СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме "Что значит жить по правилам. Социальные нормы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме "Что значит жить по правилам. Социальные нормы"»



Тема: СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (обществознание 7 класс)


Дата:


Цель: сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Задачи:

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Планируемые результаты:

  • Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Метапредметные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • Предметные:

Обучающийся научится:

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

различать отдельные виды социальных норм;

критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

характеризовать специфику норм права;

сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: социальная норма, мораль, санкции, нормы права.


ХОД УРОКА

Огр.момент.

Актуализация опорных знаний и умений:

1. Когда и почему появились правила, регулирующие отношения в обществе.

2. С какими правилами вы сталкиваетесь в своей жизни»?

3. Приведите по два аргумента «за» и «против» к следующему высказыванию:

Правила в обществе не нужны, т.к…..

Изучение нового материала:

Проблемное задание:

- Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо? Существуют ли правила поведения для всех?


Социальные нормы – это общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений.



1. Обычаи – это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений. Они становятся всеобщими в результате их многократного повторения. Но повторяют их люди потому, что обычаи выражают какие-то очень важные жизненные закономерности, нарушение которых чревато наступлением для людей серьезных отрицательных последствий (например, празднование Нового года в ночь на 1 января)

Нормы обычаев - правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.



2. Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие поведение людей, верующих в Бога и устанавливаемые церковью. Эти нормы достаточно сильно охраняются церковными санкциями, которые для верующего человека часто даже более ощутимы, чем меры государственного принуждения (например, при входе в храм женщины покрывают голову платком).

Религиозные нормы - правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы. Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединении, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов. Религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедывающих ислам. Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими.



3. Правовые нормы – это обязательные для всех правила поведения, охраняемые силой государственного принуждения. Они регулируют наиболее значимые стороны нашей жизни (управление государством, собственность, применение труда, взимание налогов, охрану окружающей среды, наказание за совершение преступлений и др.). Так как их нарушение может принести обществу значительный вред, государство устанавливает санкции, отличающиеся суровостью (например, нельзя переходить улицу на красный свет светофора).

Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т. е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы нрава.



4. Моральные нормы – это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Иначе их еще называют нравственными нормами. В качестве санкций за нарушение моральных норм может последовать общественное осуждение, презрение (поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе)

Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением.

5. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются такими организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм как нормы общественных объединений, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения — формально закрепляются письменным источником — уставом, принимаемым в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Но корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.



6. Правила этикета – это нормы обхождения с окружающими людьми, формы их приветствий и обращения к ним, манеры, учтивость по отношению к другим. Иными словами, они показывают, какими должны быть облик вежливого, воспитанного человека, его поведение в обществе (например, неприлично интересоваться стоимостью подарка или заработной платой даже у друга)

7. Эстетические нормы – это правила, определяющие, что есть прекрасное, а что – безобразное (например, не принято приходить на занятия в школу в спортивном костюме)

8. Традиции – правила поведения обобщенного характера, передающиеся из поколения в поколение и характеризующие национальные, религиозные семейные и другие особенности общества (например, регулярные встречи выпускников школы).




Социальный контроль – способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.



Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.


Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.



позитивные

негативные

формальные

Ф+

Ф-

неформальные

Н+

Н-


Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.


II. Закрепление изученного. – 6 мин.

Ответить на в о п р о с ы:

1) Что такое социальная норма?

2) Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение.

3) Какую роль играет социальный контроль?

4) Решение заданий пита итоговой аттестации:


1. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ ВИДЫ САНКЦИИ


А) проявление недружелюбия

Б) наложение штрафа 1) формальные негативные санкции

В) объявление выговора

Г) объявление бойкота 2) неформальные негативные санкции

Д) отказ от сотрудничества

2. Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ

A) санкционированы государством

Б) обеспечиваются общественным мнением 1) моральные

B) закрепляют представление о прекрасном и безоб­

разном 2) правовые

Г) основаны на представлениях о добре и зле

Д) обеспечиваются государственным принуждением 3) эстетические

Е) чаще проявляются в художественном творчестве


3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Поощрение, санкция, наказание, премирование, увольнение.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.


5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) замечание 2) санкция 3) социальная норма 4) политическая идеология

5) осуждение 6) духовная культура


Рефлексия

Д/З


(Для Б,В классов.)


второй урок темы, выработка навыков и умений работы с заданиями типа Огэ

(Задания базового уровня)

4 правильно выполненные задания в сумме дают «3» балла, 5 заданий – «4», 6 заданий «5».

  1. Выберите верные суждения о социальных нормах:
    1. Моральные нормы обеспечиваются силой государства
    2. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм
    3. Все социальные нормы обязательны для исполнения
    4. Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами
    5. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества

  2. Выберите верные суждения о социальных нормах:
    1. Исполнение этических норм обеспечивается самоконтролем, совестью человека
    2. Социальные нормы отражают модели должного поведения
    3. Традиции фиксируются в нормативных актах
    4. Принятый в компании дресс- код относится к корпоративным нормам
    5. Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали

  3. Выберите верные суждения о социальных нормах:
    В социальных нормах отражаются ценностные представления общества
    2. В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках
    3. Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали
    4. Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре или зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами
    5. Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства

  4. Выберите верные суждения о социальных нормах:
    Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве
    2. Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что – либо в человеческих отношениях
    3. К социальным нормам относятся традиции и обычаи
    4. Социальные нормы являются элементом социального контроля
    5. Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям

  5. Выберите верные суждения о социальных нормах:
    Социальные нормы отражают ценностные представления общества
    2. К социальным нормам относят традиции, обычаи
    3. Неисполнение любой социальной нормы влечёт юридическую ответственность виновных индивидов и социальных групп
    4. Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп, называют моральными нормами
    5. Исполнение моральных норм обеспечивается принудительной силой государства

  6. Выберите верные суждения о социальных нормах:
    Социальные нормы отражают модели, стандарты должного поведения
    2. Этические нормы всегда отражаются в политических принципах
    3. Обычаи, как правило, фиксируются в нормативных документах
    4. Корпоративные нормы обеспечиваются предусмотренными организацией санкциями
    5. Порядок применения правовых норм устанавливается государством



(Задание повышенного уровня сложности)

ДЛЯ 7-Б,В КЛАССОВ. Правильные ответы на два задания дают «3» балла, на три задания – «4» балла, четыре задания – «5» баллов.

Прочтите текст и выполните задания
Социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями... Санкции обретают  законность на основе норм. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), которые свидетельствуют о плохих манерах.
Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих... В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи - неписаные правила поведения.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция - всё то, что унаследовано от предшественников... Традиционными могут стать встречи бывших одноклассников, однополчан, подъём национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом.

1. Что авторы называют традицией? Почему традиции необходимы для развития общества? Какие примеры традиций приведены авторами?

2. Что авторы называют привычками? Какие два типа социальных норм, основанные на привычках, названы в тексте? Какое различие этих типов норм названо авторами?

3. Авторы рассматривают связь социальных норм и санкций. Используя текст и обществоведческие знания, укажите любые два вида санкций. На примере взаимодействия в школьном коллективе проиллюстрируйте применение этих двух видов санкций.

4. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения необходимости соблюдения социальных норм всеми членами общества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя