СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по технологии по теме «Резьба по дереву. Основные сведения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по технологии по теме «Резьба по дереву. Основные сведения»»

План-конспект урока по теме «Резьба по дереву. Основные сведения»


Цель деятельности учителя: сформировать представление о видах резьбы, правилах выбора инструментов и породы древесины для разных видов резьбы по дереву, формировать технические способности при помощи обучающих видео фильмов, коллективного обсуждения и изготовления шаблонов.

Планируемые результаты: научатся распознавать виды древесины и инструменты для резьбы, технологии изготовления шаблонов и разметке заготовок.

Тип урока: комбинированный (урок приобретения новых знаний, урок формирования умений и навыков, урок применения знаний на практике).

Планируемые образовательные результаты.

Предметные – углубить знания по обработке древесины, научатся изготовлению шаблонов, научатся оказывать посильную помощь сверстникам и морально их поддерживать при выполнении учебных заданий, доброжелательно относиться к замечанию учителя при объявлению ошибок, соблюдать правила техники безопасности при работе в мастерской, получат возможность научиться правильно находить способы устранения ошибок при выполнении этих операций.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, принимать инструкцию педагога и четко следовать ей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения операций, адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения операций; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные – научиться слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные – познакомятся с техническими способностями в жизни человека, правилами безопасного труда с инструментами и общие правила работы в мастерской.

Личностные – формирование воображение, технического мышления, развитие сотрудничества со взрослыми и сверстниками; готовность слушать собеседника и вести диалог, формирование личностного смысла учения; формирование основных морально-этических норм; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету, познакомиться с последовательностью изготовления шаблонов.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: УМК по технологии.

Дидактическое обеспечение: рабочая тетрадь, книги, презентация на тему «Виды резьбы по дереву», обучающий видео фильм, анаграммы, плакаты по технике безопасности.

Конспект урока.

  1. Организационный момент:

  • приветствие;

  • проверка отсутствующих (с помощью дежурных);

  • проверка рабочей одежды учащихся;

  • проверка наличия наглядных пособий, комплекта инструментов, заготовок и материалов у каждого учащегося.

  1. Повторение пройдённого материала:

  1. Фронтальный опрос по предыдущей теме:

  • Какие виды декоративно-прикладного творчества вы знаете?

  • Кто такой мастер ремесленник?

  1. Работа в тетрадях.

Для формирования технических способностей (самостоятельность, наблюдательность, активность) используем анаграммы:

  • РОВИГРАВКА (гравировка);

  • БАЗЬРЕ (резьба);

  • ЛЬЭМА (эмаль);

  • НЕЧАККА (чеканка);

  • КАСНЬ (скань);

  • РЕНЬЧ (чернь).

  1. Актуализация знаний учащихся и мотивация к техническому
    интересу.

  1. Какие виды пород древесины, Вы, знаете?

(Древесину можно разделить на два вида: хвойные и лиственные).

А для того чтобы узнать какие виды деревьев вы знаете, разгадайте анаграммы:

  • РЕЗАБЕ (береза);

  • СНОСА (сосна);

  • УБД (дуб);

  • НЕЯСЬ (ясень);

  • ПОЛЬТО (тополь).

  1. Какие виды технических инструментов для резьбы по дереву, Вы, знаете?

  2. Как мы можем ускорить разметку большого количества деталей?

(Для разметки нескольких одинаковых деталей применяют шаблоны).

  1. Почему фанера и доска одинаковой толщины имеют различную прочность?

(Фанера прочнее древесины, так как шпон спрессован взаимоперпендикулярно).

  1. .Изложение нового материала:

Объявить тему урока, (Приложение № 2. Слайд№1).

Цель урока (Приложение № 2. Слайд № 2).

Рассказ с элементами беседы.

Учитель. Вы уже знаете некоторые виды декоративно-прикладного творчества. Сейчас мы с вами рассмотрим более конкретно один из видов – это резьба по дереву.

Резьба по дереву – один из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества (художественной обработки древесины), имеющий глубокие исторические традиции. Резьбой украшали дома, посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры.

Существует много видов резьбы.

(Показ видео).








Наиболее распространенными считаются:

  • плосковыемчатая (углубленная) резьба, которая в зависимости от формы выемок и характера рисунка может быть контурной или геометрической;

  • рельефная;

  • прорезная (ажурная).

Наиболее распространенная – геометрическая резьба. Как вы думаете, почему она так называется?

(Обсуждение).

Ее рисунок составляют треугольники, прямоугольники, квадраты, ромбы и другие геометрические фигуры (Приложение № 2. Слайд № 4). Такую резьбу наиболее часто применяют для украшения предметов быта.

Резьбу по дереву выполняют специальным инструментом – резаком.

Лезвие резака имеет скос, поэтому этот инструмент еще называют косяком. Лезвие косяка затачивают с двух сторон (Приложение № 2. Слайд № 5).

Освоение приемов резьбы надо начинать на мягкой древесине, что бы рука научилась чувствовать дерево и держать линию.

Ребята, а какую древесину из мягких лиственных пород вы можете назвать?

К мягким лиственным породам можно отнести липу, ольху, осину, тополь, березу.

Показ эталонного объекта труда – игрушка с подвижными элементами:

Посмотрите пожалуйста на наше изделие. Как вы думаете, какой вид резьбы применялся для ее изготовления?

(Обсуждение).

Ажурную резьбу считают наиболее простой. Это резьба, в которой фон удаляется полностью, и рисунок получается сквозным. Ажурную резьбу называют прорезной, если она прорезается стамесками, или пропильной, если участки фона выпиливаются лобзиком или пилой (Приложение № 2. Слайд № 6).

Ажурной прорезной резьбой с зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек.

Для ажурной резьбы используют древесину липы, березы, ольхи, клена, ореха.

Для ее изготовления необходимы следующие инструменты: лобзик (ручной или электрический), ножовка с узким полотном, дрель (ручная или электрическая), сверла, стамески, напильники и надфили, шлифовальная шкурка, шило.

(Показ инструментов).

Первоначально на заготовку переносят рисунок с помощью шаблона, сделанного из бумаги, картона или копировальной бумаги и карандаша.

Выпиливание начинают с наружных контуров, после чего в местах расположения внутренних контуров сверлят отверстия. Через эти отверстия протягивают полотно лобзика и выпиливают внутренние контуры. В завершение прорабатывают контуры стамесками и зачищают их сначала напильниками, а затем шлифовальной шкуркой. Готовое изделие лакируют.

(Показ обучающего видео).


  1. Техника безопасности:

Вывешивания плаката по технике безопасности.

  1. Физкультминутка.

  1. Разминка для глаз.

  2. Разминка рук.

  3. Наклоны в разные стороны.

  1. Практическая работа:

Как вы уже поняли, для начала работы, нам нужно подготовить шаблон будущего изделия. Но поскольку наше изделие имеет несколько частей, то и шаблонов нужно подготовить несколько.

Для формирования технических способностей выполним практическую работу «Изготовление шаблона».

  1. Организационно-заключительная часть:

Анализ ошибок и проверка полученных знаний.

  1. Заключительная часть.

Выставление отметок в журнал.

Подведение итогов, уборка рабочего места

Домашнее задание: стр.129-136 (учебник Технология «Индустриальная технология», авторы: И.А. Сасова, М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, 6 класс, «Венета-Граф»2014г.).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!