СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект урока по русскому языку для 2 класса .Тема : "Суффикс как часть слова: наблюдение за значением"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока  по русскому языку для 2 класса .Тема : "Суффикс как часть слова: наблюдение за значением"

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока по русскому языку для 2 класса .Тема : "Суффикс как часть слова: наблюдение за значением"»

План – конспект урока

Русский язык

Дата_23.11.2023_

Урок № 54

Класс 2-Б


Тема: Суффикс как часть слова: наблюдение за значением

Цель: способствовать формированию у учащихся представления о суффиксе как о части слова.

Задачи:

- наблюдать за значением суффикса, образовывать новые слова с помощью суффикса; формировать навык грамотного написания слов;

- развивать память, внимание, мышление, речь;

- воспитывать прилежность, самостоятельность, прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- формировать представления о суффиксе как о части слова;

- наблюдать за значением суффикса в слове;

- образовывать новые слова с помощью суффикса;

- находить информацию в учебнике и анализировать ее.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс» автор В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, УМК «Школа России», тетрадь, карточки.


Ход урока

I.Организационный момент

Итак, друзья, вниманье!

Прозвенел звонок.

Садитесь по удобнее,

Начнём сейчас урок!


II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

- Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Как образуются слова (наблюдение).)

- Какие части слов служат для образования новых слов?

- Что такое приставка? (Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

- Что такое суффикс? (Суффикс - часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов.)


2. Орфографическая минутка

Пальчиковая гимнастика “Раз, два, три, четыре, пять”
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые.


- Запишите число, классная работа.

Чистописание

- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О. Ключевский.

- Как понимаете это высказывание?

ач мачта еч мечта ьч оч чк очк чи


Словарная работа

- Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова.

Уч..ник, р..бина, к..р..ндаш, ов..щи, М..сква, ..зык, м..роз.


- Найдите лишнее слово.

(Лишним словом может быть слово ученик, потому что отвечает на вопрос кто? и относится к словам-названиям. Лишним словом может быть также слово Москва, потому что является именем собственным и состоит из двух слогов, в остальных словах по три слога.)


III. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Сравните слово корень и корешок.

- Что общего?

- Чем они различаются? (В слове корешок появилась новая часть слова суффикс -ок-. В корне слова наблюдается чередование согласных букв к/ч)

- Как вы думаете, о какой части слова мы будем с вами говорить сегодня на уроке? 

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю ... (суффиксом)


- Послушайте грамматическую сказку 

В одной удивительной стране жили-были слова. Отличались эти слова особой твердостью и решительностью. Это были зуб, лёд, глаз, мёд, гриб, дуб и многие другие слова, имеющие такой же характер.

Но вот появился суффикс -ОК-. Как только он начинал дружить с этими словами, они сразу уменьшались и превращались в малышей. Вот вместо могучего векового ДУБА появился маленький ДУБОК. Вместо огромной банки МЁДА едва заметный МЕДОК, а большой ГЛАЗ превратился в чудесный ГЛАЗОК. ГРИБ стал уменьшаться в размерах и возник ГРИБОК. ЛЁД стал таять и появился маленький ЛЕДОК.

И с какими бы словами не дружил суффикс -ОК- все они уменьшались и становились очень маленькими.

- Ребята, каким же свойством обладает суффикс -ОК-? 

- Он способен превращать слова в малышей, уменьшать их.

- Сформулируйте тему и цели нашего урока.

- Чему мы будем сегодня с вами учиться на уроке? (Находить в словах суффиксы, наблюдать за значением суффикса в слове, совершенствовать навыки правописания частей слова.)


Физкультминутка

Почему повсюду лужи? (Развести руки в стороны, пожать плечами.)

Мама зонтик свой берет. (Раскрыть воображаемый зонтик.)

Почему же? Почему же? (Развести руки в стороны, пожать плечами.)

Потому что дождь идет! (Хлопок в ладоши.)


IV. Работа по теме урока

1.Коллективная работа

- Прочитать слова.

Руч- к-а, руч-н-ой, руч-ищ-е, руч-ечк-а.

- Определить, что общего у этих слов.

- При помощи какой части слова образовались эти слова? (При помощи суффикса.)

- Какое значение придал слову суффикс -ищ-? А суффикс -ечк-?

- Записать слова, выделить суффиксы.


2. Работа в парах

- Выпишите слова, которые имеют в своём составе суффиксы -ОК-,-ИК-.

Теремок, лесок, клок, листок, носик, крик, домик, слоник.

- Как определить в каких словах есть суффиксы? (Нужно подобрать к каждому слову однокоренные слова: теремок (маленький терем), лесок (маленький лес), листок (маленький лист), носик (маленький нос), домик (маленький дом), слоник (маленький слон)

- Какие слова оказались лишними? (Крик, клок) 

- Почему? (Однокоренные слова к слову крик — кричать, крикун, крикливый, к слову клок — клочок, клочочек. В этих словах наблюдается чередование согласных букв к/ч)


3. Работа у доски

- На какие две группы можно разделить слова каждой пары? (С суффиксом и без)

- Назовите суффиксы.

- Какое значение они придали словам?

- Запишите слова, выделите суффиксы.

Слон со слонёнком. Лось с лосёнком. Орёл с орлёнком. Коза с козлёнком.

Проверка работы.

! - нет ошибок, молодец.

+ - одно или 2 из заданий выполнено неверно, нужно быть внимательнее.

- - с работой не справился, много ошибок.


4. Индивидуальная работа

- Допишите ряды слов.

На доске: -иц-, -их-, - онок-, -ёнок-.

Медведь- медведица- медвежонок.

Волк - ....... – волчонок.

Орёл – орлица - ............

....... - зайчиха - ............

- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?

- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы.

- Что вы заметили?

- Какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва? - онок-,

- Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму? -иц-,


Проверка работы.

! - нет ошибок, молодец.

+ - одно или 2 из заданий выполнено неверно, нужно быть внимательнее.

- - с работой не справился, много ошибок.


5. Работа в группах (устно)

1 группа

Задание.

- Образуйте слова с помощью суффиксов.

-тель-, -ник-, ист-

строи _____ плот ______ арт _______

учи ______ двор ______ машин ____

- Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.


2 группа

Задание.

- Образуйте слова с помощью суффиксов.

- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Женя – Женечка Миша – Мишенька

Аня - ...________________ Алёша - ..._________________________

Света - ..._______________ Федя - ...___________________________

Дима - ...________________ Люба - ...___________________________

- Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.


3 группа

Задание.

- Образуйте слова с помощью суффиксов.

- ан-, -ян-, -анин-, -янин-.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в городе, то ты _____________ а мы ____________ , а если на Земле, то ты __________, а мы _________,

а если в селе, то ты ____________, а мы __________________ .


Вывод: Что знаем о суффиксах?

- Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства.

- Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

- Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются в словах, называющих детёнышей животных.


Физкультминутка

А часы идут, идут

-Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт. (Наклоны влево и вправо.) 

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка. (Глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью. (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) 

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) 

А часы идут, идут, (Ходьба па месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) 

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят. (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Остановиться.)


V. Первичное закрепление

- На вопрос, что такое суффикс, Петя Зайцев ответил следующим образом: «Суффикс — это часть слова». Вова Колесников сказал: «Суффикс — это часть предложения». Катюша Персикова возразила: «Суффикс — это самостоятельное слово». Кто из ребят оказался прав? (Петя Зайцев) 


ПАМЯТКА “Суффикс”

1.Часть слова.

2.Служит для образования новых слов.

3.Стоит после корня.

4.Изменяет значение.


Самостоятельная работа.

- Допишите к словам суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением -чик- или –ик-.

Суп, салат, батон, торт, арбуз, лимон.

- Какие слова у вас получились? (Супчик, салатик, батончик, тортик, арбузик, лимончик.) 

Проверка работы.

! - нет ошибок, молодец.

+ - одно или 2 из заданий выполнено неверно, нужно быть внимательнее.

- - с работой не справился, много ошибок.


VI. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

- Продолжите предложения:

«Теперь я знаю….»

«Теперь я умею…»


VII. Итог

- С какими суффиксами мы сегодня с вами познакомились?

- Как определить, есть ли в слове суффиксы?

- Что дал вам этот урок?


Домашнее задание: Выполнить задание на карточке; записать словарные слова на «г». В электронном учебнике повторить правила на стр.62-67.

Карточка

Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.









Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.


Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.


Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.


Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.


Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.


Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.


Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.


Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.


Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.


Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.


Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.

13