Русский язык. 4 класс. Программа "Школа России".
Тема:" Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне."
Цель: Овладевать учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Задачи:1). Учить: а) группировать орфограммы по типу орфограммы, по месту
орфограммы в слове;
б) приводить примеры слов с заданной орфограммой.
2). Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;
б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;
в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия :
* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
*Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия :
* Ориентироваться в учебном материале:
задачу урока;
* Работать по заданиям опираясь на маршрутные листы, уметь находить и
подбирать проверочные слова по правилам корня: для безударных гласных
и для парных звонких или глухих согласных.
Коммуникативные универсальные учебные действия :
* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с
другом.
План урока.
Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
П...ср...ди поля л...жит зеркало,
Ст...кло голубое, рама з...лёная.
(... .)
- Как вы думаете, что должно быть записано в скобках? (Отгадка на загадку.)
- Запишите отгадку. (Озеро.)
- Вставьте пропущенные буквы.
- Проверим устно орфограммы в словах.
- На какое правило орфограммы?(Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.)
(ТАБЛИЦА - "ПРАВИЛА КОРНЯ":1. Безударные гласные, проверяемые ударением.)
3.Самоопределение к деятельности - Итак, о чём мы будем говорить и писать на уроке? (О правилах корня.)
- Почему вставленные вами буквы гласные?(Гласные звуки поются, тянутся, произносятся без преграды; гласные служат для образования слога в слове.)
- Спишите предложение, подчеркните вставленные орфограммы.
- Поставьте ударение.
- Сколько предложений записано в загадке?(1.)
- Почему?(Одна грамматическая основа: главные члены предложения- подлежащее, сказуемое.)
- Дайте характеристику этому предложению. (Повествовательное, невосклицательное, распространённое предложение.)
(ТАБЛИЦА - ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.)
Словарная работа.
(Работа в паре)
- Записать в свою рабочую тетрадь под диктовку друг другу по 7 изучаемых словарных слов (ИЗ своего ОРФОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРИКА у каждого УЧАЩИХСЯ):
. 1-й ученик диктует 2-му ученику: 7 первых словарных слов:
север берег
четверг шоссе
пирог ужин
компьютер
2-й ученик диктует 1-му ученику: 7 следующих других словарных слов:
столица огурец
капуста огород
горох ноябрь
октябрь
Взаимопроверка.
- На какое правило орфограммы в написанных вами словах?(Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением, словарные слова нужно запомнить или посмотреть как они пишутся в орфографическом словаре.)
Физминутка.
4. Работа по теме урока.
- Прочитайте.
Жи...кая каша, ре...кий ветер, ре...кий ле...,сла...кие пиро...жки, ги...кий пру..., гла...кая доро...ка, мя...кий хле... .
- Объясните какие орфограммы пропущены. (Согласные; парные звонкие - глухие согласные.)
(ТАБЛИЦА - "ПРАВИЛА КОРНЯ".)
- Запишите с доски словосочетания самостоятельно.
- На какое правило написаны словосочетания? (Парные звонкие - глухие согласные.)
(ТАБЛИЦА - "ПРАВИЛА КОРНЯ": 2. Парные звонкие - глухие согласные.)
- Проверим устно орфограммы в словах.
- Как проверить парный согласный в корне слова и на конце его?
- Запишите с доски словосочетания самостоятельно. Подчеркните вставленные орфограммы. (1-н ученик работает с комментированием у доски, устно повторно подбирая проверочные слова, вставляет парные звонкие и глухие согласные буквы.)
- Напишите ещё два слова на это правило и подчеркните орфограмму.
- Что заметили в работе в начале урока и в середине? (Сначала работали над гласными буквами, а теперь и над парными звонкими и глухими согласными.)
Каким общим правилом пользовались при написании безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, парных звонких или глухих согласных букв.)
(ТАБЛИЦА - "ПРАВИЛА КОРНЯ":1. Безударные гласные, проверяемые ударением.
2. Парные звонкие - глухие согласные.)
Работа по теме урока.
- Учебник "Русского языка" страница 115, № 218.
1. Прочитайте.
2. Какие вставите пропущенные буквы.
3. Самостоятельно выполните упражнение.
(Работа в тетрадях (самостоятельная работа) и на доске (коррекционная работа с 1-м учащимся.)
4. Проведите взаимопроверку, со сверкой с доски.
- Учебник "Русского языка" страница 115, № 219.
(Работа в тетрадях (самостоятельная работа)
- Какой вывод можете сделать по правилу корня? "
(Правило проверки орфограмм:1. Безударные гласные, проверяемые ударением.
2. Парные звонкие - глухие согласные.)
Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что было трудным на уроке?
- Что понравилось?
Домашнее задание.
- Учебник "Русского языка" страница 115, № 220.