Тема. Что такое родственные слова?
Цели: формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Запишите слово по лексическому значению.
Дерево с дрожащими листочками. (Осина.)
Дерево с белым стволом. (Береза.)
Изображение чего-либо при помощи красок и карандашей, (Рисунок.)
Движение воздуха. (Ветер.)
Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки сыпучих веществ (Лопата.)
Работа по теме урока
- С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (С родственными словами.) Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по значению, у которых есть общая часть.)
Работа по учебнику Упр. 80 (с. 59).
Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Нет. У них нет общей части. Это слова — названия родственников.)
Прочитайте слова второй группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть сын-, и они близкие по значению.)
Запишите родственные слова, выделите корень.
2. Самостоятельная работа
Подберите родственные слова: вариант I — дедушка; вариант II — мама.
Проверка. Один из учащихся читает свои примеры родственных слов.)
Приготовьтесь. Как только услышите ошибку, подайте сигнал — хлопок.
У кого записаны еще другие родственные слова?
- Какое условие должно выполняться, чтобы слова были родственными?
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Упр. 81 (с. 60).
Прочитайте пары слов. Скажите, это родственные слова или синонимы? (Синонимы. У них близкое значение, но нет общей части.)
Найдите среди синонимов «родственников» для таких слов, как быстрый, быстрота и липнуть, липучий. Выделите в словах корень.
Упр. 82 (с. 60).
Прочитайте первую группу слов.
Все ли слова родственные? (Летний — для лета; летом –то, что бывает в это время года; лететь — одинаковая часть лет-, но у слова другой смысл.)
Выпишите только однокоренные слова. Выделите корень {Лето, летний, летом.)
(Далее учащиеся выполняют упражнение по вариантам: вариант I — второе предложение, вариант II — третье предложение.)
Какое слово не записал вариант I? (Горевать — есть одинаковая часть, но слово не является родственным остальные словам.)
Какое слово лишнее у варианта II? (Сырость — есть одинаковая часть, но слово не является близким по смыслу к другим словам.)
Рефлексия
Снежная сказка
Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
А вокруг в снега одет Весь простор безбрежный.
Чем не сказка белый свет —
Снежный, снежный, снежный!
С. Погореловский
(снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки, снежный.)
(Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)
Подведение итогов урока
Какие слова называются родственными?
Чем отличаются родственные слова от слов-синонимов? (У синонимов нет общей части.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 83 (с. 60).