СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку "Личные местоимения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучаем личные местоимения.Урок по изучению нового материала.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку "Личные местоимения"»

План-конспект урока по русскому языку

Дата:

Класс: 3

Тема урока: Личные местоимения

Цель урока: Познакомить учащихся с местоимениями 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа

Задачи:

- формировать умение находить местоимения в тексте;познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; упражняться в определении рода, числа, лица местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

-развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся;

-воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;

Тип урока: урок усвоения навыков и умений;

Оборудование: учебник, карточки, наглядный материал, правило.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Проверка домашнего задания.

Упр. 79

-Во время проверки дом. Задания 5 уч-ся получают карточки и работают по ним

3. Минутка чистописания.

1. С доски выписать аккуратно, красиво только местоимения. Найти лиш­нее слово в каждой строке.

ты, я, он, она, вы мы, он, вы, вон

нас, нами, нес, нам меня, мне, мни, мною

вас, воз, вам, вами ему, его, яму, их

— Какие слова оказались лишними?

— Почему вы одно из слов в строке не записали, посчитали лишним?

2. Охарактеризуйте звуки, которые изображены буквами в ф, г к

— Что между ними общего? (Имеют общие элементы написания, являются парными звонкими или глухими.)

В лесу растут могучие дубы.

Найдите орфограммы в словах предложения.

4.Сообщение темы и цели урока.

Как названье дать словам:

Я, ты, мы, и нам, и вам,

Кто и что, какой и сколько,

Этот, тот, такой и столько,

Наш и ваш, и мой, и твой,

Их, его, ее и свой? –

Это, без сомнения,

Все местоимения!

Мы продолжим учиться распознавать местоимения в речи. А еще узнаем, каким образом глаголы зависят от местоимения.

Упр. 80 – устно.

Работа с правилом стр. 36.

5. Изучение нового материала.

Упр. 81 - комментированное письмо.

Работа с правилом стр. 37

1. Лицо — это человек, личность;

— часть головы человека;

— лицо ткани (есть еще изнанка);

— лицо здания (фасад);

— лицо монеты (решка);

1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо

я, мы ты, вы он, она, оно, они

Это я (учитель показывает на себя), это мы (показывает на всех в классе); ты, вы, мы говорим, когда обращаемся к собеседнику; он, оно, оно, они — го­ворим о тех, кто не рядом с нами.

Например. Я вас учу. Мы учим местоимения. Коля, ты пойдешь к доске. Вы напишите диктант. У меня дома дочка, она очень послушная. А теперь вы приведите свои примеры.

2. Запишите под диктовку, выделите окончания глаголов.

Я работаю, мы работаем,

Я ужинаю, мы ужинаем,

Я завтракаю, мы завтракаем,

Я рисую, мы рисуем,

Я одеваюсь, мы одеваемся,

Я дежурю, мы дежурим.

— Что вы можете сказать о написании глаголов?

■ Они имеют непроверяемую безударную гласную в корне, написание ко­торой нужно запомнить.

— Какие местоимения употреблены с этими глаголами?

— Как мы называем местоимения я, мы!

— Какому лицу они принадлежат?

Изменение местоимений по падежам.

Личными местоимениями называют следующие местоимения.

Ед.ч. Мн.ч.

я, мы

ты вы

он, она, оно они

Они могут изменяться по падежам

И. (кто?) я, мы ты, вы

Р. (кого?) меня, нас тебя, вас

Д. (кому?) мне, нам тебе, вам

В. (кого, что?) меня, нас тебя, вас

Т. (кем?) мною, нами тобою, вами

П. (оком?) обо мне, о нас о тебе,о вас

И.(кто, что?) он, она, оно, они

Р. (кого? чего?) его, ее, его, их

Д. (кому? чему?) ему, ей, ему, им

В. (кого? что?) его, ее, его, их

Т. (кем? чем?) им, ею, им, ими

П. (о ком? о чем?) о нем, о ней, о нем, о них

Все эти местоимения тоже считаются личными.

Кроме этих местоимений существует большая группа других местоиме­ний: твой, мой, их, наш, ваш, этот, такой, какой и т. д. Но с ними вы познако­митесь позже.

Наблюдение над особенностями личных местоимений

Упр.82 - устно. Упр. 83- устно.

Физкультминутка

Загадки-шутки.

В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я – Мы).

Сколько личных местоимений в слове семья (Семь-Я).

Первый слог – личное местоимение, второй - детская болезнь.
Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь).

Первый слог - личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Ты-ква).

6.Закрепление изученного материала

Прочитайте. Как изменяются местоимения?

И. кто? я мы ты вы

Р. у кого? у меня у нас у тебя у вас

Д. к кому? ко мне к нам к тебе к вам

В. на кого? на меня на нас на тебя на вас

Т. с кем? со мной с нами с тобой с вами

П. о ком? обо мне о нас о тебе о вас

• Какие падежные формы местоимений совпадают?

• Составьте по два предложения с местоимениями, формы которых совпадают в разных падежах.

Образец. У меня есть красный карандаш. М сестра сегодня обиделась на меня.

Работа по таблице . Учи­тель помогает детям найти падежные формы местоимений, которые совпадают, составить предложения с совпадающими формами местоимений. Делается вывод: местоимения (лич­ные) не могут иметь приставок, но перед ними могут стоять предлоги. Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.

Вставьте личные местоимений 1-го лица:

... мечтаю стать космонавтом. ... посетили музей космонавти­ки. ... показали макет первого космического корабля. Удивила карта звездного неба. ... фотографировали на фоне скафандра. Первое и второе предложение разберите по членам предложения.


— Какими членами предложения являются местоимения я, мы? (Подлежа­щим.)

Выпишите словосочетания глаголов вместе с местоимениями, поставьте вопросы к местоимениям. Сделайте вывод.

Вывод: В словосочетаниях к местоимениям ставили вопросы косвенных падежей, значит, местоимения в косвенном падеже могут быть дополнением или обстоятельством.

7. Итог урока.

— Что вы знаете о местоимениях?

1) Указывает на предмет, но не называет его.

2) Отвечает на вопросы кто? что?;

3) Изменяется по падежам, т. е. склоняется, по числам;

4) Имеет род, только тогда, когда можно использовать 3-е лицо единственного числа: он, оно, она;

5) В предложении может быть подлежащим или второстепенным чле­ном предложения;

6) От личных местоимений зависит окончание глагола.

— У кого из вас еще вызывает затруднение спряжение глаголов, т. е. изме­нение глаголов по лицам?

Предлагаю вам еще раз повторить правила на стр. 36-39.

- Задайте друг другу вопросы о местоимениях

8. Рефлексия: лестница успеха

9. Домашнее задание: с.39 упр. 85 правила