СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме: Хозяйство,быт и верования восточных славян. класс:6.история России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы подробно изучить нравы славян, необходимо сказать об их духовном мире. Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, которые верили во множество богов. Наши предки смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме: Хозяйство,быт и верования восточных славян. класс:6.история России.»

План-конспект урока по теме: Хозяйство и верования восточных славян.

класс:6

Цель урока: Определить основные занятия восточных славян, определить роль разных исторических источников в изучении темы.

Триединая дидактическая цель:

Обучающая

сформировать у учащихся представление о месте обитания, об основных занятиях, верованиях.

Развивающая

развитие ключевых компетенций, а именно:

  • Ценностно-смысловые – изучить исторические факты, материалы, дать им морально-нравственную оценку.

  • Коммуникативные - уметь принимать другие точки зрения, давать аргументированный ответ, проявлять толерантность по отношению к чужим высказываниям.

  • Информационная – поиск и анализ полученной информации посредством исторического источника, выдвижение и доказательство гипотезы.

  • Учебно-познавательные – планирование деятельности для достижения цели.

Воспитывающая

познакомиться с элементами материальной культуры.

Планируемы результаты

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания; определять понятия; устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Учащиеся усваивают географию расселения племенных союзов славян; понимают, как повлияли природные и климатические условия на занятия и быт восточных славян; устанавливают связи верований славян с их занятиями

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности: Учебник «История России. Ч.1/ Н.Арсентьев, А.Данилов под ред. А.Торкунова; карта атласа «Расселение славян.», проектор, таблица «Расселение славян», исторические документы.

Ключевые понятия темы урока:

бортничество, язычество, идолы, волхвы, три ветви славян: восточные, западные и южные; системы земледелия: подсечно-огневая, переложная, двуполье и трёхполье;

Методы, доминирующие на уроке:

наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: работа в группах, фронтальная

Методические приемы: постановка вопроса, «птичий базар»,

ЦОР: Сервис LearningApps, Google Планета земля Pro

Тип урока: комбинированный, проблемный урок с элементами лабораторной работы в сопровождении компьютерного видеоурока.


Ход урока.

1. Организационный момент (2мин).

2. Актуализация знаний( 2 мин).

Все, (...) что почитается очень старым, было когда-то новым. (...) И то, что мы сегодня подкрепляем примерами, также когда-нибудь станет примером.

Тацит.

Учитель. Как вы понимаете данное высказывание?

Вы начали знакомство с историей нашего государства – Россия. Почему же так важно ее изучать?

А вы знаете как называли народ проживавший на Руси, предков русских, украинцев и т.д.?

3. Мотивация(3-4 мин.)

Будем работать с вами в группах по 5 человек.

На столах каждой группы лежат предметы(карточки), относящиеся к сегодняшнему уроку. Рассмотрите их.

Можете ли вы определить (хотя бы приблизительно) к какому веку относятся?

А кто пользовался ими?

Каким способом они добывались?

Чтобы определить к чему и к кому относятся данные артефакты, нам необходимо найти пути для достижения истины.

Предлагаю вам отправиться в путешествие по ленте времени и рассмотреть самые яркие моменты истории России и получить,,,,,,,

4. Определение цели и задач урока (2 мин.) Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т.е. сущую правду? И сегодня на уроке мы с вами постараемся узнать эту правду.

Но прежде чем начать работу давайте определимся с тем, о чем мы сможем узнать? Варианты детей

Прогорите и напишите на стикерах то что мы должны узнать. Приклейте на доску.( Использовании Agail технологии)

5.Изучение нового материала ( 10 мин)

Начнем работу и план нашей деятельности такой :

  1. происхождение и расселение славян

  2. занятия

  3. верования

1.Происхождение и расселение славян.
Видео.

А для начала познакомимся с племенами восточных славян.

У вас на партах лежат выдержки из Повести Временных Лет( письменный источник по истории ), автор его монах Нестор. Атласы с контурными картами.

Задание 1: Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. «Некогда славяне входили в состав еще не  разделившейся группы индоевропейцев, поэтому общие предки у таких народов, как славяне, балты, германцы, греки, иранцы. Согласно одной из гипотез прародиной европейцев была Малая Азия. Примерно в Vвеке до н.э, славянские племена, отделившись, освоили территорию Вислы, Одера, Днепра (работа с картой). В ходе переселения славяне разделились на три ветви. На основе материалов учебника попробуем ответить на вопрос о происхождении восточных славян и заполним таблицу:Происхождение восточных славян

Прежде чем изучать историю наших предков, мы должны понять, где они проживали. Известно, что на территории Восточно-Европейской    равнины проживало 15 племенных союзов. Обратим внимание на карту, нам необходимо изучить расселение этих племен.

«…Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели… славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами (от слова «дрягва» - болото), иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суде, и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ…»

Прежде чем изучать историю наших предков, мы должны понять, где они проживали. Известно, что на территории Восточно-Европейской    равнины проживало 15 племенных союзов. Обратим внимание на карту, нам необходимо изучить расселение этих племен.

Задание для 1 группы. Найдите на карте обозначенные в тексте племенные союзы славян в северной части Восточно-европейской равнины и закрасьте три из них различными цветами.

Задание для 2 группы. Заполните таблицу: Расселения восточных славян.

Задание для 3 группы.

Найдите на карте обозначенные в тексте племенные союзы славян в южной части Восточно-европейской равнины и закрасьте три из них различными цветами.

Проверим ваши работы, если что-то не успели , то дополняем

Приходим к выводу:

Название славянского племени

Географические ориентиры его поселения

поляне

Киев

древляне

северо-запад Киева

дреговичи

левобережье Припяти

бужане, волыняне

верховья южного Буга

уличи, тиверцы

Поднестровье

белые хорваты

Закарпатье

северяне

левобережье Днепра

радимичи

между Днепром и Сожем

кривичи

верховья Волги, Днепра. Двины

полочане

бассейн Западной Двины

словене

район озера Ильмень

вятичи

район Оки и Москвы-реки

     

2. Учитель .А сейчас рассмотрим репродукцию «Занятия древних славян» Определите по иллюстрации, какие занятия у славян существовали?

Учащиеся. Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство

Учитель а как вы думаете, что влияло на выбор занятий славян?

Ученики природно- климатические условия и географическое положение

Работа в группах

А более подробно , познакомится с хозяйством славян , вы сможете сами 1 группа – Земледелие. Заполнить схему по алгоритму.

2 группа- скотоводство, бортничество, охота. Дополните схему.

3 группа – быт. Опишите жилище восточных славян.

Использование приема « Птичий базар».

- расскажите по цепочке своему соседу что вы узнали на данном этапе. 5ый член группы рассказывает другой группе и возвращается к своей к своей.

Основные занятия восточных славян 

Земледелие

Скотоводство

Торговля

Промыслы

Ремесла

Подсечно-огневое (лесная зона, север)

 

 

Собирательство

Ювелирное дело

Переложное (степная и лесостепная зона)

 

 

Бортничество

Гончарное дело

 

 

 

Рыбная ловля

Кузнечное дело


2 группа

Дополнительный материал к уроку:

Прокопий Кесарийский о славянах и антах.

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

Учитель. Пользуясь документами опишите жилища славян?

Ученик. Прокопий Кесарийский пишет так: «Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства».

Учитель. Рассмотрите иллюстрацию на стр.уч-ка, на которой изображен славянский поселок, восстановленный по данным археологических раскопок. Опишите его.

Ученик. Поселок находится на берегу реки, он небольшой, обнесен забором. Поселок состоит из отдельных домов, значит, славяне живут семьями. Видно, что все постройки сделаны из дерева.

Природно-климатические условия отразились и в религии: славяне не могли объяснить явления природы, боялись её и поэтому большинство богов славянского пантеона были связаны с природными явлениями.

Вопросы к классу:

- Опишите жилище славян. (Деревянные дома-полуземлянки, мебель – скамьи, столы. Крышу крыли ветвями. Обмазанными глиной. Топилось жилище по-черному.))

- Назовите особенности нравов славян. (Добродушие, гостеприимство, храбрость).

  1. Верования славян.

Чтобы подробно изучить нравы славян, необходимо сказать об их духовном мире. Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, которые верили во множество богов. Наши предки смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. В каких же богов верили славяне? Заполняем таблицу.

ИМЯ

БОЖЕСТВО

Ярило

Бог Солнца

Перун

Бог молнии,  грома

Волос

Бог скотоводства

Стрибог

Бог ветра

Сварог

Бог неба

Даждьбог

Бог света

Симаргл

Бог подземного царства

Мокошь

Богиня плодородия

Щур

Дух предка

Леший

Дух леса

Домовой

Дух дома

Водяной

Дух воды

Русалка

Дух воды

Лихо

Дух зла, несчастья


Задание для 1 группы-

Работа с выдержкой История государства Российского. Карамзин Н.М.

Собрать схему :Верования Восточных славян.

Задание для 2 группы-

Работа с выдержкой История государства Российского. Карамзин Н.М.

Собрать пазл.

Задание для 3группы- Распознать на картинке богов и подписать их.

Славяне были язычниками. Что такое язычество? Язычество- верования во множество богов. и запишите его в тетрадь.

Славяне смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств . Наиболее почитаемыми были Сварог – бог вселенной, Ярило (Даждьбог) – бог солнца, Перун – бог грома и молнии (войны и оружия), Стрибог – повелитель ветра, Волос (Велес) – покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) – божество плодородия.

Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (Щур, домовой) будто бы оставались в доме и охраняли потомков от бед. Души умерших детей и утонувших женщин представлялись им в образах русалок. Признавалось существование разного рода нечистой силы. Так в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян жил водяной, а в чаще темного леса обитал лесной дух – леший. Вера в нечистую силу существует и сегодня. Часто представители нечисти становятся персонажами русских сказок, кино и мультфильмов

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы . Запишите этот термин в тетрадь. (Выполнение задания). На иллюстрации на стр. 10 вы можете увидеть место в центре поселка, где расположены идолы. Чтобы задобрить разгневанного бога, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях даже людей.

У славян не было и особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

- Скажите, в настоящее время сохраняются языческие традиции? Если да то приведите примеры.



6. Закрепление(3-4).

Вопросы к классу:

-   Как жили славяне? (Изначально славяне жили в родовой общине, затем в соседской - вервь).

-  Какую роль в общественной жизни славян играло вече? (Народное собрание выбирало старейшин для ведения общих дел).

- Какая система лежала в основе вооруженных сил восточных славян? (Народное ополчение по десятичной системе)

Задание 8: На странице 32, п. 6 прочитаем и выясним, кто жил по соседству со славянами, всегда ли удавалось жить в дружбе с соседями.

Задание 9: На странице 33 мы видим документ – отрывок из сочинения византийского историка Прокопия Кесарийского о славянах. Прочитаем его и попробуем выяснить, приходилось ли славянам защищаться от врагов.

Учитель. Итак, ребята, мы познакомились с жизнью восточных славян.

А теперь попробуйте рассказать от имени этих артефактов о том, откуда они и какую историческую информацию в себе несут.

Для каждой группы по 10 предложений.

7.Рефлексия(2 мин).

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я научился…

  6. я смог…

  7. меня удивило…

8.Домашнее задание(1 мин)

Найти из различных источников сообщения о земледельческих праздниках, приметах, гаданиях древних славян
- найти загадки, пословицы, поговорки славянских народов

2) индивидуальные задания: кроссворд по изученной теме, мини-сочинение «Языческие традиции в современном обществе», «Один день в славянском поселении»

Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня поработали на уроке, справились со всеми заданиями. Мы с вами определили тему урока, отвечали на вопросы, составили алгоритм работы, выполняли задания. Я очень довольна вашей работой. Я благодарю вас за урок! До свидания!


















Карточка-инструкция первой группы для исследования вопроса

«Расселение и происхождение славянских племен».

«Повесть временных лет»


«...Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. Пот тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, серпы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи —лутичи, иные —мазовшане, иные — поморяне.

Также и эти славяне, пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и. назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»

Вопросы и задания к документу

Задание для 1 группы. Найдите на карте обозначенные в тексте племенные союзы славян в северной части Восточно-европейской равнины и закрасьте три из них различными цветами.

Задание для 2 группы. Заполните таблицу: Расселения восточных славян.

Задание для 3 группы.

Найдите на карте обозначенные в тексте племенные союзы славян в южной части Восточно-европейской равнины и закрасьте три из них различными цветами.





















Поляне. Самое многочисленное племя, силившееся у берегов Днепра, южнее Киева. Именно поляне стали стоком формирования древнерусского государства. По данным летописи в 944 году они перестали называть себя полянами, а стали использовать название Русь.

Словене ильменские.  Самое северное племя, которое селилось вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера. По данным арабских источников именно ильмени вместе с кривичами образовали первое государство – Славия.

Кривичи. Селились севернее Западной Двины и в верховьях Волги. Главные города – Полоцк и Смоленск.

Полочане. Селились южнее Западной Двины. Незначительный племенной союз, который не сыграл важной роли в том, чтобы восточные славяне образовали государство.

Дреговичи. Жили между верховьем Немана и Днепром. В основном селились вдоль реки Припять.  О данном племени известно только то, что они имели собственное княжество, главным городом которого был Туров.

Древляне. Селились южнее реки Припять. Главным городом этого племени был Искоростень.

Волыняне. Селились .жнее древлян в истоках Вислы.

Белые хорваты. Самое западное племя, которое располагалось между реками Днестр и Висла.

Дулебы. Находились восточнее белых хорватов. Одно из слабейших племен, которое просуществовало недолго. Добровольно вошли в состав русского государства, предварительно распавшись на бужан и волынян.

Тиверцы. Занимали территорию между Прутом и Днестром.

Угличи. Селились между Днестром и Южным Бугом.

Северяне. В основном занимали территорию, прилагающую к реке Десна. Центром племени был город Чернигов. В дальнейшем на это территории образовалось сразу несколько городов, которые известны и сегодня, например, Брянск.

Радимичи. Селились между Днепром и Десной. В 885 году были присоединены к древнерусскому государству.

Вятичи. Находились вдоль истоков Оки и Дона. Согласно летописи предком этого племени был легендарный Вятко. При этом уже в 14 веке никаких упоминаний про вятичей в летописях нет.












Карточка-инструкция для исследования вопроса

«Занятия восточных славян»


Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сна­чала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее за­брасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и ле­состепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в тече­ние нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20 — 30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называется переложной.

Сельскохозяйственные работы состояли из несколь­ких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заост­ренными раздвоенными снизу концами, на которые нанизывали железные наконечники-сошники. Соха оставля­ла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выкорчевывали, бороной — боронили. Ее делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный дни босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.

Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.

Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы служили основным средством обмена, т.е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремесла: выплавка железа, кузнечное и ювелирное дело.

Вопросы и задания к документу.

1. Прочитайте фрагмент учебного материала (п. №1 стр. 8-9), выберете наиболее важные сведения.

2. Подготовьте устный ответ, используя вопросы, заполните схему (на листах):

- занятия населения?

- какие сельскохозяйственные культуры они выращивали?

- какие две системы земледелия существовали у древних славян?














Карточка-инструкция для исследования вопроса

«Занятия восточных славян»


Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сна­чала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее за­брасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и ле­состепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в тече­ние нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20 — 30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называется переложной.

Сельскохозяйственные работы состояли из несколь­ких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заост­ренными раздвоенными снизу концами, на которые нанизывали железные наконечники-сошники. Соха оставля­ла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выкорчевывали, бороной — боронили. Ее делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный дни босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.

Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.

Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы служили основным средством обмена, т.е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремесла: выплавка железа, кузнечное и ювелирное дело.

Вопросы и задания к документу.

1. Прочитайте фрагмент учебного материала (п. №1 стр. 8-9), выберете наиболее важные сведения.

2. Подготовьте устный ответ, используя вопросы, заполните схему (на листах):

- каких домашних животных разводили?

- С какими ремеслами были знакомы славяне?













Дополнительный материал к уроку:

Прокопий Кесарийский о славянах и антах.

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

Славяне были язычниками. Что такое язычество? Язычество- верования во множество богов. и запишите его в тетрадь.

Славяне смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств . Наиболее почитаемыми были Сварог – бог вселенной, Ярило (Даждьбог) – бог солнца, Перун – бог грома и молнии (войны и оружия), Стрибог – повелитель ветра, Волос (Велес) – покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) – божество плодородия.

Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (Щур, домовой) будто бы оставались в доме и охраняли потомков от бед. Души умерших детей и утонувших женщин представлялись им в образах русалок. Признавалось существование разного рода нечистой силы. Так в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян жил водяной, а в чаще темного леса обитал лесной дух – леший. Вера в нечиссилу существует и сегодня.

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы . Запишите этот термин в тетрадь. (Выполнение задания). На иллюстрации на стр. 10 вы можете увидеть место в центре поселка, где расположены идолы.

Карамзин Н.М. История государства Российского.

«Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России Ладо; ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим и ныне в старинных напевах,

Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба... Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около него и воспевали Купала...

24 декабря язычники Русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще и в наше время, накануне Рождества Христова, дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина в песнях, твердят имя Коляды и просят денег.

Для почитания каждого бога были выделены дни недели. Расселившиеся на территории Восточной Европы славяне храмов не строили, но у каждого племени было свое святилище, где приносили жертвы богам, и стояла статуя бога – идол. Идолов делали из дерева, глины, камня и даже металла. Идолопоклонством официально занимались вплоть до принятия христианства, но даже после этого старые верования никуда не исчезли.

Занятия восточных славян











Использование в быту

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!