Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся |
Организационный
| 1 мин | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
| Давайте настроимся на работу. Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе.» Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
|
Актуализация знаний | 2 | Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова
| Вы уже знаете, что в русском языке есть cлова-«родственники». Например, дед, дедушка,дедуля, прадед, прадедушка. Эти слова связаны друг с другом по смыслу. У всех слов есть общая часть–дед. В ней передаётся основное значение всех родственных слов. Это–корень слова. Родственные слова, имеющую общую часть (корень) и близкие по смыслу, называются однокоренными. Слайды № 2-3 – Какие значения имеет слово корень ? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.) Как растут растения, так из корня «растут» слова. -Посмотрим видеофрагмент) Корень дерева и корень слова ( смотри гиперссылку) Видеофрагмент №2 « Что такое корень слова» ( смотри гиперссылку) Откроем тетради, запишем число, классная работа. | рассказывает , применяя презентацию Предлагает просмотреть видеофрагмент для ознакомления с новым материалом. « Что такое корень. Однокоренные слова | Смотрят презентацию, Просматривают фрагменты |
Минутка чистописания | 5 | Выход на тему | На минутке чистописания повторим соединения буквы д. -Запишите однокоренные слова: род Родина, родной, родня. Выделите в них корень. Запишите пословицу: Человек без Родины, что соловей без песни. Слайд № 4 | Указывает объект наблюдения | Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания |
Работа по теме урока | 11 | Подведение детей к самостоятельному выводу Проверка понимания способа действия. | – Что мы называем корнем слова? -О чем будем говорить сегодня на уроке? Запись на доске: Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Лось, лоскут, лосенок, Где слова родные (однокоренные)? Слайд №5-6 Коллективное выполнение упражнения. – Назовите и выпишите однокоренные слова. (Как-то много лет назад Посадили дивный сад Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новым слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять в саду словесном ! – Почему вы так считаете? – К какой части речи относится каждое слово? – Выделите корень в словах. – Что заметили? – От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник. - Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) Слайды №7-8 Разделите на группы: Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садик. Слайды №9-10 | | Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова.выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова. Объясняют написания слов, делают выводы. Записывают слова: рассада, посадки, садовод, садовник. Выделяют корень Распределяют слова по группам, выделяют корень |
Работа по учебнику | 13 | Закрепление полученных знаний. | Упр.130.(с.74) - Прочитайте текст. - Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. ( Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.) - Чем похожи эти слова? ( имеют общую часть и значение) - Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка) 1 ученик работает сам-но с карточкой. - Прочитайте предложения. - Найдите однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. - Чем похожи эти слова? ( имеют общую часть и значение) Выпишите однокоренные слова И выделите в них корень. -Прочитайте ниже сведения о языке. -Что такое корень? - Приведите примеры однокоренных слов. | Контролирует задания | Читают текст, записывают слова, выделяют корень Выполняет самостоятельно Выполняют задания в тетради Приводят примеры однокоренных слов. |
Психофизическая тренировка | 1мин | Релаксация | Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. | Организация психофизической тренировки | Выполняют упражнение для релаксации |
Гимнастика для глаз. | 2м | Снятие усталости с глаз | | Гимнастика для глаз | Выполняют гимнастику для глаз. |
Самопроверка | 3 | | Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень. У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики Слайды № 11-12 | Диктует слова | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку |
Закрепление изученного материала | 3 | Применение новых знаний. | Упр 132 учебника. | Организует деятельность по применению новых знаний | |
Подведение итогов урока | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | Игра «Суета». Больной, больница, большой. Путь, дорога, путник. Вода, река, водяной. Часовщик, час, часть. | Задает вопросы о задачах урока. | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения |
Разъяснение домашнего задания | 1 | Обеспеч. понимания учащимися цели, выполнения домашнего задания | Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах. Л…ска, л…сонька, л…са! Ты в каких живешь лесах? Л…сий хвост замел следы. Где л…сичка? Видел ты? | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению | Записывают задание на дом, задают вопросы |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность | 1 | Обеспеч. позитивного настроя на получение знаний | Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились Слайд №15 Работа с листом самооценки ( см. в приложении) | Обеспечивает положитель- ную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока |