План-конспект урока
по русскому языку 2 класс
Тема урока: «Правописание безударных гласных»
Тема урока: Правописание безударных гласных.
Цели урока: совершенствовать умение применять на практике правило правописания безударных гласных; развивать навыки грамотной устной и письменной речи; учить работать в парах; воспитывать любовь к слову через произведения устного народного творчества.
Оборудование: презентационное оборудование, слайдовая презентация, тетрадь «Русский язык.2 класс. Карточки заданий».Саратов: Лицей, 2007.
Ход урока: 1. Оргмомент
2. Постановка цели урока
- Сегодня у нас немного необычный урок. Мы отправимся с вами в сказочное путешествие. Для того, чтобы стать путешественниками, вы должны быть старательными, внимательными и очень активными. Вы готовы? Тогда покажите это своей мимикой. Итак, мы отправляемся.
- Ребята, как и во многих сказках мы оказались с вами на распутье. Прочитайте, что здесь написано.
1 слайд. …Направо мы пойдём –
К словам с безударной гласной придём.
Прямо мы пойдём –
В гости к парным согласным зайдём.
Налево пойдём –
С непроизносимыми согласными
урок проведём.
- Ребята, в какую же сторону мы пойдём? (Направо). А почему именно направо? (Уже познакомились с безударными гласными).
- Верно, с безударными гласными мы знакомы. Чтобы до них добраться, нужно ответить на вопросы.
2 слайд 1. Какие гласные называются безударными?
2. Как нужно проверять безударные гласные?
3. Какими могут быть проверочные слова?
- Вы правильно ответили. Таким образом, цель нашего урока - совершенствовать применение на практике правила правописания безударных гласных.
3. Минутка чистописания: - Ребята, мы в гостях у безударных гласных. Они вышли к нам навстречу. Вы их должны угадать, вставив в слова с пропущенными буквами. Прочитаем, что здесь написано.
3 слайд. Дуб з…лёный над х...лмом,
А под дубом ст…ит дом,
В доме буковки ж…вут,
Нас к себе они з…вут.
- Назовите буквы, которые нужно писать в этих словах. (Дети называют буквы и проверочные слова. В тетрадях по мере ответов детей появляются записи еее ооо иии ааа яяя).
- Нет ли ещё слов с безударной гласной о? Подумайте, все ли буквы вышли к вам навстречу.
Приведите примеры с безударными гласными а, я.
- Теперь всё у нас в порядке: все безударные гласные в тетрадке.
- На следующей строке запишем предложение. Дети, прочитаем его вместе.
Друзья познаются в беде.
- Что это такое? (Пословица)
- Как вы понимаете её смысл?
- К какой из прочитанных нами сказок можно отнести эту пословицу? («Петушок и бобовое зёрнышко»)
- Запишите это предложение.
- Найдите в пословице слова с безударными гласными. Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв (познаются - 9 б. 10 з.). Укажите количество звуков и букв в слове друзья. (6 б. 6 з)
4. Словарная работа:
- Предлагаю выйти к доске тому, кому словарные слова поддаются неохотно.
1) Рано утром встаёт, детям спать не даёт (петух).
2) Ребёнок мужского пола (мальчик).
3) В гору бегом, а с горы кувырком (заяц).
4) Без рук, а рисует, без зубов, а кусает (мороз.)
5) Кто всю зиму лапу сосёт? (медведь).
(В тетрадях запись: Петух, мальчик, заяц, мороз, медведь – 2 сл., 7 б., 6 з., 2 гл., 4 согл.).
Ребята, проведите небольшое исследование и скажите:
- Что можно сказать о словарных словах по теме нашего урока? ( В них тоже есть безударные гласные, но проверить их нельзя, их нужно запомнить).
- А можете ли вы сказать, почему именно эти слова я взяла для словарной работы? (Это герои русских народных сказок). Назовите их.
- А какое слово будет лишнее? (Мороз) Почему? (Неодушевлённый предмет).
5. Физминутка :
Маша шла, шла, шла.
Пирожок нашла.
Села, поела и опять пошла.
Маша встала на носок, а потом на пятку.
Стала « русского» плясать, а потом вприсядку.
6. Работа по теме урока:
Работа по учебнику:
- Откройте учебники стр. 102. Запишем: упражнение № 124.
- Прочитайте задание. Укажите карандашом конец предложений. Почему везде нужно поставить точки?
- Что ещё необходимо сделать в упражнении?
-Запишем первые два предложения с комментированием на доске. Определите грамматическую основу в этих предложениях.
- Из какой сказки взят этот отрывок? («Гуси – лебеди»)
7. Самостоятельная работа в тетрадях «Русский язык. 2класс. Карточки заданий.» - Саратов: Лицей, 2007.
- Ребята, безударные гласные приготовили для вас испытание. Откройте тетради на стр. 83. Прочитайте 1 задание: Выпишите слова с безударной гласной а.
Взаимопроверка (работа в парах):- А сейчас поменялись тетрадями, взяли карандаши, проверяем. Вы должны были выписать слова:
4 слайд. - Врачи, глаза, враги, трава, жара. Поставили оценки. Назовите проверочные слова. Вернули тетради.
- Поднимите руки, у кого нет ошибок, 1 ошибка, 2 ошибки. Большинство детей научились пользоваться правилом проверки безударных гласных. Молодцы!
- Ещё раз скажите, как звучит это правило.
Пальчиковая гимнастика:
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
8. Самостоятельная работа :
- И ещё одно задание от безударных гласных.
- Выберите себе столбик слов по своей силе и запишите их.
5 слайд.
Запишите слова с безударными гласными по образцу: снега – снег. л(е, и)жит б(е, и)жит б(о, а)бовое | Выпишите слова с безударной гласной о, напишите к ним проверочные. в(о, а)да в(е, и)дро х(о, а)дили | Запишите слова в алфавитном порядке, напишите 3 слова на это правило. ун(е, и)сли с(а, о)довые р(е, и)ка |
Самопроверка: поднимите руки, кто написал 1 столбик. Прочитайте. Кто второй, третий столбик. (Дети читают с объяснением).
- Из каких сказок взяты эти слова? («Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Гуси – лебеди»).
9. Подведение итогов :
- Вот и заканчивается наше путешествие. Прочитаем вместе предложение.
6 слайд. - У хорошей сказки счастливая развязка.
- Как вы понимаете это выражение? (В сказках всё хорошо заканчивается).
- В нашем путешествии тоже всё хорошо заканчивается. Сегодня мы совершенствовались в проверке безударных гласных. - Скажем стихами это правило.
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
10. Рефлексия:
- Что запомнилось интересного, необычного? Подумайте, как вы сегодня работали на уроке. Оцените себя. Что у нас получилось? Над чем ещё необходимо поработать? Мне бы хотелось отметить следующих учеников…
Если вам понравился урок, улыбнитесь, покажите своей мимикой.
Уроку русского языка конец,
А кто работал – молодец.
7 слайд. Молодцы!
Запишем в дневник домашнее задание – с. 103, упр. 125.