Приложение 2
ООО «Столичный учебный центр»
План-конспект урока
по математике
в 5А классе
в Таймырском муниципальном казенном общеобразовательном учреждении
«Хатангская средняя школа № 1» с. Хатанга
на тему: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Разработала: Бондарева Зоя Константиновна
слушатель-практикант курсов
профессиональной переподготовки
«Учитель математики: Преподавание
математики в образовательной
организации» (600 часов),
Проверила: Заместитель директора по УВР
/ __________/ /Кикоть С.В._/
подпись ФИО руководителя практики
село Хатанга, 2020
Тема урока. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Дата проведения. 31.01.2020
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний и навыков.
Цели урока.
Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, наоборот, переводить смешанные числа в неправильные дроби.
Развивающие: Развитие быстроты работы мысли; развитие памяти, правильной устной и письменной математической речи учащихся; развитие умения слушать, записывать примеры под диктовку учителя и объяснять ход решения заданий; развитие навыков самостоятельной работы, взаимопроверки и самоконтроля.
Воспитательные: продолжить воспитание у школьников аккуратности записей в тетради; учить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общей задачи; воспитывать дружеские взаимоотношения в классе и умение работать в группах.
Задачи.
Освоение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»;
Закрепить понятия смешанного числа;
Отрабатывать умение вычислять сумму или разность двух и более дробей или смешанных чисел.
Планируемые образовательные результаты.
-знать правила сложения и вычитания смешанных чисел;
-уметь вычислять сумму или разность двух и более дробей или смешанных чисел.
Основные термины, понятия.
Обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби, правильная дробь, неправильная дробь, смешанное число, целая часть, дробная часть.
Оборудование
Компьютер, мультимедийная приставка, компьютерная презентация с заданиями, раздаточный материал карточки с заданиями, доска, мел, тетрадь, учебник.
Используемые технологии:
-технология сотрудничества;
-информационные технологии;
-игровые технологии
Используемые учебники и учебные пособия:
1.Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с.
2.Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов / С.С.Минаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
3.Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс / Сост. Л.П.Попова. – М.: ВАКО, 2012.
Структура урока
Организационный момент
Повторение и обобщение изученного материала:
- устная работа
- графический диктант
Основная часть. Путешествие: выполнение заданий
- Свиток из Пирамиды Хеопса
- Решение задач
Физкультминутка
Работа по карточкам
Подведение итогов
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент, приветствие, пожелания плодотворной работы.
Здравствуйте!
Прозвенел сейчас звонок
Начинается урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Сегодня я предлагаю вам на этом уроке совершить путешествие в Царство чисел.
Итак, наше путешествие будет называться «Сложение и вычитание смешанных чисел».
А эпиграфом нашего путешествия будут слова Б. Паскаля
«Предмет математики настолько серьезен,
что не нужно упускать случая делать
его немного занимательным и интересным»
Вы не против?! Как настроение? Тогда вперед!
(Слайд 1)
А как будет называться наше Царство, нам поможет в этом ребус, который вы должны будете разгадать.
(Слайд 2)
Молодцы, наше Царство называется Смешанные числа.
Откроем тетради. Запишем число, классная работа, тема урока «Смешанные числа»
(Слайд 3)
Ребята, а какие действия вы уже умеете выполнять с нашими числами? (Сложение и вычитание)
II. Актуализация знаний. Повторение и обобщение изученного материала.
Однако прямо сейчас отправиться в путешествие мы не можем. Любое путешествие требует подготовки, нужно собрать багаж.
Что для нас будет багажом? (Необходимые знания.)
И во время этого путешествия мы должны повторить необходимые правила и закрепить умение складывать и вычитать смешанные числа.
Итак, мы отправляемся в Царство чисел. (Дети задают друг другу вопросы и сами на них отвечают).
(Слайд 4)
- Какие бывают дроби? (правильные, неправильные)
- Что означает черта в дроби?
- Как называется число, стоящее над дробной чертой?
- Как называется число, стоящее под дробной чертой?
- Что показывает знаменатель дроби, числитель?
- Что такое смешанные числа?
- Как найти целую и дробную части неправильной дроби?
- Как записать смешанное число в виде неправильной дроби?
- Как складывают и вычитают смешанные числа?
(Слайд 5)
А знаете ли вы, что название «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий ученый – математик, монах Максим Плануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. И сегодня мы на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.
Итак, багаж собран, теперь нужно составить маршрут путешествия.
Маршрут нам поможет составить графический диктант, который мы выполним.
- Выполняем графическую работу.
- Верно ли утверждение? «Да» Λ, «Нет» -
(Слайд 6)
Чтобы не сбиться с пути, проверим наш маршрут. (Поменялись тетрадями проверили маршрут соседа, неверное подчеркнуть карандашом).
Λ_ΛΛ_Λ_Λ
(Учащиеся при помощи цветных кружков показывают свое решение).
Зеленую карточку поднимают те учащиеся, которые верно определили весь маршрут нашего путешествия без ошибок,
желтую – определили неточный маршрут и допустили 1-3 ошибки,
красную - это ребята, которые могли сбиться с пути и допустили 4 и более ошибок.
Полученный рисунок – это маршрут нашего путешествия. Вершины на рисунке – это вершины, которые нам нужно сегодня покорить. Надо покорить все вершины, а сколько их у нас? (5)
Но с одной из них мы уже справились, выполнили графический диктант, определив маршрут нашего путешествия. И нам осталось еще 4 вершины.
III.Основная часть. Путешествие: выполнение заданий
Продолжая путешествие, двигаемся к следующей вершине «Свиток из Пирамиды Хеопса» В Египте в древней Пирамиде Хеопса археологами был обнаружен немного истлевший свиток. На свитке изображены дроби. Для изучения и расшифровки информации его отдали нам. Как нужно его расшифровать? А как вы думаете, что нам необходимо сделать в этом задании? (Поставить «+» или «-») Затруднение вызвано тем, что одно из равенств неверно. Давайте расшифруем древний текст:
(Слайд 7)
Учащиеся записывают в тетрадь и расставляют знаки. Далее учащиеся по очереди выходят к слайду, расставляют знаки и комментируют, используя правила сложения и вычитания смешанных чисел.
Отлично, двигаемся к следующей вершине «Решение задач»
Переходим к решению задач. (К доске выходят два ученика, а остальные оформляют и решают в тетрадях)
Решение задач из учебника
№ 1119
На базу привезли яблоки на двух грузовиках. На первом было т яблок, а на втором — на т меньше.
Сколько тонн яблок привезли на базу? Выразите ответы в центнерах.
Решение:
№ 1120
Два шахматиста сыграли две партии: первая партия продолжалась ч, а вторая — на ч больше.
Сколько часов продолжалась игра?
Выразите продолжительность игры в минутах.
Решение:
(Слайд 8)
IV.Физкультминутка
Правильная дробь – руки поднять вверх и хлопать.
Неправильная дробь – присесть, встать.
Смешанное число – нагнуться, разогнуться.
(Слайд 9)
Учитель читает дроби . Учащиеся выполняют физические упражнения.
V.Работа по карточкам
Отлично, двигаемся дальше и выше, осталось совсем немного. И следующая вершина у нас состоит из работы в группах.
Учащихся разбиваю на группы и раздаю по три карточки. В каждой карточке решая примеры, каждому ответу соответствует буква, в итоге получается и составляется слово. Соединив все слова вместе, мы должны получить пословицу, которая и раскрывает смысл нашего урока.
(Слайд 10)
Карточки для групповой работы
Карточка 1
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Карточка 2
20 | | 11 | | | 11 | | | | |
т | я | с | и | б | с | р | а | о | ю |
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
Карточка 3
| 11 | | | | | | |
я | е | л | п | р | а | о | к |
1)
2)
3)
4)
5)
6)
6)
Пословица - «Знания собираются по капле»
VI.Подведение итогов
Задание – раскрыть смысл этой пословицы, учащиеся высказывают свое мнение.
А какие пословицы, близкие по смыслу вы еще знаете?
Учиться никогда не поздно.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Есть терпенье, будет и уменье.
VII.Рефлексия
Наше путешествие подходит постепенно к завершению.
-Что вам понравилось больше всего?
-Что показалось трудным?
(Можно поставить на полях в тетрадях (!) знак, если вы легко справились со всеми заданиями и примеры решили без затруднений, а (?) знак, если были где-то затруднения, вопросы, сомнения.)
Урок сегодня завершен
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут!
VIII.Домашнее задание
И мы с вами подошли к последней вершине «Домашнее задание» (Слайд 12) нашего путешествия в Царство «Смешанных чисел». Оно будет творческим, то есть вы должны будете пройти через эту вершину самостоятельно дома.
Д/з
1) составить задачу с использованием правильных и неправильных дробей с одинаковыми знаменателями
2) сказку о дробях или придумать ребус
3) рассказ «Для чего мне нужны смешанные числа?»
7
Самоанализ урока
Урок математики проведен в 5А классе на тему: «Смешанные числа». Это второй урок из восьми по этой теме.
Класс организован, дисциплинирован. Класс состоит из 20 человек. Из них 40% с достаточным уровнем учебной мотивации, 45% - с высоким, 15% - с низким. У ребят класса сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений. Судя по результатам, учебные интересы сформированы и разнообразны. Дети любознательны, работоспособны, между ними установились дружеские отношения. На уроке свободно высказывают свою точку зрения, к заданиям подходят творчески.
При подготовке к уроку учтены все программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития нашей школы. При проведении урока соблюдены социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические условия.
Для работы на уроке поставлена триединая цель.
Образовательные цели:
закрепить определение смешанных чисел;
продолжить переводить неправильную дробь в смешанное число;
усилить практическую направленность обучения.
Развивающие цели:
развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимательность;
развивать умение рационально планировать работу;
осуществлять контроль за своей деятельностью.
Воспитательные цели:
формировать устойчивую мотивацию и интерес к учению;
учить ясно и точно выражать свои мысли;
проводить рефлексию своей деятельности.
Триединая цель – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. Познавательный – это основной и определяющий ее аспект. На данном уроке выполнялись основные требования данного аспекта, в частности: учащиеся на уроке учились самостоятельно добывать знания, безошибочно выполнять работу, сочетать знания и навыки. Развивающий аспект - складывается из развития речи и мышления учащихся. Обогащению и усложнению словарного запаса, и умению мыслить на уроке способствовало постоянное общение между учителем и учащимися. Воспитательный аспект триединой цели урока предусматривает использование содержания учебного материала, различных методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности учащихся. Он направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Ни для кого не секрет, что современные дети любят разнообразие на уроках, праздники, а также приятные сюрпризы. По своему опыту знаю, что многие дети предпочитают игровое состязание. И это большой стимул для учащихся. Они с удовольствием выполняют задания.
Для достижения триединой цели урока в течение всего урока поэтапно решались поставленные задачи.
Предметные:
Читать и записывать смешанные числа.
Переводить неправильную дробь в смешанное число.
Углубить и развивать представления о дробных числах.
Личностные:
Ответственно относиться к учению;
Усилить мотивацию к обучению;
Проявлять инициативу при выполнении заданий;
Осознать значимость смешанных чисел в практической жизни;
Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся
Метапредметные:
Видеть математическую задачу в окружающей жизни;
Самостоятельно определять цель своего обучения;
Осуществлять контроль своей деятельности по эталону;
Строить логические рассуждения.
Урок закрепления знаний и умений (Структура урока комплексного применения знаний и умений)
Организационный этап.2 мин.
Актуализация знаний.7 мин
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые) 6 мин
в изменённой ситуации (конструктивные) 7 мин
Физкультминутка. 2 мин
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 10 мин.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 3 мин
Рефлексия (подведение итогов занятия) 3 мин
Оборудование к уроку: Компьютер, мультимедийная приставка, презентация, раздаточный материал, доска, мел.
Метод обучения: репродуктивный.
Методы осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, практические.
Форма обучения: беседа, практикум.
Средства обучения: компьютерная презентация, карточки с заданиями, тетрадь, учебник.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная.
Прогнозируемый результат:
знать правила сложения и вычитания смешанных чисел;
уметь вычислять сумму или разность двух и более дробей или смешанных чисел.
Итог урока. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. На данном уроке применялся разноуровневый метод обучения. Любой процесс познания начинается с искорки, побуждающей к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Для отдыха и переключения на другой вид деятельности проведена физкультминутка
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Домашнее задание было объяснено. Итог урока подведен. План урока выполнен, обучающиеся закрепили знания по теме «Смешанные числа». Результативность урока хорошо прослеживалась и на этапе рефлексии.
Используемая литература к подготовке урока:
Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с.
Математика, 5 класс. Часть 2: учебник для 5 класс / Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон. – «С-инфо», «Баласс», 1997.
Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов / С.С.Минаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс / Сост. Л.П.Попова. – М.: ВАКО, 2012.