 километрам. Вся территория равнины была пересечена с севера на юг 289 каналами, ширина каждого из которых была 30 метров, а длина — 370 метров. В стране были развиты письменность, наука, техника, искусство. В продолжение многих поколений это была страна богатства, изобилия и справедливости. (213 слов) (По Н. Н. Глазковой и В. Е. Ланда)

Задание.

Перепишите, подчёркивая «ошибкоопасные» места, ту часть текста, где говорится о столице Атлантиды. Числительные записывайте словами. Над числительными надпишите разряд по значению и по составу.


3. «Тренинг начинающего редактора»

ŠŠ Исправьте ошибки в употреблении числительных. Отредактированный вариант запишите.

1) В Москве более восемьсот уличных часов. 2) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь. Некоторые деревья достигали почти сорок метров. 3) В древнегреческом языке словом стадион чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим футам, иначе — сто двадцать пяти шагам, или расстоянию, которое человек проходит за две минуты. 4) Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. 5) Интересно, что банан достигает высоты шесть-семь метров, а бамбук — сорок метров. 6) Сосны живут до триста пятидесяти — четыреста лет и достигают тридцать — сорок пять метров высоты. 7) Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз, а современные световые микроскопы — до три тысячи шестьсот раз.


4. «Это интересно!»

  • Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок — сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Н. М. Шанский. Краткий этимологический словарь)

  • В глубокой древности люди считали по пальцам рук. Было время, когда счёт достигал только четырёх — по числу протянутых четырёх пальцев рук. Потом возник счёт пятёрками. С развитием хозяйственной и культурной жизни счёт совершенствовался. Возник наконец и современный счёт — десятками.

  • Наши русские числительные первоначально были существительными или прилагательными. Так, например, слово пять означало примерно то же, что и пятёрка или пятерня, то есть имело значение предмета. Впоследствии это значение у большинства счётных слов перестало осознаваться, и они утратили признаки числа и рода. Так возникала новая часть речи.(По В. Добромыслову)


5. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Выполнение интерактивного упражнения

«Закончи предложение»

  • Имя числительное — это… .

  • Общее грамматическое значение числительного — … .

  • Количественные числительные изменяются только по… , не имеют… .

  • Слова один, два имеют… .

  • Порядковые числительные изменяются… .

  • В предложении количественные числительные могут быть… членами предложения, порядковые обычно бывают…, реже — … .


2. Заключительное слово учителя

— Включённая в словесный текст, цифра подчиняется законам, на основе которых формируется целостность словесного текста. «Увидев цифру в тексте, мы всегда мысленно произносим её в именительном падеже и лишь при дальнейшем продвижении по тексту понимаем, что падеж надо изменить. Приходится останавливаться, возвращаться к началу фразы — процесс восприятия замедляется и усложняется, тем более что склонение многозначных числительных — камень преткновения для многих, даже для опытных дикторов». Несмотря на то, что в устной речи существует явная тенденция к упрощению склонения числительных, правила письменной речи пока остаются неизменными. Практическая рекомендация в этом случае очевидна: надо так построить фразу, чтобы числовое значение входило в нее в именительном падеже. Итак, правильное употребление имён числительных в любом контексте есть показатель речевой общей культуры человека, как неотъемлемая часть знания русского языка.


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.