СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки».

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку.»

ГАПОУ «Арский педагогический колледж им. Г.Тукая»











План-конспект


урока_________________________________________

в _________классе в «АНОШ № 3 – детский сад»

студентки ________ курса группы __________


________________________________________________________

Ф.И.О.












Допуск к проведению:


Учитель школы:


___________/____________________/

Ф.И.О.


Методист:


__________/ ____________________/

Ф.И.О.




Дата проведения урока:______________


Оценка за урок: _____________________


Учитель школы:

____________/______________________/

Ф.И.О.

Методист:

____________/ ______________________/

Ф.И.О.



Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: организация деятельности учащихся по ознакомлению и первоначальному закреплению представления о твёрдых и мягких согласных звуках.

Задачи урока:

Дидактические:

- способствовать формированию лексического запаса языка;

-формировать умение писать слова с твёрдыми и мягкими согласными звуками;

- формировать умение находить слова с твёрдыми и мягкими согласными звуками.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы;

- развивать познавательную активность детей при изучении твёрдых и мягких согласных звуков;

- способствовать развитию оценочной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения при изучении твёрдых и мягких согласных звуков;

- воспитывать любовь к русскому языку;

- воспитывать потребность к объективному самооцениванию.

Планируемые результаты:

личностные: осознают важность доброжелательного общения друг с другом во время работы в группе, паре; осознают важность знания правильного написания твёрдых и мягких согласных звуков; объективно оценивают свои достижения на уроке;

метапредметные:

коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя, формируют навыки речевых действий; участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах;

познавательные: осознают познавательную задачу; читают, извлекая нужную информацию из предложений при нахождении слов, которые пишутся с твердыми или мягкими согласными звуками;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачами; контролируют и оценивают свои действия;

предметные: умеют правильно писать слова с твёрдыми и мягкими согласными звуками; умеют находить в тексте слова с твёрдыми и мягкими согласными звуками; закрепляют знания о твёрдых и мягких согласных звуках.

Организация пространства:

- ресурсы: УМК «Начальная школа 21 века», учебник «Русский язык», 1 класс, 2 часть, Иванов С.В., Евдокимова А.О., электронное приложение, раздаточный материал.

- формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Структура урока

  1. Организационный этап

- приветствие, знакомство;

-Здравствуйте, ребята, сегодняшний урок русского языка проведу у вас я – ____________

- эмоциональный настрой к уроку;

- Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что этот день принесет вам только радость. Сядьте удобно.

(дидактический материал: презентация (слайд 1))

-Начать наш урок я предлагаю с пословицы.

«Мир освещается солнцем, а человек знанием».

-Ребята, что же оно значит? (Благодаря знаниям познаешь всё о жизни, о Земле, о людях. Можно стать хорошим специалистом. Много знающий человек ни где не пропадет.)

-Да, ребята, я согласна с вашими ответами. Чем образованнее человек, тем он интереснее окружающим его людям. С образованным человеком интересно общаться. Человеку нужны знания также, как и миру солнце.

- проверка готовности к уроку.

-Проверьте, пожалуйста, своё рабочее место. Все готовы? Сядьте красиво, выпрямите спинки.

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

- Вспомним правила. Я начну, а вы продолжаете.

Один говорит… (а все остальные слушают)

Ответить хочешь… (подними руку)

- Сейчас проведем минутку чистописания. Но для начала давайте вспомним правило правильной посадки.

- Покажите мне как нужно правильно сидеть? Молодцы! Сидим ровно, спинку держим ровно, не сутулимся.

- Посмотрите на доску. Что вы здесь видите? Да, разные слова. Давайте все вместе прочитаем их. Ель, апрель, капель. Ребята, как вы думаете, какая буква повторяется в каждом слове? Верно, буква Е. Значит, какую букву мы будем писать? Давайте запишем заглавную и строчную букву Ее. Но перед тем как начать писать, давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Повторяйте за мной.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять

Пять, четыре, три, два, раз

В домик спрятались опять!

- Молодцы! Ребята, теперь давайте откроем тетради, запишем число (Одиннадцатое апреля) и классная работа. Сидим прямо, не сгибаясь. Тетрадь ставим под наклоном. Правильно держим ручки.

Рассмотрите образец написания буквы Е. Из скольких элементов состоит буква?

Ставим точку чуть выше строчной линий. Справа налево проводим полуовальную линию, отклоняясь вправо. Затем пишем влево полуовальную линию, пересекаем верхнюю линию рабочей строки. Закругляем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки.

-чтобы написать строчную букву е. Начинаем писать ниже середины рабочей строки. Снизу вверх ведём плавную линию, отклоняясь вправо (как верёвочка повисла). Не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем влево, коснувшись её. Опускаем вниз прямую. Не дойдя немного до нижней линейки, прописываем закругление вправо, коснувшись её.

-Теперь давайте запишем слог ео. Хорошо, а теперь запишите пословицу, с которой мы познакомились в начале урока. (Мир освещается солнцем, а человек знанием)

- Если закончили, отложите ручки и сядьте красиво.

-Ребята, я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том. Произнесите каждое имя. Что заметили? (звучат по разному) Одинаковые или разные звуки в этих именах? (разные) Верно, разные. А какими звуками они отличаются? (т и ть) Назовите первый звук имени Тим. (ть) А какой звук в имени Том? (т) Верно, первые звуки разные, хоть и сами волшебники совсем не похожи друг на друга. А как вы думаете, можно ли перепутать твёрдоб этом поговорим, чтобы мы с вами не путали твёрдые и мягкие согласные звуки.

Целеполагание.

- Значит, какая цель сегодняшнего урока? Что мы сегодня узнаем? Научимся правильно писать твёрдые и мягкие согласные звуки» Итак, исходя из цели, какая будет тема нашего урока? Наша тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

IV. Организация познавательной деятельности

1. Определение последовательности действий на уроке

- Чтобы добиться нашей цели, нам нужно определить последовательность действий на уроке, то есть то, чем мы будем заниматься на уроке. Вам нужно соединить начало и конец предложений. Обсудите в парах. Как мы работаем в парах? Правильно, дружно и сообща. Если закончили, соедините ладошки в парах. Давайте проверим.

1. Узнаем, какие есть твёрдые и мягкие согласные звуки.

2. Научимся находить слова в тексте с твёрдым и мягким согласным звуком.

- У вас на партах лежат желтые листочки, это ваши листы самооценивания. В течение урока мы будем возвращаться к ним и оценивать нашу деятельность. Если вам было все понятно, ставите «+». Если есть вопросы, ставите знак «?». А пока что отложите их в сторону.

2. Поиск решения («открытие» нового знания).

-Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Твёрдый – мягкий». На экране вы можете увидеть гласные звуки, но они перемешались. Нужно правильно распределить их в 2 столбика. 1)которые придают твёрдость предшествующему согласному. 2)которые придают мягкость предшествующему согласному. Чтобы это сделать, давайте разделимся на 2 команды. Каждой команде я раздам лист с согласными звуками, чтобы через слоги, вы узнали мягкий или твёрдый ли эта гласная. Вам нужно будет узнать, какой из этих гласных твёрдый, а какой мягкий. Всем понятно? Хорошо.

Е, ё, ю, я, и, а, о, у, ы, э.

1 команда: л, м

2 команда: н, п

-Хорошо, вижу, обе команды закончили, давайте проверим ваши ответы. 1 команда, какие мягкие согласные звуки у вас получились? Хорошо, 2 команда у вас также? Молодцы. 2 команда, а какие твёрдые согласные звуки у вас получились? 1 команда у вас также? Хорошо. Вот мы с вами и разделили эти гласные звуки на 2 команды. Команда Тима, какой столбик? Да, 1. А команда Тома 2.

Е, ё, ю, я, и.

А, о, у, ы, э.

-Хорошо, вот мы с вами и узнали, какие согласные звуки всегда придают мягкость предшествующим согласным звукам, а какие твёрдость. Давайте проверим, всё ли правильно мы с вами сказали. Для этого, откройте ваши учебники на странице 82, там есть правило, давайте её прочитаем. Значит, всё ли правильно мы сказали? Отлично.

-Теперь, возьмите свои листы самооценивания и прочитайте 1 пункт. Мы с вами узнали, какие есть твёрдые и мягкие согласные звуки? Если вы всё запомнили и вам всё было понятно, то поставьте знак + рядом с первым пунктом, а если у вас остались вопросы, то поставьте знак ?. Хорошо, а теперь отложите свои листы на край парты, чтобы они вам не мешали.

-Ребята, давайте мы с вами попробуем сделать транскрипцию слов, которые вы можете увидеть на экране. Чем же они здесь отличаются друг от друга.

(Сосна, лыжня)

-Итак, в первом слове какой звук? (твёрдый) Верно, твёрдый.

[сосна]

-Значит, в транскрипции твёрдые звуки мы никак не выделяем, а теперь давайте посмотрим на второе слово. Какой здесь звук? (мягкий) Да, тут мягкий согласный звук я.

[лыжн,а]

-Значит, как мы показываем мягкий согласный звук в транскрипции? Верно, ставим запятую на правый верхний угол буквы. Хорошо.

3. Первичное закрепление.

-Ребята, давайте мы с вами поработаем в парах. Каждой паре я раздам лист, где написаны слова. Вам нужно написать транскрипцию этих слов. Это парная работа, а как мы работаем в парах? (дружно, сообща и слушаем мнение каждого)

(лук, ряд, мыл, рад)

[лук], [р,ад], [мыл], [рад]

-Хорошо, вижу, вы все закончили, давайте проверим ваши ответы, сравните их с ответами на доске.

(вместе с детьми проговариваем каждую букву)

-Какая пара сделала без ошибок? Молодцы. У кого были ошибки, мы с вами сегодня ещё повторим эту тему, тогда вы всё запомните и больше не сделаете ошибок.

Физкультминутка

- Я вижу, что вы немножко устали, давайте все встанем и сделаем физкультминутку. Но она необычная. Сейчас я буду говорить вам разные слова, и если в этих словах есть мягкий согласный звук, то поднимите руки вверх, но если в этих словах твёрдый согласный звук, то руки в стороны.

(ель, ворона, ёлка, сосна, стол, яблоко, икра)

-Хорошо, теперь осторожно садитесь на свои места, продолжим нашу работу.

4. Включение нового знания в систему знаний

-Ребята, давайте мы с вами теперь поработаем в группах. Для этого, для каждой группы я раздам карточки, где написан небольшой текст. Вам нужно найти слова с твёрдым или мягким согласным гласным и подчеркнуть эти слова. Если в слове есть мягкий согласный звук, то подчеркните одной чертой, но если твёрдый согласный звук, то двумя чертами. Работаем мы группе, слушаем мнение каждого. Обратите внимание, что в слове может быть и мягкий и твёрдый согласный звук, эти слова возьмите в скобки. На выполнение этого задания вам даётся 2 минуты. Время можете увидеть на экране.

(Скоро (наступит) (декабрь). Это (первый) (месяц) (зимы). (Ребята) очень ждут это (время). (Ваня) и (Лена) (приготовили) (коньки). (Катя) и (Миша) (достали) (лыжи). У (Стёпы) (новые) (сани). А вы (ждёте) (зиму?))

-Итак, время вышло, давайте проверим ваши ответы. Какие слова вы подчеркнули одной чертой? (очень) Всё верно, а какие мягкие согласные звуки вы тут нашли? (е,) Какие слова вы подчеркнули двумя чертами? (скоро, это, ждут, вы) Верно, какие согласные гласные вы тут нашли? (о, у, ы) Всё правильно. Давайте теперь проговорим остальные слова. Я буду говорить вам слова и по очереди называть звуки. Вам нужно будет, если услышите мягкие звуки поднять обе руки, а если твёрдые звуки, то просто сидеть. Договорились? Хорошо, давайте начнём. (наступит, декабрь, первый, месяц, зимы, ребята, время, Ваня, Лена, приготовили, коньки, Катя, Миша, достали, лыжи, Стёпы, новые, сани, ждёте, зиму)

-Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Теперь возьмите ваши листы самооценивания. Прочитайте второй пункт. Мы с вами научились находить твёрдые и мягкие согласные звуки? Если вы всё запомнили и вам всё было понятно, то поставьте знак + рядом с первым пунктом, а если у вас остались вопросы, то поставьте знак ?. Хорошо, а теперь отложите свои листы на край парты, чтобы они вам не мешали.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.

-Хорошо, мы с вами уже сделали очень много примеров по нахождению твёрдых и мягких согласных звуков, теперь я предлагаю вам сделать небольшую самостоятельную работу. Каждому из вас я раздам лист, где написаны слова. Вам нужно будет, как и в предыдущей работе найти мягкие и согласные звуки и подчеркнуть их 1 чертой, если это мягкий звук. 2мя чертами, если твёрдый.

( Альбом, мальчик, бульвар, букварь, шмель, ель)

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока.

- Какая была наша цель? Мы достигли её?

- Мы с вами получили знания и теперь можем их применять в дальнейшем, у нас не возникнут трудности. Согласны?

- Все ли этапы мы выполнили?

-С какой пословицей мы познакомились в начале урока? «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Вот и мы с вами получили новые знания и мир стал еще ярче!

Самооценка учениками собственной учебной деятельности

- Оцените вашу деятельность на уроке. У вас на столе лежат смайлики, весёлые и грустные. Кому понравилось сегодня работать на уроке, поднимите весёлый, а если кому что-то было не понятно и трудно, то грустный. А также продолжите эти предложения, которые вы видите на экране.

- Посмотрите на экран, вам нужно закончить предложения.

Мне было интересно…

Я научился(ась)…

Я узнал(а)…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Выставление отметок.

- Ребята, я считаю, что урок мы провели продуктивно. Мне понравилась деятельность вашего класса в целом. Особенно мне понравилась работа - …

VI. Домашнее задание

-