СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку на тему "Односоставные предложения".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном уроке мы закрепляем полученные знания об односоставных предложениях.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку на тему "Односоставные предложения".»

Урок русского языка в 8 классе

Учитель: Гончаренко Л.К.

МБОУ «Петровская школа №2»

Республика Крым

Тема: Повторение. Односоставные предложения.

Цели урока:

  1. Обучающие :

  • закрепить полученные знания об односоставных предложениях;

  • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;

  • обучать школьников   анализу текста.

  1. Развивающие :

  • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

  • развивать умения решать тестовые задания.

  1. Воспитательные :

  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

  • воспитывать такие нравственные качества, как патриотизм, доброта, человеколюбие.


 Планируемые результаты:

предметные:

знать: основные понятия грамматики, отличительные черты видов односоставных предложений;

уметь: находить односоставные предложения в текстах; употреблять их в речи;

личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом ( для чего?);

метапредметные:

умение ставить и формулировать цель деятельности, оформлять свои мысли в устной форме, строить логическую цепь рассуждения, использовать полученные на уроке знания в жизни.

Основные понятия темы: односоставные предложения, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные предложения.

Межпредметные связи: литература

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование урока:  учебник: «Русский язык. 8 класс»; авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич, проектор, интерактивная доска,  раздаточный материал


Ход урока.


« С русским языком можно творить чудеса.

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что

нельзя было бы передать русским словом».

К.Г.Паустовский


1.Организационный момент. Приветствие учителя. Объявление темы и целей урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

2. Теоретическая разминка.- Игра «Да» - «Нет» (самопроверка) . Учитель читает вопросы, ребята отвечают по цепочке.

Игра «Да-нет»

  1. Односоставное предложение состоит из одного главного члена.

  2. Все пришли на праздник. Это двусоставное предложение?

  3. Сказуемое в неопределенно- личных предложениях выражено глаголом в повелительном наклонении.

  4. В безличных предложениях сказуемое выражено прилагательным ?

  5. Урок русского языка в 8 классе. Это назывное предложение?

  6. В определенно-личных предложениях сказуемое выражено глаголом 1 и 2 лица настоящего времени.

  7. Назывные предложения нужны для описания действий.

  8. Сказуемое в неопределенно - личных предложениях выражено глаголом настоящего времени мн.числа.

Подведение итогов.

3.- Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего урока. Выразительно прочитайте его.

- Какими односоставными предложениями выражена основная мысль?

-Какую роль играют безличные предложения в речи?

--Запишите цитату К.Г. Паустовского, подчеркните грамматическую основу предложений.

4. Обобщение и закрепление материала. На слайде №1 текст.

1) Работа с поэтическим текстом.

Аллеи рек. Зеркальности озёр.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка – страшный тёмный бор.

Его вершин немолкнувшие звоны.

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

К.Бальмонт «Родное».


-Беседа по вопросам :

- Какую тему раскрывает поэт в своём стихотворении? (тему Родины)

-Какой тип предложений использует? (Назывные и двусоставное)

- Какое значение придают стихотворению данные предложения?

(Передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту

русского пейзажа. )

- Назовите художественные средства, использованные автором.

Метафоры: «аллеи рек», «апрельский сон с его улыбкой маю»; эпитеты:

«хрустальный ключ», «безгласные затоны», «страшный темный бор»)

2). Выборочное списывание с одновременным восстановлением текста: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые.

1 ряд выписывает определенно-личные предложения;

2 ряд – неопределенно-личные предложения;

3 ряд – безличные.

  1. Мне в душу пове…ло жизнью и волей. (А.Майков)

  2. Люблю дорожкою лесною (не) зная сам куда брести. (А.Майков)

  3. (Не) торопись (не) спеши подождём . Забудем на миг неотложное дело. (К.Симонов)

  4. И на обломках сам…властья напишут наши имена (А.Пушкин)

  5. Снега. Снега.  Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей.

(П. Антокольский)

  1. Дни поздней осени бранят обыкнове(н,нн)о. (А.Пушкин)


Проверка: один ученик у доски восстанавливает предложения. Ученики называют номера выписанных предложений.

- Какое предложение не выписали? Почему? (предложение № 5, назывное)


Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Учится с тобою молодёжь

Развивать и волю, и смекалку.



- Какие предложения по цели высказывания  я  использовала? (Побудительные)  А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).


3)Дифференцированное задание. Работа по карточкам (Проверка учителя и взаимопроверка)

Карточка №1.



Наступила з...ма. Моро... ск…вал льдом реки и озера. Пушистый снег покрыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы б...рем лыжи и санки и сп..шим в лес, на л..дяные горки. Мы идем и не .можем надышаться свежим морозным воздухом.

Задания:

1) прочитайте текст;

2) вставьте пропущенные буквы

3) преобразуйте двусоставные предложения в односоставные;

4) запишите полученный текст;

-Как изменился текст?

-Какому стилю речи свойственны односоставные предложения?



Карточка 2.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина)_________ 2) Изба лесничего. Медвежье царство. _____________ 3) Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун)____________ 4) Загляну в глаза волжанки. (А. Пришелец)_________ 5) Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг. (О.Берггольц) __________ 6) Весны без грозы не бывает. (К.Кулиев)_____________



Карточка 3.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Все грущу о шинели.(Ю.Друнина)__________ 2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)____________

3) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер)________

4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) ____________

5) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер)_________ 6) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О.Берггольц) _______________



Карточка 4.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов). __________

2) Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова). __________ 3) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А.Яшин). ______________ 4) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин). __________ 5) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин). _____________ 6) У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун)





4- Ребята, а если односоставное предложение носит обобщающий характер, к какому типу предложений мы его отнесем? (обобщ.-личн.)

-в каком жанре они чаще всего встречаются? (пословицы и поговорки). Приведите примеры, продолжив предложения:

- Любишь кататься –  люби и саночки возить.

- После драки   кулаками не машут.

- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

- От добра добра  не ищут.

-Береги платье снову,  а честь смолоду.

Вывод:

- В пословицах и поговорках заключается мудрость народа, и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.



5.  Контроль знаний.

- Итак,  мы повторили сведения обо  всех типах односоставных предложений. Посмотрим , насколько вы усвоили данный материал. Вам предстоит выполнить тесты.

-Работа с учебником. п.27, стр.118-119 ( тестовая часть)


6Подведение итогов. Комментирование и выставление оценок.

- Над чем мы сегодня работали на уроке?  Что вам следует повторить, готовясь к контрольной работе?

7Домашнее задание.

Ответить устно на вопросы в учебнике стр.118 ( выберите из данных утверждений верные), упр.3 стр.120.


8.Рефлексия. Продолжите предложения:

  1. я выполнял задания…

  2. я понял, что…

  3. теперь я могу…