План-конспект урока русского языка в 7 классе
Тема: Русский язык – язык межнационального общения.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели:
Личностные: Воспитание уважения к русскому языку, формирование гражданской идентичности и толерантного отношения к другим культурам и народам.
Метапредметные:
Познавательные: Развитие умения работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, аудио-, видеоряд), формулировать выводы.
Коммуникативные: Формирование навыков сотрудничества, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные: Умение ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самооценку.
Предметные:
Знать: Функции русского языка как государственного языка РФ и языка межнационального общения; понимать его роль в жизни народов России и мира.
Понимать: Значение понятий «государственный язык», «мировой язык», «язык межнационального общения».
Уметь: Аргументированно доказывать тезис о роли русского языка, строить связное монологическое высказывание на предложенную тему.
Оборудование:
ПК/ноутбук, проектор, экран или интерактивная доска.
Презентация (слайды с ключевыми определениями, статистикой, цитатами, картами).
Ход урока:
1. Организационный момент (1-2 мин)
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Создание положительного эмоционального настроя.
2. Мотивация (Создание проблемной ситуации). Этап «Вызов» (5-7 мин)
Учитель: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения (или включить короткое видео с речью на русском языке представителя другой страны на международном форуме).
Вариант: На слайде появляется цитата: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К.Г. Паустовский).
Беседа с классом:
Как вы понимаете эти слова?
На каком языке общаются люди разных национальностей в нашей стране?
Представьте, что в ваш класс пришел новый ученик, который плохо говорит по-русски. Как вы будете с ним общаться?
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Формулирование темы и целей урока учащимися.
Учитель подводит итог беседы и четко объявляет тему: «Сегодня мы поговорим о великой миссии русского языка – быть мостом между разными народами. Тема нашего урока: «Русский язык – язык межнационального общения». Давайте вместе определим, что мы должны узнать и понять к концу занятия».
Цели записываются на доске.
3. Актуализация опорных знаний (3-4 мин)
Вопросы классу:
Что такое «государственный язык»? (Язык, закрепленный конституцией страны для использования в официальном делопроизводстве).
Какие функции он выполняет? (Объединяющую, идентифицирующую нацию).
Назовите государственный язык Российской Федерации. (Русский язык).
4. Открытие нового знания. Этап «Осмысление» (15 мин)
Часть 1: Работа с понятиями (фронтально)
На слайдах или доске появляются определения:
Язык межнационального общения – язык, который служит средством коммуникации между людьми разных национальностей в пределах одной страны.
Мировой язык – язык, использующийся в международном общении (дипломатия, наука, культура, туризм).
Учитель объясняет, что русский язык обладает статусом и того, и другого.
Часть 2: Работа в группах с текстом (исследовательская деятельность)
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточку с текстом и заданием.
Группа 1: Текст о роли русского языка в многонациональной России (по данным переписи, более 190 народов). Задание: Выписать ключевые факты, доказывающие, что русский язык объединяет народы РФ.
Группа 2: Текст о русском языке в международных организациях (ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ) и в странах СНГ. Задание: Найти информацию, подтверждающую статус русского языка как мирового.
Группа 3: Текст о русском языке в науке, культуре и искусстве (цитаты о важности русского языка для мировой литературы, имена великих ученых, чьи труды написаны на русском). Задание: Объяснить, почему многие иностранцы изучают русский язык.
Время на работу: 7-8 минут.
Выступление спикеров от каждой группы: По 1-2 минуты. Учитель дополняет выступления, показывает на карте страны, где русский язык широко распространен.
5. Первичное закрепление материала. Этап «Рефлексия» (7-8 мин)
Задание: Заполнить кластер (интеллект-карту) на доске всем классом.
В центре: «Русский язык – язык межнационального общения».
Ветви: «В России», «В мире», «В науке», «В культуре», «В международных отношениях».
Учащиеся предлагают варианты, учитель записывает.
Дискуссионный вопрос: Как вы думаете, почему именно русский язык приобрел такое важное значение? (Исторические, культурные, политические причины).
6. Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин)
Прием «Незаконченное предложение»:
На слайде или доске:
«Сегодня на уроке я узнал(а), что…»
«Меня удивило…»
«Я понял(а), что роль русского языка…»
Несколько учеников по желанию завершают предложения.
7. Информация о домашнем задании (2 мин)
На выбор (дифференцированное задание):
Творческое: Написать мини-сочинение-рассуждение на тему: «Почему русский язык называют языком межнационального общения?» (использовать аргументы с урока).
Исследовательское: Подготовить небольшое сообщение (5-7 предложений) о том, как русский язык используется в одной из стран ближнего зарубежья (Украина, Беларусь, Казахстан и т.д.).
Общеобразовательное: Учебник: прочитать параграф, составить 3 тезиса, раскрывающие тему урока.
Приложения (примеры для раздаточного материала):
Карточка для Группы 1:
Текст: «Россия – многонациональное государство. В ней проживает более 190 народов, каждый из которых имеет свой уникальный язык и культуру. Для того чтобы люди могли понимать друг друга, вести общие дела, учиться и работать вместе, нужен единый язык общения. Таким языком в России является русский. Он является государственным языком и объединяет всех жителей страны, независимо от их национальности».
Задание: Назовите не менее двух причин, почему русский язык является объединяющим для народов России.
Карточка для Группы 2:
Текст: «Русский язык является одним из шести официальных языков Организации Объединенных Наций (ООН). На нем готовятся все официальные документы, ведутся заседания. Это означает его признание на мировом уровне. Кроме того, русский язык остается важным средством общения в странах Содружества Независимых Государств (СНГ), где его часто называют языком «межнационального общения».
Задание: Где и почему русский язык используется как официальный международный язык?
Карточка для Группы 3:
Текст: «Мировую известность получили русская литература, музыка, балет и наука. Читая в оригинале Толстого, Достоевского, Чехова, иностранцы приобщаются к богатству русской культуры. Труды российских ученых – Менделеева, Ломоносова, Королева – переведены на многие языки, но первоначально были написаны на русском. Это привлекает многих людей к изучению русского языка по всему миру».
Задание: Приведите примеры, как русский язык способствует распространению достижений нашей культуры и науки в мире.