Урок русского языка в 6 классе
Учитель: Гончаренко Л.К.
МБОУ «Петровская школа №2»
Республика Крым
Тема: Буквы О//А в корнях с чередованием (гор //гар, зор //зар, раст / ращ / рос)
Цели урока:
Обучающие:
Познакомиться с правилом написания гласных о и а в корне –гор-гар.
Уметь находить и правильно писать слова с данными корнями.
Развивающие:
Развивать орфографическую зоркость и логическое мышление.
Учиться анализировать, высказывать свои предположения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к богатству русского языка.
В ходе урока учащиеся должны
знать: условия выбора о - а в корне гор // гар, зор //зар, раст-// ращ //-рос,
условия написания известных корней с чередующимися гласными;
уметь: применять полученные знания на практике;
научиться: правильно выбирать гласную в корне гор //гар, зор // зар, раст / ращ //рос; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: урок - сказка
Оборудование: проектор, таблицы Т.Я.Фроловой, сигнальные карточки, учебник «Русский язык» 6 класс ч.1 под редакцией Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской, А.Г.Нарушевич
Ход урока
1.Организационный этап.
Приветствие учащихся. Организация внимания школьников. Раскрытие общих целей урока.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой темой «Буквы о и а в корнях гор // гар, зор //зар, раст-// ращ //-рос.
Проблемный вопрос: Когда в корнях –гор—гар- пишется О, а когда-А?
Ответ на этот вопрос нам поможет получить сказка, которую я вам расскажу.
2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Но для начала мы немного поработаем.
1) Давайте вспомним о правописании о и а в корнях -кос – кас-, лаг –лож.
Рассмотрим слова на слайде.
Прол…гать, предл...жение, сл..гать, выл..жить, предл..жить, л..жбинка, сл..жить, прил..гать, к..сательная, соприк..сается, к..силка, к..снулся, к..сичка, прик..сновение.
Посмотрите внимательно, к какой группе относятся слова с пропущенной гласной в корне? (Чередующиеся гласные в корне и безударные гласные в корне слова)
Задание: составьте с этими словами словосочетания, запишите в тетради в два столбика: а) слова с чередованием гласных о и а в корне,
б) с проверяемыми гласными в корне слова,
вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму и обращаем внимание на то, что написание гласных в корнях с чередованием зависит от наличия суффикса а после корня и от конечной согласной корня .
Проверка написанного. (Учащиеся зачитывают составленные словосочетания, объясняя условия выбора написания гласной в корнях.) по цепочке
Мы с вами повторили корни с чередующимися гласными, изученными в 5 классе, сегодня обратимся к изучению корней гор – гар, в которых наблюдается чередование гласных о – а.
3.Этап изучения нового материала.
-Итак, ребята, вы молодцы! Успешно справились с заданием, повторив
корни с чередующимися гласными, изученными в 5 классе. Сегодня обратимся к изучению корней –гор- – -гар-, в которых наблюдается чередование гласных о – а.
Для этого я предлагаю вам прослушать лингвистическую сказку.
СКАЗКА
-За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата-Гор и Гар. И она никак не могла отличить их : уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.
Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.Но не выдержала царица, бросила клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг-братьев Гор и Гар, того награжу по –царски».
Со всех земель невиданного Царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.
Первой вызвалась Гласная А, подскочила к братьям. Стала сначала с братом Гор, затем- с Гар. Но ничего у неё не получилось. Царица всё равно их перепутала. Согласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась им эта задача. А вот Ударение оказалось более проворным, уж очень ему понравился братец Гар. Ударение быстро подпрыгнуло и стало к брату Гар. Да так и осталось с ним навсегда.
С тех пор, как увидит Царица Грамматика ударение, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Гар. А братец Гор ходит в одиночку.
- Итак, ребята, вы услышали удивительную историю о корнях –гар-и-гор-.
Отвечаем на вопрос: Когда в корнях –гор-гар- пишется О, а когда- А?
- Работа с учебником п.10 стр.42-43. Чтение и заучивание правила.
- Работа с таблицей Т.Я.Фроловой.
Вывод: В корнях –гор-гар под ударением пишется А, в безударном положении- О.
Исключение: пригарь
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
4.Этап первичной проверки знаний.
выполнение упражнения 70 стр.42-43 ( выпишите слова в 2 столбика ( таблица).вставьте пропущенные буквы. С 2 словами придумайте распространенные предложения. Объясните лексическое значение слова погорелец.
Словарная работа со словами в рамках: зоревать, пригарь.
3) Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Пословица).
- Как вы понимаете эту пословицу? (ответы учащихся).
- Какое правило мы сформулировали? (ответы учащихся). Сверим с учебником.
5. Этап закрепления знаний. Работа с сигнальными карточками
Заг..р, сг..рели, подг..ревшим, дог..рает, наг..р, разг..рается, уг..р, перег..рают, заг..релый, приг..рь, предпол.. гать, изл..жение,
6.Этап самопроверки.
Буквенный диктант. Предлагается 10 словосочетаний (на слайде). Списывать их не нужно.
Инструктаж.
заг.рать на солнце
г.релые спички
к.снуться рукой
к.сание мяча
разг.релся спор
ог.рок свечи
разг.релся костер
молоко с приг..рью
к.сается дна
сг.ревшая листва
В тетради учеников это должно выглядеть так:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
О О О А О А О А А О
Проверка буквенного диктанта.
7.Подведение итогов урока.
Оценивание работы учащихся. Комментирование и выставление оценок в журнал.
Сегодня мы познакомились с правилом «Буквы о и в корнях -гор- – -гар-».
- Отчего зависит выбор гласной в корнях -гор- – -гар-?
- Скажите, зачем нам нужно знать о правописании букв о и а в этих корнях?
- Где нам пригодятся эти знания?
(ответы учащихся)
8. Домашнее задание.
Выучить правила в учебнике п.10, выполнить упр.73
9.Рефлексия.
Сегодня на уроке я:
научился ...
было интересно ...
было трудно ...