Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока по теме " Окончание Смуты" 7 класс»
«Окончание Смутного времени»
Цель урока: Усвоение учащимися основных ЗУН по теме «Окончание Смутного времени». Достижение цели урока посредством решения дидактических задач:
Образовательные: способствовать формированию представлений учащихся о значимости событий 1613 года в Отечественной истории.
Воспитательные: способствовать возникновению в учащихся сопереживания трагическим событиям Смутного времени, чувства гордости за успехи народного ополчения в деле освобождения Москвы.
Развивающие: продолжить развитие умений учащихся сравнивать и сопоставлять информацию, навыков работы со сложным (развернутым) планом, совершенствование навыка пересказа, а также способствовать развитию коммуникативной компетенции.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма обучения: групповая.
Методы обучения: инструктивный, побуждающий.
Вид учебной деятельности: познавательная, преобразовательная, коммуникативная.
Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России XVI-XVIII вв. М., 2003. Терминология: «семибоярщина».
Ключевые особенности урока: работа первичных и вторичных групп.
ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ формируются в соответствии с индивидуальным подходом к задачам формирования, развития или совершенствования определенных учебных умений и навыков. Так, например, учащиеся, которым необходимо, обратить особое внимание на работу со сложным планом (особенно, если им необходима для этого помощь одноклассников) объединяются в группу, для которой учителем предусмотрено соответствующее задание.
Задачи первичных групп: выполнение заданий, подготовка выступлений по содержательному компоненту задания. Схема работы за партами:
ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ формируются в результате объединения за одни столом представителей различных первичных групп.
Задача вторичных групп - взаимное обучение: обмен информацией, взаимооценка, закрепление изучаемого материала. Схема работы за партами:
1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 |
1 2 3 4 5 |
Структура урока.
этап | краткое содержание | время |
Вводный этап | 1.Ознакомление учащихся с темой, задачами урока. 2.Формирование первичных групп. | 2 мин. |
Этап актуализации опорных знаний и способов познавательной деятельности учащихся (подготовительный) | 1. Мини-опрос по Д/З: учащиеся читают отрывок из стихотворения К.Бальмонта, посвященного событиям Смутного времени. 2.Каждая группа получает отдельное задание. Учащиеся знакомятся с типом и содержанием задания, получают консультации учителя, напоминающие алгоритм работы по его выполнению. | 5 мин. |
Этап формирования новых знаний и способов действий учащихся (основной) | «НАУЧИСЬ САМ» 1. Выполнение заданий (совместно участниками группы) – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 2. Каждый из участников подводит итоги работы группы по выполнению задания: в зависимости от типа задания, учащийся зачитывает пункты плана, дает определения понятий, пересказывает, отвечает на вопрос и т.п. (первичная проверка понимания) | 15 мин. |
Этап применения изучаемого материала | «НАУЧИ ДРУГИХ» 1. Формирование вторичных групп (в каждую из вторичных групп входят учащиеся, выполнявшие различные типы задания в рамках работы первичных групп). 2. Обмен информацией между участниками вторичных (смешанных) групп. Каждый из учащихся рассказывает об особенностях своего типа задания и итогах его выполнения во время работы в первичной группе. | 15 мин. |
Итоги урока | Подведение итогов работы вторичных (смешанных) групп: - взаимооценка выступлений учащихся в группе; - учащиеся выполняют тестовые задания на обобщение материала по теме «Смутное время». – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Д/З: придумать и записать 5 вопросов по данной теме и ответить на них. | 8 мин. |
Приложение 1: задания для работы первичных групп.
ГРУППА № 1 Стр.89-90: составить развернутый план. Распад Тушинского лагеря. 1. Причины распада лагеря ЛжедмитрияII: А) ___________________________________ Б) ___________________________________ 2. ___________________________________ 3. ___________________________________ _____________________________________ | ГРУППА № 2 Стр.97: выучить определение понятия «семибоярщина» Стр. 91: пересказ по плану. Положение в стране: 1) народное недовольство ЛжедмитриемII; 2) убийство ЛжедмитрияII. 3)захват поляками русских городов Смоленска и Новгорода; 4) безуспешность боярского правления. |
ГРУППА № 3 Стр. 97 – выучить даты, итоги. | ГРУППА № 4 Стр. 94-96: краткий эмоциональный пересказ о героических действиях народного ополчения под предводительством К.Минина и Д.Пожарского |
ГРУППА № 5 Стр.91-94 – заполнить таблицу и подготовить краткое описание по таблице: Народное ополчение | даты | центр (город) | руководители | итоги | Первое | 1611 | | | не удалось освободить Москву | Второе | | | | | |
Приложение 2: задания на обобщение знаний по теме
«Смутное время в истории России»
Расположите события в хронологическом порядке:
А) вступление на престол Бориса Годунова;
Б) правление Лжедмитрия I в Москве;
В) гибель царевича Дмитрия в Угличе;
Г) избрание царем Михаила Романова на Земском соборе;
Д) освобождение Москвы от поляков.
Ответ:
Соотнесите понятие с соответствующим ему определением:
1) семибоярщина | А) возмущение, восстание, мятеж |
2) смута | Б) боярское правительство во главе с Ф.М. Мстиславским |
3) Смутное время | В) начало XVII века, когда в России до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась длительная вооруженная борьба за власть |
Ответ:
Укажите в приведенном списке даты деятельности второго ополчения:
А) 1613; Б) 1604-1605; В) 1611-1612; Г) 1591.
Соотнесите историческую личность с соответствующей ей характеристикой:
1) Лжедмитрий I | А) царь, избранный на Земском соборе в 1613 году |
2) Михаил Романов | Б) предположительно монах Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия |
3) Дмитрий Пожарский | В) руководитель второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году |
Ответ:
5. Что вам известно об Иване Сусанине?