Урок русского языка в 8 классе
Учитель: Гончаренко Л.К.
МБОУ «Петровская школа №2»
Республика Крым
Тема: Повторение. Односоставные предложения.
Цели урока:
Обучающие :
закрепить полученные знания об односоставных предложениях;
тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;
обучать школьников анализу текста.
Развивающие :
Воспитательные :
воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
воспитывать такие нравственные качества, как патриотизм, доброта, человеколюбие.
Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия грамматики, отличительные черты видов односоставных предложений;
уметь: находить односоставные предложения в текстах; употреблять их в речи;
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом ( для чего?);
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, оформлять свои мысли в устной форме, строить логическую цепь рассуждения, использовать полученные на уроке знания в жизни.
Основные понятия темы: односоставные предложения, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные предложения.
Межпредметные связи: литература
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование урока: учебник: «Русский язык. 8 класс»; авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал
Ход урока.
« С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что
нельзя было бы передать русским словом».
К.Г.Паустовский
1.Организационный момент. Приветствие учителя. Объявление темы и целей урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
2. Теоретическая разминка.- Игра «Да» - «Нет» (самопроверка) . Учитель читает вопросы, ребята отвечают по цепочке.
Игра «Да-нет»
Односоставное предложение состоит из одного главного члена.
Все пришли на праздник. Это двусоставное предложение?
Сказуемое в неопределенно- личных предложениях выражено глаголом в повелительном наклонении.
В безличных предложениях сказуемое выражено прилагательным ?
Урок русского языка в 8 классе. Это назывное предложение?
В определенно-личных предложениях сказуемое выражено глаголом 1 и 2 лица настоящего времени.
Назывные предложения нужны для описания действий.
Сказуемое в неопределенно - личных предложениях выражено глаголом настоящего времени мн.числа.
Подведение итогов.
3.- Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего урока. Выразительно прочитайте его.
- Какими односоставными предложениями выражена основная мысль?
-Какую роль играют безличные предложения в речи?
--Запишите цитату К.Г. Паустовского, подчеркните грамматическую основу предложений.
4. Обобщение и закрепление материала. На слайде №1 текст.
1) Работа с поэтическим текстом.
Аллеи рек. Зеркальности озёр.
Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
Живая сказка – страшный тёмный бор.
Его вершин немолкнувшие звоны.
Воздушность ив. Цветы родных полей.
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прошел в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.
К.Бальмонт «Родное».
-Беседа по вопросам :
- Какую тему раскрывает поэт в своём стихотворении? (тему Родины)
-Какой тип предложений использует? (Назывные и двусоставное)
- Какое значение придают стихотворению данные предложения?
(Передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту
русского пейзажа. )
- Назовите художественные средства, использованные автором.
( Метафоры: «аллеи рек», «апрельский сон с его улыбкой маю»; эпитеты:
«хрустальный ключ», «безгласные затоны», «страшный темный бор»)
2). Выборочное списывание с одновременным восстановлением текста: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые.
1 ряд выписывает определенно-личные предложения;
2 ряд – неопределенно-личные предложения;
3 ряд – безличные.
Мне в душу пове…ло жизнью и волей. (А.Майков)
Люблю дорожкою лесною (не) зная сам куда брести. (А.Майков)
(Не) торопись (не) спеши подождём . Забудем на миг неотложное дело. (К.Симонов)
И на обломках сам…властья напишут наши имена (А.Пушкин)
Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей.
(П. Антокольский)
Дни поздней осени бранят обыкнове(н,нн)о. (А.Пушкин)
Проверка: один ученик у доски восстанавливает предложения. Ученики называют номера выписанных предложений.
- Какое предложение не выписали? Почему? (предложение № 5, назывное)
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
- Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные) А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).
3)Дифференцированное задание. Работа по карточкам (Проверка учителя и взаимопроверка)
Карточка №1.
Наступила з...ма. Моро... ск…вал льдом реки и озера. Пушистый снег покрыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы б...рем лыжи и санки и сп..шим в лес, на л..дяные горки. Мы идем и не .можем надышаться свежим морозным воздухом.
Задания:
1) прочитайте текст;
2) вставьте пропущенные буквы
3) преобразуйте двусоставные предложения в односоставные;
4) запишите полученный текст;
-Как изменился текст?
-Какому стилю речи свойственны односоставные предложения?
Карточка 2.
Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.
1) Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина)_________ 2) Изба лесничего. Медвежье царство. _____________ 3) Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун)____________ 4) Загляну в глаза волжанки. (А. Пришелец)_________ 5) Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг. (О.Берггольц) __________ 6) Весны без грозы не бывает. (К.Кулиев)_____________
Карточка 3.
Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.
1) Все грущу о шинели.(Ю.Друнина)__________ 2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)____________
3) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер)________
4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) ____________
5) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер)_________ 6) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О.Берггольц) _______________
Карточка 4.
Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.
1) Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов). __________
2) Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова). __________ 3) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А.Яшин). ______________ 4) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин). __________ 5) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин). _____________ 6) У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун)
4- Ребята, а если односоставное предложение носит обобщающий характер, к какому типу предложений мы его отнесем? (обобщ.-личн.)
-в каком жанре они чаще всего встречаются? (пословицы и поговорки). Приведите примеры, продолжив предложения:
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
- После драки кулаками не машут.
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- От добра добра не ищут.
-Береги платье снову, а честь смолоду.
Вывод:
- В пословицах и поговорках заключается мудрость народа, и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.
5. Контроль знаний.
- Итак, мы повторили сведения обо всех типах односоставных предложений. Посмотрим , насколько вы усвоили данный материал. Вам предстоит выполнить тесты.
-Работа с учебником. п.27, стр.118-119 ( тестовая часть)
6. Подведение итогов. Комментирование и выставление оценок.
- Над чем мы сегодня работали на уроке? Что вам следует повторить, готовясь к контрольной работе?
7. Домашнее задание.
Ответить устно на вопросы в учебнике стр.118 ( выберите из данных утверждений верные), упр.3 стр.120.
8.Рефлексия. Продолжите предложения:
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…