СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме: Формирование единых государств в Европе и России Класс:7

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; излагать и аргументи­ровать свою точку зрения в соответствии с возрастными возмож­ностями; уважительно относиться к историческому наследию; развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме: Формирование единых государств в Европе и России Класс:7»

План-конспект урока по теме: Формирование единых государств в Европе и России

Класс:7

Цели и задачи: познакомить с процессом формирования еди­ных государств в Европе и России, его предпосылками и осо­бенностями; выявить роль церкви в становлении единого госу­дарства.

Планируемые результаты: 

  • предметные: применять основные хронологические понятия, термины; давать определения понятий крепостное право, самодержавие; харак­теризовать процесс формирования единых государств в Европе и России и определять черты сходства и различия в причинах и предпосылках этого процесса; выявлять роль церкви в ста­новлении единого государства; оценивать роль сословий в ев­ропейских странах и в России; описывать военную революцию в Европе; аргумен­тировать собственное отношение к дискуссионным вопросам истории России XVI в.; 

  • метапредметные УУД — 1) коммуника­тивные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, ар­гументировать и отстаивать свое мнение; 2) ре­гулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познава­тельной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; 

  • личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; излагать и аргументи­ровать свою точку зрения в соответствии с возрастными возмож­ностями; уважительно относиться к историческому наследию; развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, презентация, тетради

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока

I.Проверка Д/З

II.Изучение нового материала

Тема: Формирование единых государств в Европе и России

План:

1. Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России.

2. «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России.

3. Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия.

4. Роль сословий в европейских странах и России.

5. Военная революция в Европе.

 Проблемный вопрос:

  • Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России?

Вспомним

  • Государство?

  • Единое государство?

  • Централизованное государство?

Информационный, аналитический блоки.

Тема сегодняшнего урока «Формирование единых государств в Европе и России». Какие единые государства мы проходили с вами в прошлом учебном году? (Киевская Русь, государство франков, Франция). Что с ними стало? (они разделились на несколько государств, перешли в политическую раздробленность). Почему опять начался процесс складывания малых частей страны в единое государство с центральной властью? Какие же предпосылки легли в основу этих процессов? Какая форма центральной власти сформировалась в Европе и России?

Вытекает проблема: Зачем вообще понадобилось разрозненным государствам опять объединяться в единое целое? Одного желания правителя объединить страну в единое государство мало, на одной силе оружия такое государство долго не просуществует. Значит одного желания мало, нужны еще веские причины, которые побудят разные части страны объединиться в единое целое. Вот эти причины и должны мы с вами найти.

Начнем с Европы. Вспоминаем, с кем воевала Франция в XV в.? (с Англией, Столетняя война). Можем ли мы сказать, что французский король объединял земли страны, отвоевывая их у Англии и ее союзников, в единое государство с центральной властью в его лице? (да). Скажите, из кого формировалось французское войско в это время? (в основном уже из наемников – солдат, чьим профессиональным ремеслом стало военное дело). Скажите, хорошие солдаты стоят дорого? (да). Откуда французский король брал регулярно немалые деньги на выплату жалованья солдатам? (с налогов, податей которые пополняли королевскую казну). Кто платил налоги? (представители третьего сословия «работающие» - купцы, ремесленники крестьяне). Регулярно собирать налоги, которых будет хватать на содержание армии наемников, может развивающаяся растущая экономика. Вспоминаем, какие типы хозяйств мы с вами прошли в курсе обществознания? (натуральное и товарное). Что такое натуральное хозяйство, могло ли оно обеспечивать казну большим притоком денег в виде налогов? (нет). А что такое товарное хозяйство? Так какое же из хозяйств господствовало в Европе и во Франции в частности в XVв.? (товарное). Натуральное хозяйство присуще средневековому обществу в его феодальной составляющей, когда феодалу его сеньором (королем) выделялась земля с закрепленными на ней крестьянами (феод), за это феодал обязан был нести военную службу своему сеньору, а крестьяне его обеспечивали всем необходимым. Скажите, крестьяне в XV в. во Франции оставались в большинстве своем зависимыми от феодалов или становились свободными? (свободными, раз хозяйство стало товарным). Значит, можем ли мы с вами сказать, что крепостное право во Франции в XV в. уже практически не существовало? (да). Какую роль играли города в экономике европейских стран? (ведущую, они были средоточием торговли и богатства, крупнейшими торговыми центрами). Для обеспечения стабильной и безопасной торговли, что нужно было городам? (мир и безопасность торговых путей). Как можно обеспечить безопасность торговли по всей стране? (для этого нужно объединить территории в единое государство с центральной властью). Какой мы с вами можем сделать вывод о предпосылках, причинах формирования единого государства во Франции? (это, прежде всего, развитие товарного хозяйства, товарно-денежных отношений, в результате которых люди занятые торговлей и производством товаров были заинтересованы в едином государстве и в этом смысле поддерживали стремление короля объединить страну в единое государство).

Как обстояли дела в России в XV в.? Вспоминаем прошлогодний курс, когда мы проходили формирование единого русского государства при Иване III. Единое государство в России стало следствием военной необходимости или экономической как в Европе (Франции)? Почему военной? (борьба с Ордой, необходимость выйти из ордынской зависимости). Великому князю Ивану III необходимо было именно большое войско, не мог ли он, как его далекие предки обойтись дружинниками? (нет, не мог, т.к. у орды многочисленное конное войско, которое в свое время наносило поражения русским князьям с их относительно небольшими дружинами пусть и из сильных воинов). А мог ли великий князь московский как французский король позволить себе нанять за деньги большую армию наемников? (не мог, слишком дорого). Почему же Ивану III в отличие от французского короля было непозволительно дорого нанимать солдат? (слабо развитая экономика в виде слабости товарного хозяйства не обеспечивала казну необходимым количеством налогов, которых бы хватало на наемную армию).

 Задание 1:

Прочитать п. 1 «Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России» , занести в таблицу особенности формирование единых государств.

Западная Европа

Россия

  • Развитие рыночных отношений

  • Открытие новых морских путей

  • Рост производства (кораблестроение)

  • Быстрое развитие городского ремесла

  • Городам необходима поддержка

  • и защита со стороны государства

  • Города – главная сила в объединении страны

  • Феодалы заинтересованы в сильной центральной власти, которая поможет подавлять крестьянские выступления

  • Крестьяне выкупали свободу

  • Натуральное хозяйство – не основа экономики

  • Совместная борьба русских земель за национальное освобождение от

ордынской зависимости

  • Расширение территорий страны, рост земельных владений великого князя,

поиск путей закрепощения крестьян на земле

  • Господство натурального хозяйства

  • Отсутствие тесных хозяйственных связей

между районами страны

особенности формирования единых государств

Задание 2:

Прочитать п. 2 «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России», занести в таблицу особенности формирование единых государств.

усиление власти

Западная Европа

Россия

  • Новая система управления.

  • Формировалось большое и влиятельное чиновничье сословие, которое руководило государством от имени монарха.

  • Правители и аппарат управления влияли на развитие производства и торговли единой страны.

  • Новые виды налогов, исключительное право на продажу соли.

  • Рост доходов.

  • Правители и главы католической церкви покровительствовали деятелям искусства.

  • Расцвет культуры.

  • Великий князь и государь всея Руси Иван III

 (1462-1505) – безграничная власть.

  • 1497 г. принят общероссийский свод законов –

Судебник.

Кто знает, что значит поговорка «вот тебе бабушка и

Юрьев день»? Откуда взялся этот Юрьев день?

(Судебник 1497г. Ивана III,

в котором ограничивался переход крестьян от одного

землевладельца к другому неделей до и после Юрьева дня).

Значит Судебник Ивана III, по сути, начал какой процесс в

отношении крестьян? (процесс прикрепления их к земле

крепостное право). А крепостное право у нас связано с

феодальными отношениями, т.е.по сути, наши помещики

стали феодалами как в средневековой Европе.

  • Государство вмешивалось во все сферы жизни,

определяло их развитие.

  • Новая система управления (старомосковское

боярство + бывшие удельные князья + литовские

князья и татарские ханы).

  • Герб государства двуглавый орел – символ

Византийской империи (объединение под властью

Рюриковичей огромного многонационального государства)


 Задание 3:

Прочитать п. 3 «Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия» , занести в таблицу особенности формирование единых государств.

 абсолютизм и самодержавие

Западная Европа

Россия

  • В XVI формируется абсолютизм – неограниченная власть монарха.

  • Правитель – помазанник Божий, ни от кого не зависит, издает единые законы, чеканит монету, ведет политику с иностранными государствами, имеет право изъять собственность феодалов за гос.измену, соблюдает традиции своих предшественников королей.

  • Над монархом существовал контроль со стороны папы римского.

  • Абсолютизм возник в условиях отмирания натурального хозяйства.

  • Самодержавная власть великого князя (большая самостоятельность

и сильная власть)

  • Зарождались элементы сословного представительства.

  • Велика роль церкви в гос.делах.

  • Усиливается роль монарха в экономической сфере.

  • Великий князь и и государь всея Руси опирался на церковь.

  • Самодержавие формировалось в условиях складывания крепостного права.


 

Запомним:

Крепостное право – форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца.

Самодержавие – монархическая форма правления в России, государству принадлежит верховное право в принятии законов, управлении страной, руководстве армией и флотом, определении содержания внутренней и внешней политики.

Задание:

Прочитать п. 4 «Роль сословий в европейских странах и России»занести в таблицу особенности формирование единых государств.

роль сословий

Западная Европа

Россия

  • Высокая плотность населения и отсутствие свободных территорий приводило к острым противоречиям между сословиями и давлению на монарха с целью закрепления привилегий и прав этих сословий + система вассалитета.

  • При Иване III - рост территорий в 5 раз, усиление власти правителя, не ощущались противоречия между сословиями.

  • Система гос. подданства (отсутствие закрепленных в законе прав и привилегий сословий).

 

Военная революция в Европе:

  • С XVI в. войны между европейскими государствами становятся продолжительными и жестокими.

  • Формируются союзы (коалиции) государств.

  • Образование первых колониальных империй, выход конфликтов за пределы Европы.

  • Возросла роль артиллерии, стрелкового оружия (ружья, карабины, пистолеты)

  • В XVI в. на смену ополчению пришли регулярные (постоянные) армии.

  • С конца XV в. возводятся бастионы, они отражают атаки армии со всех сторон.

  • Морские державы создают собственный военный флот.

  • Т.О. Военная революция в Европе способствовала формированию единых государств и укреплению в них сильной монаршей власти.

  1. Закрепление

Проблемный вопрос:

  • Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России?

  1. Формирование единых государств в Западной Европе и России имело как общие черты, так и различия.

  2. Одновременно в Западной Европе и России шёл процесс укрепления абсолютной монархической власти.

  3. В России происходило постепенное формирование самодержавия - национальной формы абсолютизма, при которой монархическая власть не была ограничена выборным представительным органом и опирались лишь на приближённых великого князя, образующих аппарат управления единым государством.

  1. Домашнее задание

Параграф , сообщение о причинах появления двуглавого орла в качестве символа государства




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!