ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
_______________ Кислоты _________________
| ФИО (полностью) | Кулешова Марина Валерьевна |
| Место работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области |
| Должность | учитель |
| Предмет | химия |
| Класс | 8 |
| Тема и номер урока в теме | кислоты , урок№4 |
| Базовый учебник | Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия-8. «Просвящение» |
Цель урока: сформировать у учащихся знания о классификации кислот, раскрыть основные физические и химические свойства кислот; расширить знания об индикаторах воспитывать коммуникативные компетенции.
9. Задачи:
- В результате учащиеся должны знать: понятие "кислота", формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы, основные физические и химические свойства;
- уметь выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.
- продолжить развитие у учащихся умение анализировать, выделять главное и используя яркие примеры познавательный интерес к предмету;
Тип урока - изучение нового материала, носит исследовательский характер.
Формы работы учащихся- словесные (рассказ, дискуссия)
-наглядные (наблюдение, демонстрация)
-стимулирование и мотивации (создание проблемной ситуации)
-практический (выполнение лабораторной работы)
-контроля (тестовые задания)
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор;
для лабораторной работы: пробирки, зажим, спиртовка, спички, раствор соляной кислоты, разбавленная серная кислота, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага, цинк, железо, медь, оксид меди, гидроксид натрия, свежеприготовленный гидроксид меди (II), карбонат калия.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные : формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразо-ванию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Предметные: Способность применять понятийный аппарат химического знания и приемы анализа для раскрытия сущности наблюдаемых явлений; овладение понятиями по теме.
Научатся актуализировать знания о свойствах кислот, научатся обращаться с кислотами.
Составлять уравнения реакций.
Аргументировано высказывать свою позицию о способах применения кислот.
Метапредметные: Развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у обучающихся самостоятельности; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях, способностей определять и аргументировать своё отношение к ним; готовность к сотрудничеству, коллективной работе.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ресурсов | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент (1 мин) Цель: включение в деловой ритм | | Здравствуйте, дети! Садитесь, пожалуйста. Готовимся к уроку. | Приветствуют учителя, готовятся к уроку |
2.Актуализация знаний (4мин) Цель: активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала, пробудить познавательную активность | Презентация к уроку слайд №1 Слайд №2 | Организует деятельность учащихся актуализации знаний. Предлагает ответить на вопросы: Какие оксиды мы знаем? Приведите примеры кислотных оксидов? Почему их так назвали? | Определяют тему и цели урока, используя слайд презентации. Записывают тему в тетрадь Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов учащихся |
3.Изучение нового материала (30 мин) Цель: сформировать у учащихся знания о классификации кислот, раскрыть основные физические и химические свойства кислот. | Слайд №3 Слайд№4 Раздаточный материал (приложение №1) Оборудование для лабораторной работы Приложение №2 Слайд №5 | Организует работу по анализу формул различных кислот. Предлагает ответить на вопросы: Что общего вы видите в формулах кислот? Чем они отличаются? Какие это вещества- простые или сложные? Попробуйте дать определение кислоты. Предлагает выполнить задание: Вспомните: чему равна валентность водорода, попробуйте определить валентность кислотных остатков предложенных кислот. Предлагает озвучить ответ. Предлагает распределить кислоты сначала на две группы, затем на три. Вместе с учащимися формулирует выводы о классификации кислот. С названиями кислот предлагает ознакомиться по таблице 12 учебника страница 100. Предлагает ответить на вопросы: Какие кислоты встречаются в быту? Какие физические свойства общие у этих кислот? Вместе с учащимися формулирует выводы о физических свойствах кислот. Предлагает познакомиться с правилами техники безопасности при работе с кислотами, используя раздаточный материал. Предлагает провести исследование – как изменяет кислота цвет индикаторов и записать выводы в тетрадь. Контролирует работу учащихся в парах. Предлагает провести исследование – какие металлы взаимодействуют с кислотой, какие не взаимодействуют. Предлагает ознакомиться с материалом учебника страница 102, 2 последних абзаца (ряд Н.Н. Бекетова), оформить результаты в тетради, осуществляет помощь при составлении уравнений реакций. Предлагает проверить правильность составления уравнений реакций. Предлагает сделать вывод о веществах, которые получаются в результате этих реакций. Предлагает провести лабораторный опыт – взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II). Осуществляет контроль за соблюдением правил техники безопасности. Предлагает сделать вывод о данном свойстве кислоты и записать уравнение реакции, сделать вывод о веществах, которые получаются в результате этой реакции. Предлагает выполнить лабораторный опыт- взаимодействие кислоты с растворимы и нерастворимыми основаниями. Осуществляет контроль за соблюдением правил техники безопасности. Предлагает сделать вывод о данном свойстве кислоты и записать уравнение реакции, сделать вывод о веществах, которые получаются в результате этой реакции. Предлагает выполнить лабораторный опыт- взаимодействие кислоты с раствором соли- карбонатом калия. Осуществляет контроль за соблюдением правил техники безопасности. Предлагает сделать вывод о данном свойстве кислоты и записать уравнение реакции, сделать вывод о веществах, которые получаются в результате этой реакции. | Анализируют формулы кислот, формулируют и записывают в тетрадь определение кислот. Учатся определять валентность кислотных остатков. Выявляют признаки классификации кислот, распределяют кислоты на группы. Изучают материал таблицы учебника. Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя Самостоятельно знакомятся с правилами техники безопасности при работе с кислотами. Работают в парах, контролируют деятельность друг друга, делают выводы, записывают в тетрадь. Знакомятся с материалом учебника, учатся составлять уравнения реакций, записывают выводы в тетрадь. Проверяют правильность записей в тетради. |
4.Рефлексия (9 мин) Цель: проверить степень усвоения учащимися нового теоретического материала. | Раздаточный материал (приложение №3) | Создает условия для проведения тестового самоконтроля (первичное усвоение знаний). Предлагает ответить на вопросы | Работают самостоятельно по тестам и вопросам, контролируют деятельность друг друга в парах. |
5.Домашнее задание (1 мин) | Раздаточный материал (приложение №3) | Предлагает записать домашнее задание : параграф 32 №8(Стр.104)-дописать возможные реакции, №3(стр.105)- решить задачу | Записывают домашнее задание |
Приложение №1.
Правила техники безопасности при работе с кислотами.
Концентрированные кислоты вызывают обезвоживание кожи и других тканей.
Кислоты вызывают локальный химический ожог.
Степень тяжести химического ожога зависит от силы и концентрации кислоты. Даже уксусная и щавелевая кислоты способны вызывать некроз кожи при концентрации 60 – 70 % и выше.
Концентрированные кислот опасны еще и тем, что могут выделять едкие пары. Например, азотная кислота с концентрацией выше 63% выделяет физиологически активные оксиды азота. От концентрированной серной кислоты воздух загрязняет оксидами серы. Ледяная уксусная и муравьиная кислоты сильно раздражают дыхательные пути и слизистые оболочки глаз, являются легковоспламеняющимися жидкостями.
Концентрированные кислоты хранят под тягой. Переливают их также под тягой, пользуясь индивидуальными средствами защиты (очки или защитная маска, резиновые перчатки, халат, резиновый фартук).
При пользовании склянкой с кислотой необходимо следить, чтобы на каждой склянке было четкое название кислоты. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание ее порчи оказывалась наверху.
При разбавлении или укреплении растворов кислот льют кислоту большей концентрации.
Приливают кислоту по стеклянной палочке с предохранительным резиновым кольцом внизу.
В случае пролива кислоты ее необходимо убрать. Лучший способ уборки – засыпать лужу сухим кварцевым песком. Его перемешивают на месте разлива, а затем, собрав в совок, выбрасывают или зарывают в землю. После уборки песка место разлива обрабатывают 10 – 15 %-ым раствором соды, а затем моют водой.
Первая помощь. Пораженный участок кожи промывают сильно скользящей струей холодной воды в течение 10 – 15 мин. после промывки на обожженное место накладывают пропитанную водным 2%-м раствором питьевой соды марлевую повязку или ватный тампон. Через 10 мин. повязку снимают, кожу обмывают, осторожно удаляют влагу фильтровальной бумагой или мягкой
тканью и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощущений.
При попадании капель кислоты в глаза их промывают проточной водой в течение 15 мин. и после этого – 2%-м водным раствором питьевой соды. После этого пострадавшего отправляют в лечебное учреждение.
Приложение №2.
Исследование:
Какие свойства проявляют кислоты.
Задание№1 Налейте в четыре пробирки по 1 мл соляной кислоты. Добавьте в первую пробирку с соляной кислотой лакмус, во вторую - метилоранж, в третью - фенолфталеин, в четвертую- универсальный индикатор. Сделайте выводы, запишите их в тетрадь.
Задание №2. Налейте в три пробирки по 1 мл соляной кислоты. В первую пробирку добавьте цинк, во вторую - железо, в третью - медь. Запишите наблюдения и выводы в тетрадь.
Задание №3. Налейте в пробирку 1мл серной кислоты, добавьте немного (на кончике шпателя) оксида меди (II), нагрейте, соблюдая правила техники безопасности. Запишите наблюдения и выводы в тетрадь.
Задание №4. Прилейте по 1 мл соляной кислоты в пробирки с подкрашенным раствором гидроксида натрия и свежеприготовленным гидроксидом меди (II). Запишите наблюдения и выводы в тетрадь.
Задание №5. Налейте в пробирку 1мл серной кислоты, добавьте столько же раствора карбоната калия. Запишите наблюдения и выводы в тетрадь.
Приложение №2.
1.Найдите верный ответ:
1. Найдите химическую формулу кислоты:
НСl, ВаО, SO3.
2.Лакмусовая индикаторная бумага в кислой среде:
Синяя, красная, желтая.
3.Найдите химическую формулу бескислородной кислоты.
Н2SО3, НNO3, НCl,
4.Найдите химическую формулу двухосновной кислоты:
НСL, Н2SO4, H3PO4.
5.Определите самую сильную кислоту
Н2SO4, H3PO4 , HCl .
6.Определите кислородсодержащую кислоту:
НCl, Н2S, НNO3,
7.Определите одноосновную кислоту:
Н2SО4, НСL, H3PO4.
8.Кислоту нельзя получить при взаимодействии
SO2 + H2O, NO2+H2O, Mg+H2SO4, P2O5 + H2O
2. Ответьте на вопросы:
1. Почему все кислоты получили такое название?
2.Где в ряду активности металлов находится самый активный метал?
3.Что общего между всеми кислотами?
4. В каких агрегатных состояниях встречаются кислоты?
5.С какими веществами реагируют кислоты?
Домашнее задание.
Параграф 32
№8(Стр.104)-дописать возможные реакции,
№3(стр.105)- решить задачу