СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: "Что такое родственные слова?".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: "Что такое родственные слова?".»

Тема. Что такое родственные слова?

Цели: формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— Запишите слово по лексическому значению.

  • Дерево с дрожащими листочками. (Осина.)

  • Дерево с белым стволом. (Береза.)

  • Изображение чего-либо при помощи красок и карандашей, (Рисунок.)

  • Движение воздуха. (Ветер.)

  • Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки сыпучих веществ (Лопата.)

Работа по теме урока

- С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (С родственными словами.) Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по значению, у которых есть общая часть.)

Работа по учебнику Упр. 80 (с. 59).

Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Нет. У них нет общей части. Это слованазвания родственников.)

Прочитайте слова второй группы. Можно ли эти слова на­звать родственными? (Да. У них есть общая часть сын-, и они близкие по значению.)

Запишите родственные слова, выделите корень.

2. Самостоятельная работа

Подберите родственные слова: вариант I — дедушка; вари­ант II — мама.

Проверка. Один из учащихся читает свои примеры родствен­ных слов.)

Приготовьтесь. Как только услышите ошибку, подайте сиг­нал — хлопок.

У кого записаны еще другие родственные слова?

- Какое условие должно выполняться, чтобы слова были род­ственными?

  1. Физкультминутка

  2. Закрепление изученного материала

Упр. 81 (с. 60).

  • Прочитайте пары слов. Скажите, это родственные слова или синонимы? (Синонимы. У них близкое значение, но нет общей части.)

  • Найдите среди синонимов «родственников» для таких слов, как быстрый, быстрота и липнуть, липучий. Выделите в словах корень.

Упр. 82 (с. 60).

  • Прочитайте первую группу слов.

  • Все ли слова родственные? (Летний — для лета; летом –то, что бывает в это время года; лететь — одинаковая часть лет-, но у слова другой смысл.)

  • Выпишите только однокоренные слова. Выделите корень {Лето, летний, летом.)

(Далее учащиеся выполняют упражнение по вариантам: вариант I — второе предложение, вариант II — третье предложение.)

  • Какое слово не записал вариант I? (Горевать — есть одинаковая часть, но слово не является родственным остальные словам.)

  • Какое слово лишнее у варианта II? (Сырость — есть одинаковая часть, но слово не является близким по смыслу к другим словам.)

  1. Рефлексия

  • Подчеркните в стихотворении родственные слова.

Снежная сказка

Проплясали по снегам снежные метели.

Снегири снеговикам песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

А вокруг в снега одет Весь простор безбрежный.

Чем не сказка белый свет —

Снежный, снежный, снежный!

С. Погореловский

(снегам, снеж­ные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, сне­гурки, снежный.)

(Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)

Подведение итогов урока

Какие слова называются родственными?

Чем отличаются родственные слова от слов-синонимов? (У синонимов нет общей части.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 83 (с. 60).