СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по русскому языку "Родственные слова. Корень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по русскому языку на тему "Родственные слова. Корень"

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по русскому языку "Родственные слова. Корень"»

Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

1

мин

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Давайте настроимся на работу. Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе.»

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Актуализация знаний

2

Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова

Вы уже знаете, что в русском языке есть cлова-«родственники».

Например, дед, дедушка,дедуля, прадед, прадедушка.

Эти слова связаны друг с другом по смыслу.

У всех слов есть общая часть–дед.

В ней передаётся основное значение всех родственных слов. Этокорень слова.

Родственные слова, имеющую общую часть (корень) и близкие по смыслу, называются однокоренными.

Слайды № 2-3
– Какие значения имеет слово корень ? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.)

Как растут растения, так из корня «растут» слова.

-Посмотрим

видеофрагмент)

Корень дерева и корень слова

( смотри гиперссылку)


Видеофрагмент №2

« Что такое корень слова»

( смотри гиперссылку)

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

рассказывает , применяя презентацию














Предлагает просмотреть видеофрагмент для ознакомления с новым материалом. « Что такое корень. Однокоренные слова



Смотрят презентацию,
























Просматривают фрагменты

Минутка чистописания

5

Выход на тему

На минутке чистописания повторим соединения буквы д.

-Запишите однокоренные слова: род Родина, родной, родня. Выделите в них корень.

Запишите пословицу: Человек без Родины, что соловей без песни.

Слайд № 4

Указывает объект наблюдения



Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания

Работа по теме урока

11

  Подведение детей к самостоятельному выводу 






























Проверка понимания способа действия.




– Что мы называем корнем слова?
-О чем  будем говорить сегодня на уроке?
 Запись на доске: 
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,

Где слова родные (однокоренные)?

Слайд №5-6

Коллективное выполнение упражнения.
– Назовите и выпишите однокоренные слова. 

(Как-то много лет назад

Посадили дивный сад

Не был этот сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новым слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод

Иль садовник к нам идёт.

Очень – очень интересно

Погулять в саду словесном !
– Почему вы так считаете?
– К какой части речи относится каждое слово?
– Выделите корень в словах.
– Что заметили?
– От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.

- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего

пишутся одинаково) 

Слайды №7-8

Разделите на группы:

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садик.

Слайды №9-10


Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова.выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.



Объясняют написания слов, делают выводы.
 


























Записывают слова: рассада, посадки, садовод, садовник.

Выделяют корень

Распределяют слова по группам, выделяют корень

Работа по учебнику

13

Закрепление

полученных знаний.

Упр.130.(с.74)

- Прочитайте текст.

- Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные.

( Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.)

- Чем похожи эти слова? ( имеют общую часть и значение)

- Выполните письменное задание к упражнению.

(Взаимопроверка)

1 ученик работает сам-но с карточкой.

- Прочитайте предложения.

- Найдите однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные.

- Чем похожи эти слова? ( имеют общую часть и значение)

Выпишите однокоренные слова

И выделите в них корень.

-Прочитайте ниже сведения о языке.

-Что такое корень?

- Приведите примеры однокоренных слов.

Контролирует задания

Читают текст, записывают слова, выделяют корень











Выполняет самостоятельно

Выполняют задания в тетради

Приводят примеры однокоренных слов.

Психофизическая тренировка


1мин

Релаксация

Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение для релаксации

Гимнастика для глаз.

Снятие усталости с глаз


Гимнастика для глаз

Выполняют гимнастику для глаз.

 Самопроверка
 

 3
 


Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики

Слайды № 11-12

Диктует слова

Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
на доске, ставят констатирующую оценку

Закрепление изученного материала

3

Применение новых знаний.

Упр 132 учебника.

Организует деятельность по применению новых знаний


Подведение итогов урока

2

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

Игра «Суета».

Больной, больница, большой.

Путь, дорога, путник.

Вода, река, водяной.

Часовщик, час, часть.

Задает вопросы 
о задачах урока.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Разъяснение домашнего задания

1

Обеспеч. понимания учащимися цели, выполнения домашнего задания

Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах.

Л…ска, л…сонька, л…са!

Ты в каких живешь лесах?

Л…сий хвост замел следы.

Где л…сичка? Видел ты?

Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению

Записывают задание на дом, задают вопросы

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность

1

Обеспеч.

позитивного настроя на получение знаний

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились

Слайд №15

Работа с листом самооценки ( см. в приложении)

Обеспечивает положитель-

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока






1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!