План-конспект урока «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс: 10-а
Время: 45 минут
Место: кабинет ОБЖ
Тема: Элементы начальной военной подготовки. Ручные осколочные гранаты РГД-5, Ф-1.
Метод: Рассказ, показ
Тип урока: Урок новых знаний. Методы: Интерактивный, рассказ, показ, работа в парах, беседа. Материальное обеспечение: Гранаты Ф-1, РГД-5 макет. Автомат Калашникова АК-74, магазин АК-74, патроны 7.62мм, противогаз ГП-5, общевойсковой защитный комплект ОЗК. Компьютер. Задачи урока: Образовательные:
1.Довести до учащихся назначение, боевые свойства и устройство ручных осколочных гранат РГД-5, Ф-1
Развивающие:
2. Развивать знания, умения и навыки, обучающиеся при выполнении нормативов:
1) надевание противогаза ГП-5;
2) снаряжение магазина АК 74;
3) надевание ОЗК.
Воспитательные:
3. Воспитать у учащихся дисциплинированность, ответственность при обращении с оружием и боеприпасами. Воспитывать у учащихся патриотические качества, позитивное отношение к военной службе, прививать ценностное отношение к Отечеству.
Ход урока:
I. Вводная часть 15 мин.
Организационный момент.
Построение взвода, рапорт, приветствие, проверка внешнего вида (замечания), доведение целей и задач урока, строевой тренаж 5 мин.
Проверка ранее изученного материала.
Фронтальный устный опрос.
Подготовка к изучению нового материала.
II. Основная часть 25 мин.
Учебные вопросы: Назначение, боевые свойства и устройство ручной осколочной гранаты РГД-5
Назначение, боевые свойства и устройство ручной осколочной гранаты Ф-1.
Меры безопасности при обращении с ручными осколочными гранатами: https://www.youtube.com/watch?v=mxreT9DCngI Аудиовизуальная информация. Рассказ учителя Ручные осколочные гранаты предназначены для поражения осколками живой силы противника в ближнем бою (при атаке, в окопах, убежищах, населенных пунктах, в лесу, в горах и т. д.). На вооружении армии Донецкой Народной Республики состоят: - ручная граната РГД-5; - ручная граната Ф-1.
В зависимости от дальности разлета осколков гранаты подразделяются на наступательные и оборонительные. Ручные гранаты РГД-5 и РГН относятся к наступательным, граната Ф-1 и РГО оборонительные.
Граната состоит из простого цилиндрического корпуса с трубкой для запала, металлической ленты в качестве осколочного элемента, разрывного заряда и запала. Металлическая лента насечена на квадратики и свернута у внутренней поверхности корпуса в 3-4 слоя. При взрыве она образует легкие осколки и способствует дроблению корпуса. По оси корпуса находится трубка для запала, закрываемая при хранении металлической крышкой или пластмассовой пробкой.
1учебный вопрос - Ручная наступательная граната РГД-5- дистанционного действия, предназначена для поражения живой силы противника в наступлении и в обороне. Метание гранаты осуществляется из положений при действиях в пешем порядке и на БТР.
Ручная наступательная граната РГД-5 Осколочная граната РГД-5 несколько легче и удобнее, чем РГ-42. РГД-5 состоит из корпуса с трубкой для запала, разрывного заряда и запала УЗРГМ (УЗРГМ-2). Обтекаемый корпус собран из верхней и нижней частей, каждая из которых включает внешнюю оболочку и вкладыш. Приведенная площадь рассеивания осколков - 28-32 кв.м. Отверстие для запала при хранении закрывается пластмассовой пробкой.
Для ношения ручных осколочных гранат служит брезентовая сумка на две гранаты с кармашком для запалов. Однако в последние годы в войсках в боевых условиях предпочитают носить гранаты в карманах жилетов.
Характеристика:
-Масса гранаты - 310 г.
-Дальность броска - 40-50 м.
-Время замедления - 3,2-4,2 с.
-Радиус убойного действия осколков - 25 м.
2 учебный вопрос - Ручная оборонительная граната Ф-1 («лимонка»).
Дистанционного действия, предназначена для поражения живой силы преимущественно в оборонительном бою. Метать гранату можно из различных положений и только из-за укрытия, БТР или танка.
Была разработана на основе французской осколочной гранаты F-1 модели 1915 г. (не путать с современной моделью F-1 с пластиковым корпусом и полуготовыми осколками) и английской гранаты системы Лемона (с терочным запалом), поставлявшихся в Россию в годы первой мировой войны. Отсюда - обозначение Ф-1 и прозвище «лимонка». На вооружение ВС РФ принята с дистанционным взрывателем («запалом») Колешникова. Воспламенение капсюля дистанционного состава — механизмом ударникового действия. В 1939 г была модернизирована. Применяемая ныне Ф-1 состоит из корпуса, разрывного заряда и запала УЗРГМ (УЗРГМ-2). Толстостенный корпус выполнен из литого чугуна с внешней насечкой. Отверстие для запала при хранении гранаты закрывается пластмассовой пробкой.
Корпус при разрыве дает 290 крупных тяжелых осколков с начальной скоростью разлета около 730 м/с. При этом, на образование убойных осколков идет 38% массы корпуса, остальное попросту распыляется. Приведенная площадь разлета осколков - 75-82 квадратных метров.
Метание гранаты производится из-за укрытия. Имеется учебно-имитационный вариант УРГ, повторяющий Ф-1 по форме и весу.
Характеристика:
- Масса гранаты - 600 г.
- Масса боевого заряда - 60 г.
- Дальность броска - 35-45 м.
- Время замедления - 3,2-4,2 с.
- Радиус убойного действия осколков - 200 м.
3 учебный вопрос - меры безопасности.
Гранаты переносятся в гранатных сумках. Запалы помещаются в них отдельно от гранат, при этом каждый запал завертывается в бумагу или ветошь.
Перед укладкой в сумку и перед заряжанием гранаты и запалы необходимо осматривать. Корпус гранаты не должен иметь глубоких вмятин и глубоко проникшей ржавчины. Трубка для запала и запал должны быть чистыми, без помятостей и ржавчины; концы предохранительной чеки должны быть разведены, и не иметь трещин на загибах. Запалы с трещинами и зеленым налетом пользоваться нельзя. При переносе гранат надо оберегать от толчков, ударов, огня, грязи и сырости.
Заряжать гранаты (вставлять запал) разрешается только перед ее метанием. Разбирать боевые гранаты и устранять в них неисправности, переносить гранаты вне сумок (подвешенными за кольцо предохранительной чеки), а также трогать неразорвавшиеся гранаты запрещается.
4 учебный вопрос - выполнение нормативов:
1) надевание противогаза ГП-5;
2) снаряжение магазина АК 74;
3) надевание ОЗК.
III. Заключительная часть.
1.Подведение итогов занятий. 2. Домашнее задание. 3. Выставление оценок за урок. 4. Организованный выход.